double arrow

Реабилитация детей с девиантным поведением

Девиантностью называют любое отклонение от нормы, как позитивное, так и негативное. Детьми с девиантным (отклоняющимся) поведением считают детей в нормальном психическом состоянии, поведение которых не укладывается в социально принятые рамки.

Позитивная девиантность подразумевает крайние проявления таких положительных чувств, как преданность, честность, открытость, общительность, доверчивость и многие другие. Детям с позитивной девиантностью приходится очень много работать со своим поведением и внутренним миром, чтобы «уложиться» в границы нормы.

Негативная девиантность характеризуется такими проявлениями, как агрессивное поведение, алкоголизм, наркомания, токсикомания, суицид, целенаправленные и сознательные правонарушения (воровство, хулиганство). В настоящее время максимальное внимание уделяется несовершеннолетним, относящимся ко второй группе, так как именно они представляют наибольшую угрозу для других людей и для общества в Целом. Кроме того, негативная девиантность находит выражение у большинства детей с отклонениями в поведении. Дети с негативной девиантностью в поведении могут Разделяться на трудновоспитуемых, педагогически и социально запущенных школьников и правонарушителей, трудновоспитуемый ребенок – это личность, имеющая проблемы с формированием полноценной и гармоничной индивидуальности и в качестве противодействия оказывающая активное сопротивление педагогу, провоцируя зарождение и развитие конфликтных ситуаций. Трудновоспитуемость очень часто является показателем наличия возрастного кризиса, неумения найти подход к ребенку, дефектов социального и психологического развития, педагогических ошибок учителей и родителей. Поскольку в течение своей жизни нам приходится сталкиваться со сложными стрессовыми ситуациями, которые требуют от нас максимальной концентрации, то можно сказать, что все мы в тот или иной период жизни являемся трудно, воспитуемыми и неконтактными. Все дети проходят через кризисную фазу подросткового возраста, в разной степени становясь трудновоспитуемыми, и продолжительность этого явления также разная. Поэтому о трудновоспитуемом школьнике говорят в случае наличия устойчивых недостатков характера.

Педагогическая запущенность – это состояние, предполагающее прочные отклонения от нормы в сознании и нравственности как результат влияния окружающей среды и ошибок в воспитании. Если в случае трудновоспитуемости мы видим агрессивного или замкнутого ребенка, отрицающего межличностный контакт с педагогом или психологом, то при педагогической запущенности наблюдается незрелость социальной стороны личности, проявляющаяся в поведении, которое не соответствует данному возрасту. В учебе такие дети проявляют неумелость, затрудненность. Внутренний мир беден, воображение и творчество находятся на низком уровне, формирование сознания отстает и часто имеет инфантильное выражение. На этот фон накладывается быстрая утомляемость, отсутствие умения сконцентрироваться и выделить задачи первостепенной важности, противоречивое отношение к себе и окружающему миру, попытка найти свое место в жизни. Подростки еще не умеют предвидеть все последствия своих действий, поэтому мелкое хулиганство перерастает в правонарушения.

Девиантное поведение представляет собой не только проблему личности, которая страдает от этого отклонения, и проблему для общества, с которым эта личность пересекается. Возрастающий уровень агрессии у населения в целом заставляет задуматься о смягчении данного явления, если о ликвидации не может быть и речи в силу невозможности реализации такого замысла. Педагогической стороной данной проблемы можно назвать усложненный процесс обучения не только конкретных детей с отклоняющимся поведением, но и всего класса в целом, так как, например, при агрессивной направленности личности, которая носит маску шута, преподаватель вместо того, чтобы сконцентрироваться на более продуктивной подаче учебного материала, вынужден отстаивать свой авторитет. С другой стороны, остальные учащиеся сосредоточивают внимание на шуте и, естественно, не обращают на учебу внимание.

Отклоняющееся поведение обычно классифицируют го степени отклонения (трудновоспитуемые дети, педагогически запущенные подростки, подростки-правонарушители и несовершеннолетние преступники). В данной классификации не отражается позитивная девиантность, поскольку она встречается крайне редко и считается сугубо психологической проблемой личности, не являющей угрозы для социума. Отклонения в поведении не появляются неожиданно, для их формирования и устойчивости требуется значительное время. Как и любое другое заболевание, легче всего корректируется в начальной стадии, но именно Это время характеризуется только невыраженными симптомами.

Первая стадия педагогической запущенности отличается некоторым интересом к познанию и образовательному процессу. Этот этап можно назвать предрасполагающим, По времени возникновения он соответствует дошкольному. Возникновение происходит по причине (или комплексу причин) неправильного воспитания и нездоровой атмосфере в семье, некорректного подхода воспитателей в дошкольных учреждениях (ребенок ощущает себя некомфортно в коллективе) и из-за длительного подавления возможностей ребенка в удовлетворении жизненных потребностей Второй этап выступает как следствие первого – ребенок имеет слабую психологическую и познавательную подготовленность к обучению в школе. Здесь характерны зачатки отрицательного отношения к нормам и правилам жизни в обществе на основании безуспешной образовательной деятельности. Две заключительные стадии наиболее ярко проявляются в подростковом возрасте. В этот период происходят правонарушения, нападение на слабых по причине желания самоутвердиться, которое не направляется в созидательное или творческое русло. В старших классах поведение учащихся отличается большей скрытностью, но при отсутствии должной коррекции оно только усугубляется.

По степени педагогической запущенности выделяют три группы детей. В первой отрицательные качества детей неустойчивы и носят стихийный характер, а сами дети чаще безвольны, рассеянны, неорганизованны, несамостоятельны, капризны и подвержены неожиданным приступам агрессии. Во второй группе дети имеют низкую успеваемость в школе, конфликтуют с учителями и одноклассниками, а сфера интересов не включает в себя учебный процесс. Характер таких детей отличает вспыльчивость, неустойчивость настроения, озлобленность, повышенная конфликтность. В третьей группе дети откровенно грубы с окружающими и способны на преступления.

Причины, по которым дети приобретают девиантное поведение, могут рассматриваться как с социальной, так и с педагогической позиции. Поскольку изначально человек является социальным существом, то общество, в котором человек находится, имеет на него колоссальное влияние. Самым первым социумом, куда люди попадают после своего рождения, является семья. Именно в семье ребенок получает представление о социальных ролях, своем месте в данном обществе и приемлемых моделях поведения. В случае нарушения родителями поведенческого шаблона у ребенка складывается ложное представление о норме (в тех семьях, где принято физическое насилие, дети с меньшим уважением относятся к чужому здоровью, и для них не составляет психологического труда ударить человека). При отсутствии выраженной любви между родителями дети растут тревожными, неуверенными в себе, замкнутыми и агрессивными, даже если на первый взгляд в семье все благополучно. Дети очень чувствительны к семейному микроклимату, поэтому все неурядицы склонны принимать на свой счет. Чрезмерная опека, как и чрезмерное пренебрежение со стороны родителей, также способны вызвать отклонения в поведении. В первом случае дети нарушают все границы дозволенного, чтобы доказать взрослым собственную состоятельность как личности и встать с ними на одну ступень. Отсюда вырастает повышенная агрессивность как реакция на повышенное внимание и недоверие со стороны родителей, ребенок пытается отстоять собственное «я», прибегая практически к любым средствам. Желание доказать свою взрослость может выражаться в приобретении вредных привычек (в курении, наркомании, алкоголизме, токсикомании), в Демонстративном поведении и т.д. Игнорирование родителями своего ребенка вызывает у последнего реакцию, направленную на привлечение внимания. Она может включать в себя проявления от вредных привычек вплоть до суицида. Повышенная требовательность со стороны родителей неизбежно ведет к развитию замкнутости и скрытности у ребенка. Непоследовательность в воспитании (например, то, что запрещает отец, разрешает мать, и наоборот) провоцирует развитие и укоренение таких качеств, как лживость, лицемерие, непоследовательность. Все вышеперечисленные недостатки воспитания провоцируют подрыв родительского авторитета в глазах детей и, следовательно, отсутствие уважения к ним.

