Конспект занятия. Тема. Работа над рассказом «Альма»

Тема. Работа над рассказом «Альма».

Цель. Учить детей составлять план рассказа, использовать составленный план при пересказе.

Оборудование. Предметные картинки, изображаю­щие собаку, щенят, конуру. (Контурные и раскрашенные изоб­ражения.)

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Логопед читает загадку:

Хвостик крючком, Ушки торчком. Возле дома лежит. Дом сторожит.

II. Работа над рассказом «Альма».

Логопед читает первый вариант рассказа «Альма»:

«Это собака Альма. У Альмы щенята. Альма и щенята живут в конуре».

Логопед спрашивает: «Про кого рассказ? Как зовут собаку? Кто у Альмы? Где живут Альма и щенята? Почему рассказ на­зван «Альма»?»

1) Пересказ рассказа по контурным картинкам.

(Картинки выставляются на наборном полотне в последова­тельности рассказа.)

Логопед читает второй вариант рассказа:

«Это собака Альма. Она рыжая с белыми пятнами. Ушки у Альмы остренькие, торчком, хвост пушистый. Глаза большие и добрые, но зато зубы острые.

У Альмы щенята. Альма и щенята живут в конуре». «Что нового вы узнали из рассказа? — спрашивает логопед. (Какая была Альма) — Расскажите, была Альма. (На наборное

полотно выставляется картинка, где контуры собаки Альмы раскрашены.)

Логопед читает третий вариант рассказа:

«Это собака Альма. Она рыжая с белыми пятнами. Ушки у Альмы остренькие, торчком, хвост пушистый. Глаза большие и добрые, но зато зубы острые.

У Альмы щенята. Один щенок, рыжий с белыми пятнами, похож на Альму, а другой весь рыжий. У пестренького щенка хвостик беленький, а у рыженького — рыжий.

Альма и щенята живут в конуре».

«Что нового вы узнали из рассказа? — спрашивает логопед. — (Какие были щенята.) Расскажите, какие были щенята». (Вы­ставляется картинка, где контуры щенят раскрашены.)

Логопед читает четвертый вариант рассказа:

«Это собака Альма. Она рыжая с белыми пятнами. Ушки у Альмы остренькие, торчком, хвост пушистый. Глаза большие и добрые, но зато зубы острые.

У Альмы щенята. Один щенок, рыжий с белыми пятнами, похож на Альму, а другой весь рыжий. У пестренького щенка хвостик беленький, а у рыженького — рыжий.

Альма и щенята живут в конуре. Конура у них большая, теп­лая. Всем удобно».

«Что нового вы узнали из рассказа? — интересуется лого­пед. — (Какая была конура.) Расскажите, КЭ.КЭ.Я была кону­ра». (Выставляется картинка с изображением раскрашенной конуры.)

Вопросы.

О ком вы сначала узнали из рассказа? (О собаке Альме.) Что вы узнали об Альме? (Какая она была.) О ком вы потом узнали? (О щенятах.) Что вы узнали о щенятах? (Какие были щенята.) Что вы узнали о конуре? (Какая у них была конура.) Сколько картинок мы выставляли? (Три картинки.) «Вспомните и назовите картинки по порядку», — предлага­ет логопед. — (Собака, щенята, конура.)

Вопросы:

Сколько частей в рассказе?

О ком говорится в первой части рассказа?

О ком говорится во второй части рассказа?

О чем говорится в третьей части рассказа?

Логопед предлагает учащимся дать название каждой части рассказа. («Альлш», «Щенята*, «Конура*.) Подводит итог: «У нас получился план рассказа».

2) Пересказ рассказа «Альма» целиком по плану.

Учащиеся называют первую часть рассказа, потом вторую и третью. Первый раз рассказ пересказывается цепочкой. В пере­сказе участвуют три ученика, затем весь рассказ пересказывает один ученик.

3) Сравнение первого и последнего ва­риантов рассказа. Логопед выясняет, какой из расска­зов учащимся больше понравился и почему.

III. Итог занятия,

«Чему вы сегодня научились? Что помогло вам пересказать этот рассказ?» — спрашивает логопед.

Задание 10. Прослушайте рассказ «Мурка». Назовите количество частей в рассказе. Составьте план к рассказу. Придумайте и назовите подходящие к плану картинки. Перескажите рассказ по плану и вообра­жаемым картинкам.

Мурка.

У нас есть кошка. Ее зовут Мурка. Мурка черная, только лап­ки и хвостик у нее беленькие. Шерстка мягкая, пушистая. Хвост длинный и тоже пушистый. Глаза у Мурки желтые, как огоньки.

У Мурки пять котят. Три котенка совсем черные, а два — пестрые: черные с белыми пятнами. Лапки у всех котят белень­кие, а глаза голубые. Котята пушистые, как комочки.

Мурка и котята спят в корзинке. Корзинка очень большая. Всем котятам удобно и тепло.

Ночью Мурка ловит мышей, а котята сладко спят.

Задание 11. Самостоятельно придумайте рассказ из трех частей про курицу-хохлатку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: