Психокоррекция как элемент социальной реабилитации

Важным элементом социально-реабилитационного процесса выступает психокоррекция – направленное психологическое воздействие на определенные психологические структуры с целью «исправления» нарушенного гармоничного разви­тия личностипосредством:

· формирования психологических новооб­разований (качественных психологических изменений в личности и деятельности, которые возникают на том или ином периоде жизни человека и определяют ход ее развития, отношение человека к самому себе и к социальному окружению);

· развития деятельности (активного взаимодействия с окружающей средой, в ходе которого субъект, целенаправленно воздействует на объект, удовлетворяя таким образом свои потребности);

· оптимизации социальной ситуации развития человека (организованной системы отношений человека с окружающим миром, меняющейся при переходе от одного возрастного этапа к другому, и в отношении к развитию высших психических функций выступающей как источник развития).

Методы психокоррекции определяются с одной стороны, типом психологической проблемы, с которой обращается клиент, а с другой – тем психологическим направлением, той школой, которой придерживается психокорректор.

В зависимости от количества клиентов на сегодняшний день выделяется несколько основных видов психокоррекции:

· групповая;

· семейная;

· индивидуальная.

Термин «психологическая коррекция» получил распространение в начале 1970-х гг. В данный период психологи стали работать в области психотерапии, прежде всего групповой. Длительные дискуссии о том, может ли психолог заниматься лечебной (психотерапевтической) работой, носили преимущественно теоретический характер, потому что на практике психологи не толь­ко хотели, могли и успешно реализовывали эту возможность, но и были в то время за счет базового психологического образова­ния более подготовлены к такого рода дея­тельности, в частности, в области группо­вой психотерапии. Однако психотерапия является прежде всего лечебной практикой, которой по за­кону может заниматься только лицо, имею­щее высшее медицинское образование. По­этому распространение термина психокоррекция в опре­деленной мере было направлено на преодо­ление этой ситуации: врач занимается пси­хотерапией, а психолог – психокоррекцией. Однако вопрос о соотношении понятия «психо­терапия» и «психокоррекция» остается открытым и сего­дня, и здесь можно указать две основные точки зрения (Б.Д. Карвасарский, 2006):

1. Признание полной идентичности понятий «психокоррекция» и «психотерапия», однако при этом не учитывается, что психокоррекция как направленное психологическое воздействие реализуется не только в медицине (где можно указать три основные области ее применения: психо­профилактика, собственно лечение – пси­хотерапия и реабилитация), но и в других сферах человеческой практики, например в педагогике; обыденное чело­веческое общение может содержать элементы целенаправленной психокоррекции.

2. Признание за психокоррекцией преимущественно задач психопрофилактики на всех ее эта­пах. Для сторонников данной точки зрения также имеются контраргументы. Например, в об­ласти неврозов полностью развести поня­тия «психическая коррекция» и «психоте­рапия», «лечение» и «профилактика» не удается, так как невроз – это заболевание в динамике, где не всегда можно отделить состояние предболезни от собственно болез­ни, а сам процесс лечения в значительной степени включает в себя и вторичную про­филактику.

К важнейшим принципам психокоррекции относятся принципы:

· един­ства диагностики и коррекции;

· кор­рекции «сверху вниз» (ориентация на потенциальный уровень развития);

· кор­рекции «снизу вверх» (учет имею­щегося уровня развития);

· нормативности развития (учет возрастных, индивидуальных, социальных особенностей человека);

· системности развития;

· деятельностного принципа коррекции (организация осмысленной деятельности клиента).

Примерный алгоритм составления психокоррекционных действий может выглядеть следующим образом (Г.И. Колесникова, 2006, с. 71):

1. На основе данных психологического анамнеза (в узком смысле – истории болезни, в широком – информации о прошлом клиента) уста­новить психологический диагноз.

2. Исходя из психологического диагноза определить прогноз.

3. Определить цели и задачи психокоррекции.

4. Выбрать методологическое направление, в рамках которого будет строиться психокоррекционная ра­бота.

5. Определить формы психокоррекционной работы.

6. Определить частоту и длительность встреч.

7. Разделить процесс на этапы, на каждом из которых проводить обязательные психодиагностические сре­зы для отслеживания результатов и внесения необ­ходимых корректировок в последующее психологи­ческое воздействие (психодиагностический материал при этом должен оставаться неизменным на входе, срезах, выходе).

8. Оценка результативности психокоррекционных ме­роприятий.

9. Планирование психопрофилактических мер с учетом индивидуальных особенностей и специфики социаль­ной ситуации клиента.

Тем не менее, как уже было отмечено, в очень многих случаях для восстановления гармоничного развития личности клиента психокоррекционную работу следует сочетать с психотерапевтической.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: