Важным элементом социально-реабилитационного процесса выступает психокоррекция – направленное психологическое воздействие на определенные психологические структуры с целью «исправления» нарушенного гармоничного развития личностипосредством:
· формирования психологических новообразований (качественных психологических изменений в личности и деятельности, которые возникают на том или ином периоде жизни человека и определяют ход ее развития, отношение человека к самому себе и к социальному окружению);
· развития деятельности (активного взаимодействия с окружающей средой, в ходе которого субъект, целенаправленно воздействует на объект, удовлетворяя таким образом свои потребности);
· оптимизации социальной ситуации развития человека (организованной системы отношений человека с окружающим миром, меняющейся при переходе от одного возрастного этапа к другому, и в отношении к развитию высших психических функций выступающей как источник развития).
Методы психокоррекции определяются с одной стороны, типом психологической проблемы, с которой обращается клиент, а с другой – тем психологическим направлением, той школой, которой придерживается психокорректор.
|
|
В зависимости от количества клиентов на сегодняшний день выделяется несколько основных видов психокоррекции:
· групповая;
· семейная;
· индивидуальная.
Термин «психологическая коррекция» получил распространение в начале 1970-х гг. В данный период психологи стали работать в области психотерапии, прежде всего групповой. Длительные дискуссии о том, может ли психолог заниматься лечебной (психотерапевтической) работой, носили преимущественно теоретический характер, потому что на практике психологи не только хотели, могли и успешно реализовывали эту возможность, но и были в то время за счет базового психологического образования более подготовлены к такого рода деятельности, в частности, в области групповой психотерапии. Однако психотерапия является прежде всего лечебной практикой, которой по закону может заниматься только лицо, имеющее высшее медицинское образование. Поэтому распространение термина психокоррекция в определенной мере было направлено на преодоление этой ситуации: врач занимается психотерапией, а психолог – психокоррекцией. Однако вопрос о соотношении понятия «психотерапия» и «психокоррекция» остается открытым и сегодня, и здесь можно указать две основные точки зрения (Б.Д. Карвасарский, 2006):
1. Признание полной идентичности понятий «психокоррекция» и «психотерапия», однако при этом не учитывается, что психокоррекция как направленное психологическое воздействие реализуется не только в медицине (где можно указать три основные области ее применения: психопрофилактика, собственно лечение – психотерапия и реабилитация), но и в других сферах человеческой практики, например в педагогике; обыденное человеческое общение может содержать элементы целенаправленной психокоррекции.
|
|
2. Признание за психокоррекцией преимущественно задач психопрофилактики на всех ее этапах. Для сторонников данной точки зрения также имеются контраргументы. Например, в области неврозов полностью развести понятия «психическая коррекция» и «психотерапия», «лечение» и «профилактика» не удается, так как невроз – это заболевание в динамике, где не всегда можно отделить состояние предболезни от собственно болезни, а сам процесс лечения в значительной степени включает в себя и вторичную профилактику.
К важнейшим принципам психокоррекции относятся принципы:
· единства диагностики и коррекции;
· коррекции «сверху вниз» (ориентация на потенциальный уровень развития);
· коррекции «снизу вверх» (учет имеющегося уровня развития);
· нормативности развития (учет возрастных, индивидуальных, социальных особенностей человека);
· системности развития;
· деятельностного принципа коррекции (организация осмысленной деятельности клиента).
Примерный алгоритм составления психокоррекционных действий может выглядеть следующим образом (Г.И. Колесникова, 2006, с. 71):
1. На основе данных психологического анамнеза (в узком смысле – истории болезни, в широком – информации о прошлом клиента) установить психологический диагноз.
2. Исходя из психологического диагноза определить прогноз.
3. Определить цели и задачи психокоррекции.
4. Выбрать методологическое направление, в рамках которого будет строиться психокоррекционная работа.
5. Определить формы психокоррекционной работы.
6. Определить частоту и длительность встреч.
7. Разделить процесс на этапы, на каждом из которых проводить обязательные психодиагностические срезы для отслеживания результатов и внесения необходимых корректировок в последующее психологическое воздействие (психодиагностический материал при этом должен оставаться неизменным на входе, срезах, выходе).
8. Оценка результативности психокоррекционных мероприятий.
9. Планирование психопрофилактических мер с учетом индивидуальных особенностей и специфики социальной ситуации клиента.
Тем не менее, как уже было отмечено, в очень многих случаях для восстановления гармоничного развития личности клиента психокоррекционную работу следует сочетать с психотерапевтической.