Следующим фактором формирования девиантного поведения служат взаимоотношения с учителями. Так же, как и в семье, крайности в поведении учителя ведут к неуверенности в себе, замкнутости, недоверчивости и озлобленности, что отрицательно сказывается на отношении к учителю, которое переносится на предмет. Помимо процесса обучения, от сложившейся ситуации страдают и отношения с одноклассниками. Обособление ученика учителем (как самого плохого, так и как самого лучшего) делает ребенка парией в классе. Отношение со стороны других учеников может варьироваться от индифферентного до подчеркнуто агрессивного.

В подростковом возрасте дети, как правило, представляют собой уже сформировавшуюся личность, обладающую определенным набором как положительных, так и отрицательных качеств на фоне сложившегося темперамента. По типу темперамента люди делятся на четыре группы: сангвиники, флегматики, холерики и меланхолики. В подростковом возрасте признаки темперамента оказываются максимально выраженными, поскольку характер уже сложился, а контроль над его внешними проявлениями еще не обретен. Темпераментом называют врожденный тип нервной системы, а характером – индивидуальное сочетание психических особенностей человека, обусловливающее приемлемое поведение в той или иной ситуации.

Очень часто развитие и прогресс негативных и отклоняющихся черт характера происходит с акцентуацией темперамента. По степени отклонений дети делятся на две группы: дети с незначительными отклонениями в поведении и дети с выраженной акцентуацией темперамента и характера. Существует детальная классификация нарушений и подробная характеристика учащихся. К первой группе относятся:

1) ленивые дети, которые часто учатся по настроению, несистематически, хотя встречаются случаи полного отрицания учебного процесса. Часто за лень принимают отставание в учебе как результат длительной болезни и неспособность организма к быстрой реабилитации. Огромная ошибка и в принятии потребности в общении и свежем воздухе за лень. Обычно лень порождается болезненным отношением (гиперопекой) родителей или других ближайших родственников к ребенку;

2) учащиеся с пассивным поведением. Пассивное поведение школьников характеризуется практически полной индифферентностью к познавательному процессу, социализации. Такие дети обладают пассивным темпераментом – флегматичным (лентяи) или меланхоличным (пассивные);

3) ненастойчивые дети отличаются немотивированостью, легким переключением с одного вида деятельности на другой (сангвиники), им скучно на уроках;

4) эгоистические школьники интересуются только своими проблемами, озабочены только собственными удобствами, не обращают внимания на других людей;

5) неорганизованные, которые делятся на четыре вида:

· дезорганизаторов, которые вольно или невольно срывают занятия, ироничным ли замечанием, более глубокими познаниями в предмете они заставляют учителя чувствовать себя некомфортно в течение урока;

· малоорганизованных детей, которые не умеют управлять своей активностью. Чаще всего такие дети импульсивны и свободолюбивы, не желают ограничивать себя во времени и возможностях. Это подкрепляется отсутствием знаний об организаторской работе и неуверенностью в своих силах;

· частично организованных детей, которые не умеют планировать время и успевают по небольшому количеству предметов;

· заорганизованных детей, которые либо слепо подчиняются установленному порядку, ждут указаний, совершенно не проявляя инициативы (внешняя заорганизованность), либо в ожидании похвалы они учатся на износ, не обращая внимания а состояние своего здоровья (внутренняя заорганизованность).

Социально-реабилитационная, коррекционно-психологическая и профилактическая работы с детьми, имеющими отклонения в поведении, проводится в нескольких направлениях. При имеющихся отклонениях в зависимости от степени тяжести и типа девиации первая стадия требует вмешательства и контроля непосредственно педагога. Учитель как человек, постоянно вовлеченный в процесс становления девиации, имеет достаточно четкое представление о прогрессе отклонения. Соответственно, он может сделать правильные выводы о причинах сложившейся ситуации, а адекватная и своевременная диагностика помогает ликвидации недостатка в короткий срок. В первую очередь от преподавателя требуется повышенное внимание к ребенку, и исходя из качества отклонения вырабатывается тактика поведения. Так, например, работа с детьми-дезорганизаторами требует не только колоссальной выдержки, но и умения направить энергию ученика в нужное русло, не потеряв при этом свое лицо. Мнимые дезорганизаторы отличаются большим багажом знаний по некоторым предметам, который, случается, превышает запас знаний учителя. Естественной реакцией учителя на это будет ярость, но в данном случае необходимо взять себя в руки и поощрить школьника за проделанную работу. Коррекция пассивно направленных личностей (необщительных, замкнутых, с низкой работоспособностью) основывается на создании положительной мотивации, развитии интеллекта в целом и постепенном усложнении заданий. Задачи педагога, занимающегося коррекцией поведения, состоят не только в повышении работоспособности ученика, но и в помощи становления личности, готовой самостоятельно справиться с жизненными ситуациями без ущерба для себя и окружающих.

Вообще основная функция коррекционной педагогики и психологии заключается в воспитании и поддержке полноценного члена общества, адекватного человека и гармоничной личности. Существуют настолько запущенные случаи, что необходима помощь не только психолога, но и психиатра. Регулярно проводимые психологические тесты помогают выявить многие аспекты проблем личности.

В данном случае работа направлена на ребенка. Это лишь один аспект, кроме которого необходима работа еще и с семьей школьника. Просветительская деятельность по воспитанию гармоничной и полноценной личности начинается на курсах молодых матерей в родильных домах и женских консультациях, продолжаясь во всех средствах массовой информации, включая интернет. Диагностика типа семьи и проблемы должна проводиться грамотными специалистами с сохранением конфиденциальности. Тестирование может проводиться и в групповой форме, но сообщение результатов – только индивидуально. Семья есть первичная система, где каждый член влияет на другого и сам подвержен влиянию. Семья как система обладает способностью к саморегуляции. Системный подход к семье как к целому, где каждый член имеет свое неповторимое значение, помогает в индивидуальном порядке скорректировать план психолого-педагогической коррекционной работы. Только совместная работа со всеми членами семьи обеспечит продуктивный результат. Формы проведения работы могут быть групповыми и индивидуальными.


Тесты для самоконтроля

1. Система мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении?

а) обучение;

б) коррекция;

в) воспитание;

г) развитие.

2. Процесс перестройки или замещения нарушенных функций организма:

а) адаптация;

б) реабилитация

в) компенсация;

г) коррекция.

3. Ориентация учебного процесса на личностные возможности ребенка:

а) принцип гуманистической направленности;

б) принцип целенаправленности;

в) принцип целостности и системности;

г) принцип опоры на положительное в человеке.

4. Важнейшее условие социальной адаптации и реабилитации детей-инвалидов:

а) создание естественной, защитной и развивающей среды;

б) создание искусственной учебно-воспитательной среды;

в) создание ситуации стрессового обучения;

г) создание специальных условий для изолированного обучения.

5. Что не относится к эндогенным причинам отклонений в развитии?

а) заболевания, связанные численностью и структурой хромосом;

б) нарушение обмена веществ в мышечной ткани;

в) недоразвитие внутреннего уха;

г) родовые травмы.

6. Что не относится к эндогенным причинам отклонений в развитии?

а) хронические заболевания, инфекционные болезни, отравления матери;

б) недостаток питания матери во время беременности;

в) резус-конфликт родителей (у родителей разные резус-факторы крови)

г) заболевания, связанные численностью и структурой хромосом.

7. В какой стране практикуется строительство групповых домов?

а) в Бразилии;

б) в Швеции;

в) в России;

г) в Мексике.

8. Вследствие каких причин возникает приобретенная слепота?

а) вследствие заболевания органов зрения (сетчатки, роговицы);

б) заболеваний центральной нервной системы (менингита, опухоли мозга);

в) осложнений после общих заболеваний организма (кори, гриппа, скарлатины);

г) вследствие любых из перечисленных причин, а также травматических.

9. Неадекватность процесса чтения обозначается термином:

а) дислексия;

б) дисграфия;

в) дисфагия;

г) дисфункция.

10. Полное или частичное нарушение процесса письма:

а) дислексия;

б) дисграфия;

в) дисфагия;

г) дисфункция.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: