double arrow

Специальные методы бетонирования

К специальным способам бетонирования относятся раздельное и подводное бетонирование.

Способ раздельного бетонирования заключается в нагнетании цементно-песчаного раствора в пустоты между крупным заполнителем, предварительно уложенным в опалубку бетонируемой конструкции. Этим способом возводят железобетонные резервуары, где требуется повышенная плотность бетона, бетонируют в условиях интенсивного притока грунтовых вод, устраивают монолитные сваи и другие заглубленные в грунт конструкции, трудно доступные для вибрирования и контроля качества уложенного бетона.

Способ раздельного бетонирования по сравнению с послойной укладкой смеси имеет некоторые технологические преимущества: возможность использования крупного заполнителя, отсутствие расслоения бетонной смеси из-за раздельной перевозки заполнителя и растворной составляющей, возможность бетонирования с минимумом рабочих швов и др.

Различают два способа раздельного бетонирования — гравитационный и инъекционный. В первом случае раствор проникает в крупный заполнитель под действием сил тяжести, во втором — под давлением, образуемым нагнетанием. Способ нагнетания более эффективен и поэтому получил широкое распространение, особенно при бетонировании тонкостенных конструкций.

При толщине конструкции более 1 м нагнетание раствора в крупный заполнитель происходит через стальные инъекционные трубы, устанавливаемые в опалубку, а при толщине конструкции менее 1 м — через боковые инъекционные отверстия в, опалубке

При бетонировании тонкостенных конструкций на уровне инъекционного отверстия по толщине конструкция укладывают спирали из проволоки диаметром 3...5 мм, которые образуют цилиндрические отверстия, что облегчает инъекцию раствора.

На эффективность инъецирования существенно влияет гранулометрический состав заполнителей. При раздельной укладке бетона проблема удобоукладываемости заменяется проблемой проницаемости крупного заполнителя цементно-песчаным раствором (). Для обеспечения наилучшей проницаемости крупного заполнителя раствором при подборе составов смеси применяют две фракции заполнителя.

Вибрирование заполнителя в процессе инъекций непрактично, так как эффект тиксотропйи сводится на нет из-за уменьшения пустотности в наброске крупного заполнителя.

При использовании бетонных смесей на пористых заполнителях, отсасывающих из раствора влагу, во избежание уменьшения подвижности раствора и пробкообразования заполнитель в опалубке следует обильно смачивать водой.

При бетонировании тонкостенных конструкций и нагнетании раствора через инъекционные отверстия подача раствора прекращается после того, как уровень его достигнет очередного яруса инъекционных отверстий. При бетонировании раздельным способом не допускаются перерывы в работе более 20 мин, так как при большей продолжительности перерыва может произойти закупорка инъекционных труб и инъекционных отверстий.

Чтобы уменьшить кольматацию раствора вокруг наконечника инъекционной трубы, этот участок ее на высоте 15...20 см должен быть перфорированным.

При экономической оценке раздельного бетонирования следует иметь в виду, что основным фактором, влияющим на экономические показатели, является стоимость опалубки.

Подводное бетонирование применяют при строительстве опор мостов, днищ опускных колодцев и других сооружений, возводимых в водоемах или в условиях высокого стояния грунтовых вод.

Главным условием получения качественного бетона при подводном бетонировании является сохранение заданного водоцемент-яого отношения.

Существуют четыре способа подводного бетонирования: вертикального перемещения трубы (ВПТ), восходящего раствора (ВР), втрамбовывания бетонной смеси в ранее уложенную и укладка смеси в мешках.

Способ вертикального перемещения трубы заключается в том, что бетонную смесь подают в опущенные до основания будущего сооружения трубы ().

Бетонную смесь подают по стальным бесшовным трубам диаметром до 200 мм, собираемым из звеньев длиной 0,5... 1 м с помощью быстроразъемных водонепроницаемых соединений. У верхнего звена трубы устраивают воронку или бункер для загрузки бетонной смеси.

Для предотвращения вымывания укладываемой бетонной смеси, демента и частиц песка участок бетонирования защищают от притока воды шпунтовыми ограждениями или специально изготовленной опалубкой.

При подводном бетонировании заданные свойства укладываемой •бетонной смеси не ухудшаются, так как она поступает под слоем ранее уложенной смеси. Этот верхний слой после окончания бетонирования удаляют.

При заливке через ограждающие шахты по ходу бетонирования; трубу поднимают, оставляя нижний конец трубы заглубленным на 0,8...1 м в растворе.

Преимуществом способа ВР по сравнению со способом ВПТ является раздельная укладка крупного заполнителя и раствора,. что исключает возможность расслаивания смеси при транспортировании и укладке ее. Недостаток этого способа — повышенны» расход металла на ограждающие шахты и трубы и не всегда надежное заполнение пустот в каменной наброске. Поэтому способом-ВР в основном возводят сооружения в стесненных условиях или: на глубине 30...50 м.

Способ втрамбовывания бетонной смеси заключается в том,. что над водой создают пионерный островок из свежеуложенйой бетонной смеси, в который втрамбовывают очередные порции бетона. Этот способ может быть применен при глубине блока бетонирования до 1,5 м.

Укладка бетонной смеси в мешках. Мешки из прочной, но редкой ткани (на 10...12 л каждый) заполненные сухой бетонной смесью, погружают в воду и укладывают с перевязкой в сооружение. После того как бетонная смесь затвердевает, образуется монолит. Этот способ связан с проведением водолазных работ, и его используют главным образом в аварийных случаях.

101. Строительные генпланы: назначение, состав

В отличие от генеральных планов микрорайона, предприяятия, сооружения или объекта, которые дают ответ на вопрос, что нужно построить, строительный генеральный план даёт частичный ответ, как это построить. Полный ответ на этот вопрос дают ПОС и ППР, где стройгенпланы являются частью этих проектов.

Строительным генеральным планом (стройгенпланом) называют план строительной площадки, на котором размещены объекты строительства, существующие здания и сооружения, показаны: расстановка основных монтажных и грузоподъёмных механизмов, временных зданий и сооружений, временные сети канализации, водоснабжения и электроснабжения, площадки укрупнительных сборок и другие сооружения и приспособления, возводимые и используемые в период строительства.

Стройгенплан является одним из основных документов организации строительства. Как правило, стройгенпланы не являются постоянными на весь период строительства и составляются с учётом состояния строительной площадки и технологического этапа строительства. Обычно стройгенпланы проектируются для периода подготовительных работ, сооружения подземной части здания, а также для периода возведения надземных конструкций.Стройгенплан определяет состав и размещение объектов строительного хозяйства в целях максимальной эффективности их использования, с учётом требований охраны труда.Стройгенплан – это основной документ, регламентирующий организацию труда на строительной площадке и объёмы временного строительства. Различают стройгенплан площадки и стройгенпланобъекта. Стройгенплан площадки даёт принципиальные решения по организации строительства на всей площадке в целом и выполняется проектной организацией на стадии технического проекта в составе проекта организации строительства (ПОС). Стройгенплан объекта даёт детальные решения по организации строительства конкретного сооружения и охватывает территорию, примыкающую к данному объекту. Такой генплан разрабатывается на одно или несколько зданий и сооружений на стадии рабочего проекта в составе проекта производства работ (ППР) строительной организацией.

Различия в проектировании между стройгенпланами в составе ПОС и ППР сводятся к степени детализации и точности расчётов.Для особо сложных объектов строительства (крупное промышленное предприятие, гидроэлектростанция и т.п.) составляются ситуационные планы района строительства, на которых показывается расположение сооружений, связанных с обслуживанием строительства, но размещённых вне строительной площадки (материально-техническая база строительной организации, внешние железнодорожные пути и дороги, линии электропередач, сооружения водоснабжения, жилые посёлки и др.).

Строительные генпланы: назначение, состав и методика их составления. Строительный генплан (СГП) – генеральный план строительной площадки, на которой размещены: строящиеся и существующие здания и сооружения; временные складские помещения и площадки; здания и сооружения административного, культурно-бытового и санитарно-гигиенического назначения; транспортные сети, коммуникации электро- и водоснабжения, канализации и связи. Проектирование СГП осуществляется исходя из условий, при которых протяженность временных коммуникаций и путей перемещения материалов и конструкций в пределах стройплощадки дыла минимальной, но при этом достаточной для бесперебойного выполнения строит-но-монтажных работ.

