Студопедия
Карамелька - детский развивающий канал


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Реабилитация детей с задержкой психического развития




Социальная реабилитация детей с задержкой психического развития осуществляется в форме коррекционно-педагогической деятельности, которая в нашей стране зародилась в середине XX в. Путем научных познаний и практических экспериментов в настоящее время в России выработана единая политика образования детей с задержкой развития. Для этой цели были созданы специальные коррекционные образовательные учреждения шестого типа. При массовых средних образовательных школах введены коррекционно-развивающие классы. В коррекционной ориентированности образовательный процесс состоит из двух ступеней общего образования.

Первая ступень – начальное общее образование, где средний срок – 4 – 5 лет. Второй этап – основное общее образование, где средний срок – 5 лет. Зачисление детей в специальные коррекционные учреждения осуществляется по заключению психолого-медико-педагогической комиссии с согласия родителей. Наполняемость класса – двенадцать человек, что облегчает работу самого педагога, чтобы он мог уделить максимум учебного времени каждому ученику. По завершении курса начального образования при исправлении отклонений возможен перевод ученика в массовое учебное заведение. При общеобразовательных школах комплектация коррекционных классов производится по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии. В данном случае дети занимаются по учебникам средней школы, но по специально разработанной программе. На сегодняшний день наилучшие разработки и результаты представляет программа начальных классов. Психолого-педагогическая коррекция на протяжении всего периода обучения должна осуществлять комплексный, систематический и индивидуальный подход. При этом необходимо принимать во внимание неравномерность и скачкообразность интересов и познавательных потребностей учеников, подбирая те виды деятельности, которые вызывают максимальную мотивированность, и одновременно преодолевать страх перед неприятными занятиями (например, развитием коммуникативных навыков в устной речи у детей-заик). Следует помнить, что эти учащиеся требуют особого внимания и индивидуального подхода. Поэтому их учебные занятия необходимо сочетать с лечебно-оздоровительными мероприятиями, укрепляющими физическое здоровье в целом и моральный дух, развивающими дисциплину и целеустремленность.

Эффективность образовательного процесса значительно повышает индивидуальный подход. Необходимо каждому ученику доступно объяснить новую тему или смысл задания, чаще, чем в средней школе, использовать карточки или наглядные пособия (в силу неразвитости у детей абстрактного мышления), дать ребенку возможность сосредоточиться только на изучаемом материале и освободить его от работы, не связанной напрямую с изучаемым материалом. Необходимо помнить также о быстрой утомляемости детей и, следовательно, не перегружать их заданиями. Часто сами уроки, особенно в начальных классах, могут быть не длиннее 25-30 мин.




Система коррекционно-развивающего обучения – это форма обучения, при которой дети с задержкой развития другими психофизическими недостатками получают практически такие же знания, как и совершенно здоровые дети. Коррекционно-развивающее обучение детей с задержкой умственного развития в условиях общеобразовательной школы происходит по программе среднего образования, но с учетом психических и физических возможностей детей. Компенсаторные классы, как правило, предусмотрены средней школой. Направление в них происходит по заключению психолого-медико-педагогической комиссии с согласия родителей. Существует две разновидности таких классов. Первые – постоянные. В них обучаются дети с легкой патологией. Здесь разрабатывается специальная программа, направленная на облегчение персептивных процессов и запоминание. Стандартная длительность уроков (45 мин.) и их количество сохраняются. Отличается наполненность класса – 12 – 15 человек. Программа обучения характеризуется несколько замедленным темпом подачи нового материала и усиленным контролем, направленным на понимание и закрепление. Во время занятий более активно употребляются наглядные пособия и карточки, больше времени Уделяется познанию окружающего мира. Сюда включаются, например, занятия по природоведению на природе с детальным объяснением основных понятий и их наглядной Демонстрацией, компенсаторные занятия физической культурой с учетом возможностей детей. Кроме того, помимо основных, вводится ряд инвариантных предметов, таких как ритмика, танцы, ручной труд, развитие речи. Наличие подобных курсов помогает обогатить словарный запас, разить правильное словоупотребление и грамотность, максимально погрузить ребенка в речевую среду, повысить его коммуникативные потребности и навыки. Помимо этого повышаются эмоциональный тонус и самооценка, улучается качество реакции на происходящие события, т.е. ребенок становится более адекватным и более развитым.



Другая разновидность компенсаторных классов – это индивидуально-групповые занятия, где объединяются дети со сходными недостатками, пробелами в образовании и общим уровнем развития. Это могут быть общеразвивающие занятия, направленные на улучшение памяти, внимания, развитие мышления, закрепление трудных звуков. Другой вариант таких курсов – их предметная направленность на ликвидацию проблем в знаниях некоторых предметов из школьной программы. При обучении всегда обращается внимание на индивидуальность самого ребенка, особенности его памяти, мышления, понимания, внимания, речи. Принимается в расчет способ решения поставленной задачи, усидчивость, работоспособность, порог утомляемости. Особенно выделяются дети в перманентном состоянии гипертрофированной активности и, напротив, патологической замедленности реакций.

В начальных классах такие занятия проводятся по учебному плану в среднем 3 раза в неделю до или после основных уроков с продолжительностью не более 15 – 20 мин. Комплектация проходит по принципу сходства проблемы у всех учащихся, и обязательным условием является наличие не более трех человек. В ходе индивидуальных занятий может осуществляться коррекционная работа по устранению неправильных навыков говорения, письма, чтения, обучению работе по специальным дидактическим материалам, работе с контурными картами, схемами и графиками.

Процесс обучаемости напрямую связан с уровнем умственного развития ребенка. Нормальная мыслительная деятельность обусловливает продуктивную усваиваемость школьного материала, что в дальнейшем помогает плодотворной умственной деятельности.

Развитие мозга как органа мышления начинается у ребенка еще во внутриутробный период. Тогда же закладывается тип темперамента и эмоционально-волевой сферы. Однако человек рождается лишь с зачатками этих качеств, развитие или пресечение которых зависит от семьи. Умственное развитие ребенка при неосложненной беременности матери, благополучном течении родов и постнатального периода (при отсутствии тяжелых травм) затормаживается крайне редко. Средний темп интеллектуального прогресса оценивается по возрастным показателям. Таким образом, ребенок в три месяца должен хорошо держать головку, отзываться на звук родительского голоса улыбкой или плачем, поворачивать голову на звук погремушки, колокольчика и т.д. В течение первого года жизни малыш должен проявить коммуникативную потребность. Особенностью данного периода считается прямая зависимость умственного развития от физического. При слабых навыках владения своим телом у ребенка резко снижаются познавательные возможности, что влечет за собой, в свою очередь, снижение функции восприятия и коммуникации.

В дошкольном возрасте основной вид деятельности детей – игра, при помощи которой они познают окружающий мир, развивают абстрактное мышление, связанное с воображением, и навыки общения с родителями и со сверстниками. Ребенок осознает свое место в обществе и осваивает первичные социальные роли.

При нарушении мыслительной функции мозга, что достаточно часто происходит в случаях черепно-мозговых травм, пережитого потрясения и длительной депривации, ребенок, вместо того чтобы познавать окружающий мир, как и положено в его возрасте, занят решением более глобальных проблем. Так, например, происходит осознание развода родителей, когда два самых любимых человека решают больше не жить вместе. У ребенка, как правило, происходит внутренний раскол, в результате которого нарушается первичная потребность человека в безопасности и комфорте. Самостоятельные попытки решить эту проблему приводят к нарушению нормального темпа умственного развития, и ребенок застревает на инфантильной стадии. Это приводит к неадекватным реакциям на события, а поскольку выражение эмоций проходит в присутствии других людей, то ответная реакция на такое поведение чаще всего угнетает ребенка. Часто демонстрируется отторжение как взрослых, так и сверстников. Возникает страх перед проявлением чувств и, таким образом, нарушается коммуникационный процесс.

Поскольку в силу своего возраста ребенок может сосредоточиться только на одном предмете в течение длительного времени (т.е. при ощущении безопасности и комфорта он осваивает высшие потребности, такие как потребность в принадлежности определенной группе, уважении и любви, познании нового), то по причине неудовлетворения первоначальных потребностей ребенок затормаживается в процессе своего развития. При нарушении механизмов познания, памяти и восприятия ребенок оказывается неподготовленным к школе.





Дата добавления: 2015-04-08; просмотров: 3724; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 8545 - | 6840 - или читать все...

Читайте также:

  1. H – количество направлений развития пожара
  2. I.1.3. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СУДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ РФ
  3. II глава. Дизартрические нарушения речи у детей раннего возраста и дошкольного возраста
  4. II этап. На данном этапе расширяется и упорядочивается эмоциональный опыт детей в коммуникативной деятельности
  5. II. 2. Пример записи активного посещения в «Истории развития ребёнка» (форма 112/у)
  6. II. Этапы развития мировой экономики и международных экономических отношений
  7. III глава. Логопедическое обследование детей с дизартрическими расстройствами
  8. III. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ ИНТЕЛЛЕКТА
  9. IV. 11. Алгоритм оценки общего анализа крови у детей различного возраста
  10. Translate from Russian into English. Основная причина рекомендаций ограничивать мясо в рационе заключается в том, что оно повышает риск развития различных заболеваний
  11. VI. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
  12. А) Индивидуальный подход (Individualized consideration) или лидерство путем развития людей


 

52.200.130.163 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.