Тема. Предлоги.
Цель. На практическом уровне познакомить детей с предлогами; учить пользоваться предлогами в устной речи.
Оборудование. Карандаши, предметные картинки на доске, изображающие куб и шар, которые находятся в разных положениях.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед предлагает ученикам придумать по одному предложению из трех слов.
II. Предлог как самостоятельное слово.
Логопед предлагает ученикам выполнить следующие задания.
Положить карандаши на книгу.
Положить карандаши в книгу.
Положить карандаши под книгу.
Положить карандаши... книгу.
Логопед поясняет: «Вы затрудняетесь выполнить последнее задание только потому, что я пропустила одно маленькое слово. Догадайтесь, какое слово я пропустила».
Затем логопед продолжает «Положите карандаш на книгу. (Задание выполняется.) Положите карандаши... книгу. Какое пропущено слово? (На.)»
Далее повторяются те же задания, но предлоги не называются. Ученики каждый раз называют пропущенный предлог.
|
|
III. Составление словосочетаний с предлогом.
Логопед выполняет различные действия, например кладет карандаши в пенал. Ученики называют только предлог в.
На доске нарисованы кубик и шарик в разных положениях: на кубике, под кубиком, за кубиком, в кубике, над кубиком.
Логопед предлагает ученикам ответить на вопрос сначала одним маленьким словом, затем словосочетанием.
«Где лежит шарик? —... на кубике.... в кубике*.
Логопед предлагает детям изобразить маленькие слова графически П (квадратиком).
В заключение логопед делает вывод: чтобы правильно построить предложение, необходимо помнить о маленьких, но очень важных словах, без которых предложение теряет смысл. Эти слова называются предлогами.
Задание. Составить словосочетание, отвечая на вопрос где шарик? Начертить схему. _____^___
Образец: 1——___ □ II.
IV. Итог занятия.
Логопед спрашивает: «Что нового вы узнали на занятии?»