Различают два вида СГП: общеплощадочный и объектный.

Общеплощадочный СГП выполняют на стадии технико-зкономического обоснования (ТЭО) или технического проекта в составе ПОС. Он разрабатывается на строит-во комплекса зданий или на отдельные сложные ЗиС. При одностадийном проектировании общеплощадочный СГП не разрабат-ся.Для разработки СГП необходимы следующие исходные данные: исходно-разрешительная документация, включая геоподоснову и ситуационный план; условия присоединения к инженерным сетям; данные геологических, гидрогеологич-х и инженерно-экономических изысканий; сметный расчет и др материалы ТЭО, календарный план строит-ва. В процессе проектир-я СГП на основании графика финансир-я строит-ва по укрупненным показателям определяют ориентировочную потребность в трудовых, энергетических и др материально-технич-х ресурсах; на основе этих расчетов опред-ют виды, кол-во, и площади врем-ых зданий, установок, сооружений. Далее на геоподоснове (М 1:500) наносят границы участка, расположение механизмов, временных зданий, складов, площадок, дорог, подъездов и т.д.; проектируется расположение временных коммуникаций и др. Разработанный СГП согласовывают с заказчиком и генподрядной организацией. Затем заказчик согласовывает его с районным архитектором, органами санитарно-эпидемиологического и пожарного надзора, отделом безопасности движения ГИБДД и эксплуатирующими организациями.

Вместе с др материалами ТЭО согласованный вариант СГП представляют на рассмотрение органов Госэкспертизы.

Объектный СГП разрабат-ет подрядчик или проектно-технич-ая организация на стадии рабочих чертежей в составе ППР отдельно на каждое строящееся здание, входящее в общеплощадочный СГП. В объектном СГП (М1:100…500) уточняют принципиальные решения, принятые в общеплощадочном СГП.

Объектный СГП можно разрабатывать на отдельные периоды возведения объекта (подготовка площадки, выполнение работ нулевого цикла, возведение надземной части здания, отделочный цикл) или на отдельные виды работ (земляные, бетонные, кровельные и др.)

Для разработки объектного СГП использ-ся следующие исходные данные:

- общеплощадочный СГП, рабочие чертежи, календарные планы и технологич карты, входящие в состав ППР данного объекта;

- уточненные по рабочим чертежам данные потребности в ресурсах;

- документы, входящие в состав исходно-разрешительной документации.

Порядок проектир-я объктного СГП включает в себя след-щиемеропр-тия:

- привязка к объекту грузоподъемных кранов и др. механизмов с определением зон обслуживания, опасных зон и т.п.;

- опред-е необх-го объема ресурсов для строит-ва;

- опр-е кол-ва работающих (с учетом графика движения рабочих), мест размещения в необходимом кол-ве врем-ыхзд и соор-ийпроизв-го, админ-го и санит-быт-гоназнач-я;

- привязка систем инженерного обеспечения строит-ва (водо-, газо- и электроснабжение, отопление, канализация, телефонизация и т.д.)

Объектный СГП согласовывают с генеральным и субподрядчиками.

102 Субъекты и организационные формы кап стр

Строительство (в широком смысле) включает деятельность следующих субъектов.Инвестор — лицо, вкладывающее собственные или заёмные средства в строительство[1]. Лица, специализирующиеся на капитальных вложениях в строительство с целью последующего извлечения прибыли, называютсядевелоперами.

Особая форма инвестиционной деятельности — долевое строительство, когда привлекаются средства граждан для строительства многоквартирных домов[2].

Застройщик — лицо, обеспечивающее строительство на принадлежащем ему земельном участке.[3].

Заказчики — уполномоченные инвесторами лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов. Заказчиками могут быть сами инвесторы.

По российским законам заказчик, не являющийся инвестором, наделяется правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, которые установлены договором и (или) государственным контрактом[1]

Подрядчики — лица, которые выполняют работы по договору подряда (непосредственные исполнители), либо посредники, которые заключают договоры субподряда с исполнителями-субподрядчиками[1].

Саморегулируемые организации (СРО) изыскателей, проектировщиков и строителей.

Профессиональные научные и творческие организации (например, РААСН, Союз архитекторов России), международные организации (ФИДИК).

Государство в лице органов государственной власти и местного самоуправления является специфическим субъектом строительной деятельности. Оно определяет градостроительную и жилищную[4] политику, осуществляет правовое (в том числе техническое[5]) регулирование, а также государственный строительный надзор.В простых случаях (например, индивидуальное жилищное строительство) инвестор, застройщик, заказчик и подрядчик могут совпадать в одном лице, а СРО и иные некоммерческие организации — не участвовать в таких отношениях вовсе.

Организационные формы капитального строительства

В капитальном строительстве получили распространение следующие Организационные формы строительства: Подряд­ный способ, хозяйственный способ, строительство объектов «под ключ».

При Подрядном способе Строительство объекта осуществ­ляется постоянно действующими специальными строитель­ными и монтажными организациями (подрядчиками) по до­говору с заказчиком, которые имеют собственные материаль­но-технические базы, средства механизации и транспорта, постоянные строительно-монтажные кадры соответствующих специальностей и опираются в своей деятельности на круп­ное механизированное промышленное производство строи­тельных конструкций, деталей полуфабрикатов. Этот способ строительства является основным.

Подрядный способ работ предполагает заключение между заказчиком и подрядчиком (генеральным подрядчиком) до­говора на весь период строительства до полного завершения стройки. Этот договор носит название генерального. В разви­тие генерального договора стороны заключают дополнитель­ные соглашения на год. Все взаимоотношения между участ­никами процесса строительства регулируются Правилами о договорах подряда на капитальное строительство, Правила­ми финансирования строительства и договорами подряда. В договоре оговариваются взаимные обязательства сторон и от­ветственность за их выполнение, порядок осуществления строительства, обеспечение материально-техническими ресур­сами, регламентируются условия производства работ.

Заказчик предоставляет подрядчику площадку для строи­тельства, своевременно передает ему утвержденную проект-но-сметную документацию, обеспечивает финансирование, по­ставляет технологическое, энергетическое и другие виды обо­рудования.Заказчик проводит комплексное опробование оборудова­ния с участием заинтересованных сторон, обеспечивает шеф-монтаж заводов-изготовителей, проводит наладку технологи-

Ческих процессов и вместе с генеральным подрядчиком обес­печивает вводействие производственных мощностей и объектов строительства.В процессе строительства заказчик осуществляет техни­ческий надзор за ходом строительства, контроль за соответ­ствием фактических объемов, стоимости и качества выпол­няемых работ, а также технических условий на производ­ство и приемку работ, обеспечивает приемку и оплату законченных строительством объектов и отдельных этапов работ, рассчитывается с подрядчиком за принятую закончен­ную строительную продукцию.

При Хозяйственном способе Строительство объектов осу­ществляется собственными силами заказчика или инвесто­ра. Для этого в организационной структуре заказчика созда­ется строительно-монтажное подразделение, которое и осу­ществляет комплексное строительство объекта. Данный способ обычно применяют при реконструкции или расшире­нии действующих предприятий, при строительстве неболь­ших объектов на территории существующего предприятия, в сельском строительстве, т. е. в тех условиях, когда не пред­ставляется возможным организовать равномерную загрузку строительных кадров, когда выполнение строительно-мон­тажных работ во времени зависит от характера технологи­ческого процесса основного производства и имеет место не­определенность в предоставлении фронта работ. Следователь­но, приходится выполнять небольшие по масштабам объемы работ различного профиля с неритмичной загрузкой рабочих. При этом требуется относительно небольшое количество ра­бочих, владеющих широким спектром специальностей.

При хозяйственном способе строительно-монтажные участ­ки или управления, как правило, характеризуются слабой оснащенностью высокопроизводительной специализирован­ной техникой, невысоким уровнем квалификации рабочих, неритмичностью строительных процессов, текучестью строи­тельных кадров, низким уровнем производительности труда. Все это не способствует индустриализации строительства, со­зданию высококвалифицированных строительных коллекти­вов. Однако хозяйственный способ имеет и преимущества: сокращается время на всевозможные согласования, связан­ные с привлечением подрядных строительных организаций, усиливается заинтересованность коллектива действующего предприятия и строительного управления в быстром и каче­ственном осуществлении проводимых работ по реконструкции, перевооружению или расширению предприятия при единстве руководства эксплуатации и строительства объекта.

13. Геодезические изыскания при строительстве дорог и мостов.

Проектирование оси сооружения линейного типа.

Положение оси проектируемого сооружения линейного типа определяется рядом условий, учитываемых при проектировании краснойлинии, из которых основными являются: обусловленность исходной и конечной (примычной) точек трассы, наличие фиксированных точек трассы (отметка мостового перехода и т. п.), соблюдение предельных уклонов, минимальная протяженность трассы и соблюдение баланса земляных работ, т. е. равенства'объемов насыпей и выемок (в основном для железных и автомобильных дорог).

Для всех пронивелированных точек перелома рельефа местности по оси сооружения и поперечникам определяют и записывают их проектные (красные) отметки (отметки проектируемой поверхности).

Наметив проектную линию графически по миллиметровой бумаге, рассчитывают от линии условного горизонта красные отметки точек перелома проектной л&:-нии (пунктирная линия на рис. 89), находят превышения смежных точек и горизонтальные расстояния между ними и вычисляют получающиеся уклоны проектной линии. Если уклоны допустимы (по сравнению с предельными), их записывают в графу «уклоны», выражая запись дробью (в числителе — уклон в тысячных, в знаменателе — горизонтальное расстояние наклоненного участка). Черта дроби показывает направление уклона по ходу трассы: направленная вверх обозначает положительный уклон, вниз — отрицательный; горизонтальная черта обозначает нулевой уклон.

Красные отметки всех пикетов и плюсовых точек проектной линии вычисляют только по уклонаманалитическипо формуле (79), причем проектные отметки точек на каждом наклонном участке следует вычислять последовательно нарастающим порядком, каждый раз от начальнойточки участка.

После вычисления красных отметок определяют и выписывают на профиль рабочие отметки, являющиеся разностями между черными и красными отметками и показывающие высоты насыпей или глубины выемок. На профиле должны быть показаны также точки нулевых работ, т. е. места пересечения черной и проектной линий профиля

Для проектирования моста необходима топографическая карта речной долины с подробным изображением коренных берегов, поймы, а также русла реки. Особенность топографической съемки состоит в том, что в этом случае необходимы промеры глубин основного речного русла, староречий, озер. Степень подробности съемки дна водоемов зависит от потребностей проектирования, что в свою очередь зависит от размеров и конструкции моста, а также от 'способа производства строительных работ.

Топографическая карта речной долины, предназначенная для выбора места пересечения речной долины мостовыми сооружениями (мост, дамба), должна позволить оценить по технико-экономическим признакам различные варианты мостового перехода. Этому условию обычно удовлетворяют карты масштабов 1:5000 и 1:10000. Очень большую пользу могут сослужить в этом деле материалы аэрофотосъемки — фотопланы, аэроснимки.

После выбора по карте трассы мостового перехода трассу переносят в натуру и разбивают по ней пикетаж и кривые необходимые для составления проекта сооружений tbeLy полосы местности выполняют в масштабе 1:2000 с высотой сечения ГГ шириной до 100 м вправо до 1100 влево от трассы в зависимости от ширины дамбы в основании.

В состав разбивочных работ при строительстве моста входят: 1) создание планово-высотной геодезической опорной сети; 2) вынос на местность продольной оси моста по проектным данным; 3) разбивка осей береговых устоев; 4) разбивка осей опор; 5) геодезические контрольные измерения в процессе возведения моста и 6) геодезические измерения при сборке (монтаже) пролетных строений.

Состав геодезических работ по устройству подходов к мосту (выемок в береговых склонах, дамб) следующий: 1) разбивка осей выемок и дамб по данным технического проекта и рабочих чертежей, а также разбивка поперечников к осям, 2) разбивка на поперечниках точек бровок и подошв выемок и дамб и 3) геодезические плановые и высотные измерения;в процессе производства земляных работ. Высотной опорой служат реперы, установленные в стороне от трассы в период изысканий. Перед строительством подходов и самого моста нивелирование повторяют, чтобы проверить неизменность положения реперов по высоте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: