Конспект занятия

Тема. Рассказ «Ласточки».

Цель. Тренировать учеников в составлении плана расска­за и рассказывании по плану.

Оборудование. Картинка с изображением ласточки.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Логопед предлагает учащимся придумать предложение про ласточку по картинке.

П. Работа с рассказом «Ласточки». 1)Логопед читает рассказ:

«Ласточка летала около окошка и зацепилась лапкой за нит­ку. Конец ветки был привязан к окну ниткой. Нитка не пуска­ла ласточку. Тогда она стала громко пищать. На ее писк слете­лось много ласточек. Они летали вокруг подружки и щебетали.

Вот одна из них клюнула нитку. Потом стали клевать нитку и другие ласточки. Скоро ласточка была свободна».

2)Ответы на вопросы.

Логопед предлагает учащимся ответить на вопросы одним словом.

Что случилось с ласточкой? (Беда.)

Что оказали ласточке ее подруги? (Помощь.)

Где оказалась ласточка? (На свободе.)

3) Де л е н и е рассказа на части.

«На сколько частей можно разделить рассказ? Придумайте название каждой части», — говорит логопед.

Учащиеся вместе с логопедом составляют план рассказа.

План

1. Беда.

2. Помощь.

3. На свободе.

Дети отвечают на вопросы логопеда. О чем вы будете рассказывать в первой части? О ком будете рассказывать во второй части? О чем расскажете в третьей части?

4) Пе ресказ рассказала «Ласточки» по частям.

5) Пересказ рассказа целиком.

Логопед спрашивает учащихся, что можно сказать про лас­точек. (Хорошие подруги.).

III. Итог занятия.

Логопед обращается к детям: «С каким рассказом вы сегод­ня познакомились? Что научились делать?»

Тренировочные упражнения

Задание 1. Прослушайте рассказ. Дайте ему название. Составьте план рассказа и перескажите его по плану.

Лена, Коля и Сережа пошли в лес за грибами. По дороге в лес была речка. Вместо мостика положена узкая дощечка. Первым стал переходить речку Сережа. Дощечка затрещала и перело­милась. Сережа упал в воду. Плавать он не умел.

Лена и Коля растерялись. Коля быстро снял рубашку, а Ле­на — косынку и пояс. Все это они связали вместе. Бросили один конец веревки Сереже и стали тянуть.

Так дети помогли Сереже выбраться из воды.

Вопросы.

Как можно назвать Лену и Колю? (Хорошие друзья.)

Как можно озаглавить рассказ? (•Хорошие друзья*.)

Задание 2. Прослушайте рассказы. Подумайте, что больше поможет вам при пересказе этих рассказов: слова, обозначающие действия, кар­тинки или план рассказа.

На лугу.

Как пышнО цветет и зеленеет луг! Он похож на пестрый ко­вер. Много здесь разных трав и цветов. Вот дикий овес золотит­ся на солнце. Из земли выглядывают красные и белые головки мака. Качаются синие колокольчики. На сырых местах целы­ми полянами красуются голубые незабудки. Порхают над цве­тами разноцветные бабочки.

(М. Пришвин.)

Обвал.

Белка спала в гнезде, на ветке ели. Вдруг тяжелый ком об­рушился на крышу гнезда. Белка выскочила. Ее бельчата оста­лись в гнезде. Белка принялась раскапывать снег. Он только придавил крышу. Гнездо осталось цело. Бельчата даже не про­снулись.

(По В. Бианки) Воробей.

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала кра­сться. Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья. Он упал из гнезда и сидел, растопырив крылышки.

Я поспешил отозвать пса. Пес приблизился ко мне, недоволь­но рыча. Я погладил его, успокоил, и мы двинулись дальше.

(По И. Тургеневу.)

Заяц.

Бегал ночью зайчик по полю от волка да от хитрой лисы. Попал в ямку и сломал ножку.

Пополз он к лесу. Увидел зайчика филин и полетел на бед­ного зверька. Некуда спрятаться зайцу, дрожит от страха.

Вдруг увидел он елочку и забился в снег под ее иглы. Кру­жился филин над елкой, но ничего не смог сделать.

(По В. Бианки.)

Олень.

Олень бежал от преследователя. Много километров пробежал олень. Наконец он умерил бег и отдышался. Ему казалось, что он ушел от преследователя.

Когда олень повернул голову, он вновь увидел своего врага. И снова надо бежать. Ноги сильно устали. Израненные ноги оставляли на снегу следы крови.

И вот олень вышел на край тайги. Близко сверкал огнями по­селок. Олень остановился, вскинул красивую голову. Он испу­ганно смотрел на огни, на шумный поселок. И вдруг олень ри­нулся вперед, к людям. Там он искал спасения он браконьера.

Осень.

Наступила осень. По небу гуляют серые тучи. Моросит холод­ный дождь. Солнце светит мало. Желтые листья падают на зем­лю. Земля похожа на красивый ковер.

Как ловят обезьян.

Обезьяны очень любопытны. Этим и пользуются при охоте на них. Чтобы поймать обезьянку, берут тяжелый"кувшин с узким горлышком. В него насыпают немного орехов и ставят в лесу.

Любопытная обезьяна подходит к кувшину. Она смотрит, что внутри. Вот она видит в кувшине орехи. Обезьяна протяги­вает за ними руку. Набирает орехи*в кулак. Рука, сжатая в ку­лак, не проходит через узкое горлышко кувшина. Но обезьяна не разжимает кулака. Ей жаль бросить орехи.

Унести кувшин она не может. Он слишком тяжелый. А вот и охотник. Он подходит к обезьяне. Но и теперь она крепко дер­жит орехи в кулаке. За свою жадность обезьяна расплачивается свободой.

Примечание.

Пересказ с опорой на предметные картинки удобен для сле­дующих рассказов: «На лугу», перечень картинок: луг, дикий овес, маки, колокольчики, незабудки, бабочки; «Заяц», перечень картинок: заяц, волк, лиса, ямка, филин, елочка; «Осень», перечень картинок: тучи, дождик, солнце, листья.

Пересказ с опорой на глаголы удобен для рассказа «Обвал», глаголы: спала, обрушился, выскочила, остались, приня­лась, раскапывать, придавил, не проснулись.

Пересказ по плану удобен для следующих рассказов:

«Воробей»

1. Возвращение с охоты.

2. Опасность.

3. Опасность миновала.

«Олень»

1. Преследование оленя.

2. Преследование продолжается.

3. Спасение у людей.

«Как ловят обезьян»

1. Любопытство обезьян.

2. Приманка для обезьян.

3. Обезьяна в плену.

4. Жадность губит обезьяну.

Логопед добивается самостоятельности в мышлений уча­щихся как в подборе картинок и глагол)ов, так и в составлении плана к рассказу. В случае затруднения педагог оказывает по­мощь наводящими вопросами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: