Именной указатель. Адлер Альфред (7.02.1870 – 28.05.1937) – выдающийся австрийский психиатр и психолог, один из ведущих деятелей психоанализа

Адлер Альфред (7.02.1870 – 28.05.1937) – выдающийся австрийский психиатр и психолог, один из ведущих деятелей психоанализа, основатель индивидуальной психологии. В результате работы в рамках психоаналитического кружка Фрейда сформулировал в виде общего принципа индивидуального развития положение о компенсации и сверхкомпенсации комплекса неполноценности, который, по его мнению, присущ каждому человеку. В процессе разработки своей собственной формы психотерапии пересмотрел некоторые взгляды классического психоанализа. Идеи Адлера оказали существенное влияние на гуманистическую психологию.

Аргайл Майкл – доктор естественных наук, доктор литературы, почетный доктор психологических наук. Научные интересы Аргайла включают экспериментальное изучении социального взаимодействия и его применение к более широким социальным проблемам. Автор известной книги «Психология счастья».

Берн Эрик (10.05.1910 15.07.1970) выдающийсяканадско-американский психоаналитик, психотерапевт и психолог, создатель «транзактного анализа».

Выготский Лев Семенович (5.11.1896 11.06.1934, Москва) выдающийся отечественный психолог, создатель культурно-исторической концепции развития высших психических функций. Оказал существенное влияние как на отечественную (А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.В. Запорожец и др.), так и мировую психологическую мысль.

Гальтон Френсис (16.02.1822 17.01.1911) выдающийся английский антрополог и психолог, один из основателей евгеники и дифференциальной психологии. Опираясь на принципы эволюционной теории Ч.Дарвина, который приходился Гальтону двоюродным братом, развивал мысль о наследственной обусловленности индивидуально-психологических различий между людьми. Считал, что может быть искусственно выведена особая раса людей, особо одаренных и в умственном, и физическом плане, что было началом науки евгеники. В своих исследованиях широко применял экспериментальные методы и методы математической обработки. Одним из первых проводил корреляционные исследования психических процессов. Разработал принцип факторного анализа.

Запорожец Александр Владимирович (30.08.1905 7.10.1981) выдающийся советский психолог, ученик Л.С. Выготского. В 30-е гг. занимался вместе с А.Н. Леонтьевым проблемой возникновения психики в филогенезе. В дальнейшем приступил к разработке положения о развитии эмоций как процесса постепенного овладения действиями оценки смысла ситуации. Создал концепцию возникновения и развития произвольных движений и действий, где, в частности, обобщил свой опыт восстановления движений у раненых во время Отечественной войны.

Кеттел Джеймс (25.05.1860 20.01.1944) выдающийся американский психолог, один из основателей психологического тестирования.Один из первых специалистов по экспериментальной психологии в Америке. Разработал психофизический метод парных сравнений. Занимался проблемами времени реакции, ассоциаций, внимания, антиципации, тестирования.

Леонгард Карл (21.04.1904 1988) выдающийся немецкий невролог, психиатр и психолог. Специалист во многих пограничных областях, в том числе в области психологии акцентуированных личностей. Разработал типологию акцентуированных личностей.

Леонтьев Алексей Николаевич (5.02.1903 12.01.1979) выдающийся советский психолог, автор одного из вариантов деятельностного подхода в психологии. Проводил исследования по широкому кругу психологических проблем: возникновения и развития психики в филогенезе, возникновения сознания в антропогенезе, психического развития в онтогенезе, структуры деятельности и сознания, мотивационно-смысловой сферы личности, методологии и истории психологии. В экспериментах, проведенных под его руководством в 1956-1963 гг., было показано, что на основе адекватного действия возможно формирование звуковысотного слуха даже у людей, обладающих плохим музыкальным слухом.

Маслоу Абрахам (1.04.1908 8.06.1970) выдающийся американский психолог, один из основателей гуманистической психологии. Создал иерархическую модель мотивации, основанную на постулате ее врожденности и универсальности. При этом вводится предположение о том, что потребности более высокого уровня не могут быть удовлетворены, если предварительно не удовлетворены потребностей нижележащих уровней. В силу этого высшего уровня могут достичь не больше одного процента всех людей. Дал описание особенностей самоактуализирующейся личности, среди которых особенно выделил независимость, креативность, философское мировосприятие, демократичность в общении, продуктивность.

Морено Якоб (20.05.1892 14.05.1974) выдающийся американский психиатр, социальный психолог, автор основатель социометрии. Основа его теории была сформирована тогда, когда он находился в лагере беженцев под Веной. По мнению Морено, кроме макроструктуры общества, которая традиционно изучается в социологии, существует неформальная микроструктура, которую образуют индивидуальные притяжения и отталкивания между людьми. Все социальные конфликты обусловлены рассогласованностью между официальной и неофициальной структурами. Было показано, что есть связь субъективного благополучия, переживаемого личностью, и ее социально-психологического статуса, обусловленного местом, занимаемом прежде всего в малой группе. На основе своих теоретических построений Морено разработал психотерапевтической метод психодрамы.

Павлов Иван Петрович (14.09.1849 27.02.1936) выдающийся русский физиолог, создатель учения о высшей нервной деятельности. В его учении о высшей нервной деятельности единицами поведения выступают безусловные, врожденные рефлексы, возникающие в ответ на определенные (безусловные) раздражители из внешней среды, и условные рефлексы, возникающие после связывания вначале безразличного раздражителя с безусловным. На этой основе им было разработано учение о второй сигнальной системе, где в качестве условного раздражителя выступает слово. Разработал учение о типах высшей нервной деятельности, о динамическом стереотипе.

Перлз Фриц (8.07.1893 14.03.1970) основатель гештальттерапии. Основал в Йоханнесбурге Психоаналитический институт. В 1946 г. переехал в США, где в 1952 г. организовал Институт гештальттерапии.

Роджерс Карл (8.01.1902 4.02.1987) выдающийся американский психолог, один из основателей гуманистической психологии. Разработал индирективную психотерапию, центрированную на клиенте, в основе которой лежит правило не давать советов клиенту и избегать оценок его поведения, но актуализировать его творческие потенции, требующиеся для самостоятельного решения его проблем. Цель индирективной психотерапии добиться перестройки Я, так чтобы оно стало открытым к принятию нового опыта.

Россолимо Григорий Иванович (1860 1928) выдающийся русский невролог и психолог. Разработал систему комплексной психологической диагностики, которая позволяла анализировать индивидуальные особенности различных психических процессов.

Рубинштейн Сергей Леонидович (6.06.1889 11.01.1960) выдающийся советский психолог и философ, один из создателей деятельностного подхода в психологии. В статье «Принцип творческой самодеятельности», написанной в 1922 г., сформулировал принцип единства сознания и деятельности, который в дальнейшем, в 30-е гг., был им положен в основу его деятельностного подхода. Предложил формулировку принципа детерминированности психического: внешние причины действуют посредством внутренних условий. Развивал теорию мышления и личности как деятельности и процесса.

Селье Ганс (1907 – 1982) – выдающийся канадский биолог и врач, создатель учения о стрессе. Сформулировал концепцию стресса, в которой описал адаптационный синдром и болезни адаптации. На основе клинических и экспериментальных исследований конкретизировал это учение применительно к человеческому поведению.

Сеченов Иван Михайлович (1.08.1829 – 2.11.1905) – выдающийся русский физиолог и психолог. Открыл эффект «центрального торможения», который рассматривал как основу произвольного поведения человека. Под предметом психологии понимал различные виды психической деятельности субъекта, представленные в истории их развития и в системе связей друг с другом. Основной метод психологии – объективное наблюдение развития психических процессов, которые происходят путь от внешних форм (рефлексы) до внутренних, на самом деле являющихся «свернутыми» формами действий (мысли). Моральные нормы в поведении человека также представляют собой приобретшие внутреннюю форму внешние запреты и правила, при помощи которых другие руководят действиями индивида.

Сорокин Питирим Александрович (1889 – 1968) – выдающийся социолог. Рассматривал исторический процесс как циклическую смену типов культуры. Один из родоначальников теорий социальной стратификации и социальной мобильности.

Франкл Виктор Эмиль (26.03.1905 – 1997) – выдающийся австрийский психолог и психиатр, создатель логотерапии. Разработал собственной психологическое учение, в которой было постулировано, что основной движущей силой развития личности выступают поиски смысла жизни. Смысл уникален для каждой личности и каждого момента ее жизни. При его отсутствии возникает «экзистенциальный вакуум», проявляющийся как невроз. Помочь пациенту можно, лишь инициировав его собственную активность. На основе этих идей был разработан комплекс психотерапевтических мероприятий, названный логотерапией. Цель логотерапии заключается в том, чтобы помочь человеку увидеть все смыслы, заключенные в ситуации, в которой он находится, и выбрать тот, который согласуется с его совестью.

Фромм Эрих (23.03.1900 – 18.03.1980) – выдающийся немецко-американский психолог и философ. Основывался на постулате социальной обусловленности психики человека, при этом во многих местах его позиция перекликается с антропологическими работами К.Маркса. Связь между индивидом и социальной структурой отражается в социальном характере, основой которого выступает страх. Типы социального характера (накопительский, эксплуататорский, пассивный, рыночный) соответствуют историческим типам самоотчуждения человека. Разработал психотерапевтическую методику «гуманистического психоанализа», которая призвана гармонизировать взаимоотношения между человеком, природой и обществом.

Фрейд Зигмунд (6.05.1856 – 23.09.1939) – выдающийся австрийский врач-психиатр и психолог, основатель психоанализа. Родился 6 мая 1956 года в Фрейбурге, провинциальном городке на окраине Австро-Венгрии (ныне г. Пришбор в Чехии). В 1860 г. семья переехала в Вену, где Фрейд прожил большую часть жизни, до 1938 г. После окончания Венского университета он стремился к научной карьере, но финансовые трудности заставили его выбрать профессию врача. Сотрудничество с И. Брейером в клинической практике, а затем учеба у знаменитого французского невролога Ж.-М. Шарко привели к разработке метода гипнокатарсиса и формулировке первых идей теории психоанализа о роли сексуальных влечений и влиянии детских переживаний на последующую жизнь. Дальнейшее развитие теории носило настолько инновационный характер, что Фрейд долгое время был одинок в научных кругах. От появившихся впоследствии учеников он требовал безоговорочного следования собственной теории, вследствие чего произошел разрыв как научных, так и личных контактов с такими его выдающимися учениками и сотрудниками, как Альфред Адлер и Карл Густав Юнг. Однако, не будучи догматиком, Фрейд неоднократно пересматривал собственную теорию, дорабатывал и развивал ее. Собрание его сочинений составляет 24 тома. Он много и упорно работал даже в последние годы жизни. С 1897 г. Фрейд ежедневно проводил личный психоанализ. Зигмунд Фрейд умер 23 сентября 1939 г. в Англии, куда эмигрировал в 1938 г. после захвата Гитлером Вены.

Эриксон Эрик (15.06.1902 – 1994) – выдающийся американский психолог, один из основателей эго-психологии. В своей психологии основывался на постулате социокультурной обусловленности психики человека. Разработал понятие психосоциальной идентичности как основного фактора психического здоровья.

Ясперс Карл (23.02.1883 – 26.02.1969) – выдающийся немецкий философ и психиатр, один из создателей философии экзистенциализма. Рассматривал психопатологию как форму поиска человеком своей индивидуальности. Считал, что подлинный смысл бытия открывается перед ним лишь в пограничных ситуациях. Именно в этих ситуациях происходит отказ от научных представлений и стереотипов повседневности, перед человеком открывается интимная сторона мира и наступает подлинное переживание бога.



№ п/п Ф.И.О. полностью Какое общеобразовательное учреждение профессионального образования закончил(ла), специальность по диплому Ученая степень, ученое звание Стаж научно-педагогической работы, годы Основное место работы, должность Условия привлечения в РГЭУ «РИНХ» (штатный, внутренний совместитель, внешний совместитель, почасовик) Повышение квалификации
Всего В т.ч.
Педагогический По дисциплине
  Самыгин Сергей Иванович РГУ, Историк-преподаватель Д.с.н.       РГЭУ «РИНХ» штатный ИППК при РГУ в 2007г.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: