Тема. Работа над рассказом «Альма».
Цель. Учить детей составлять план рассказа, использовать составленный план при пересказе.
Оборудование. Предметные картинки, изображающие собаку, щенят, конуру. (Контурные и раскрашенные изображения.)
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Логопед читает загадку:
Хвостик крючком, Ушки торчком. Возле дома лежит. Дом сторожит.
II. Работа над рассказом «Альма».
Логопед читает первый вариант рассказа «Альма»:
«Это собака Альма. У Альмы щенята. Альма и щенята живут в конуре».
Логопед спрашивает: «Про кого рассказ? Как зовут собаку? Кто у Альмы? Где живут Альма и щенята? Почему рассказ назван «Альма»?»
1) Пересказ рассказа по контурным картинкам.
(Картинки выставляются на наборном полотне в последовательности рассказа.)
Логопед читает второй вариант рассказа:
«Это собака Альма. Она рыжая с белыми пятнами. Ушки у Альмы остренькие, торчком, хвост пушистый. Глаза большие и добрые, но зато зубы острые.
У Альмы щенята. Альма и щенята живут в конуре». «Что нового вы узнали из рассказа? — спрашивает логопед. (Какая была Альма) — Расскажите, была Альма. (На наборное
полотно выставляется картинка, где контуры собаки Альмы раскрашены.)
Логопед читает третий вариант рассказа:
«Это собака Альма. Она рыжая с белыми пятнами. Ушки у Альмы остренькие, торчком, хвост пушистый. Глаза большие и добрые, но зато зубы острые.
У Альмы щенята. Один щенок, рыжий с белыми пятнами, похож на Альму, а другой весь рыжий. У пестренького щенка хвостик беленький, а у рыженького — рыжий.
Альма и щенята живут в конуре».
«Что нового вы узнали из рассказа? — спрашивает логопед. — (Какие были щенята.) Расскажите, какие были щенята». (Выставляется картинка, где контуры щенят раскрашены.)
Логопед читает четвертый вариант рассказа:
«Это собака Альма. Она рыжая с белыми пятнами. Ушки у Альмы остренькие, торчком, хвост пушистый. Глаза большие и добрые, но зато зубы острые.
У Альмы щенята. Один щенок, рыжий с белыми пятнами, похож на Альму, а другой весь рыжий. У пестренького щенка хвостик беленький, а у рыженького — рыжий.
Альма и щенята живут в конуре. Конура у них большая, теплая. Всем удобно».
«Что нового вы узнали из рассказа? — интересуется логопед. — (Какая была конура.) Расскажите, КЭ.КЭ.Я была конура». (Выставляется картинка с изображением раскрашенной конуры.)
Вопросы.
О ком вы сначала узнали из рассказа? (О собаке Альме.) Что вы узнали об Альме? (Какая она была.) О ком вы потом узнали? (О щенятах.) Что вы узнали о щенятах? (Какие были щенята.) Что вы узнали о конуре? (Какая у них была конура.) Сколько картинок мы выставляли? (Три картинки.) «Вспомните и назовите картинки по порядку», — предлагает логопед. — (Собака, щенята, конура.)
Вопросы:
Сколько частей в рассказе?
О ком говорится в первой части рассказа?
О ком говорится во второй части рассказа?
О чем говорится в третьей части рассказа?
Логопед предлагает учащимся дать название каждой части рассказа. («Альлш», «Щенята*, «Конура*.) Подводит итог: «У нас получился план рассказа».
2) Пересказ рассказа «Альма» целиком по плану.
Учащиеся называют первую часть рассказа, потом вторую и третью. Первый раз рассказ пересказывается цепочкой. В пересказе участвуют три ученика, затем весь рассказ пересказывает один ученик.
3) Сравнение первого и последнего вариантов рассказа. Логопед выясняет, какой из рассказов учащимся больше понравился и почему.
III. Итог занятия,
«Чему вы сегодня научились? Что помогло вам пересказать этот рассказ?» — спрашивает логопед.
Задание 10. Прослушайте рассказ «Мурка». Назовите количество частей в рассказе. Составьте план к рассказу. Придумайте и назовите подходящие к плану картинки. Перескажите рассказ по плану и воображаемым картинкам.
Мурка.
У нас есть кошка. Ее зовут Мурка. Мурка черная, только лапки и хвостик у нее беленькие. Шерстка мягкая, пушистая. Хвост длинный и тоже пушистый. Глаза у Мурки желтые, как огоньки.
У Мурки пять котят. Три котенка совсем черные, а два — пестрые: черные с белыми пятнами. Лапки у всех котят беленькие, а глаза голубые. Котята пушистые, как комочки.
Мурка и котята спят в корзинке. Корзинка очень большая. Всем котятам удобно и тепло.
Ночью Мурка ловит мышей, а котята сладко спят.
Задание 11. Самостоятельно придумайте рассказ из трех частей про курицу-хохлатку.