Гештальт-терапия

Гештальт-терапия (от нем. Gestalt – образ, форма, структура и греч. therapeia – лечение) – форма психотерапии, разработанная в рамках гештальтпсихологии Фрицем (Фредериком Соломоном) Перлзом, которая ставит своими целями расширение осознания человека и посредством этого лучшее понимание и принятие человеком себя, достижение большей внутриличностной целостности, большей наполненности и осмысленности жизни, улучшение контакта с внешним миром, в том числе с окружающими людьми.

Гештальт – целое, обладающее свойствами, которых нет у его элементов. Данное направление психологической мысли возникло в начале XX века и исходило из того, что анализ частей не может обеспечить понимание целого. Теоретические открытия гештальтпсихологии к практике психотерапии Фриц Перлз применил в 40-е годы XX в.

В целом теория гештальт-терапии основывается на следующих положениях (И.Г. Малкина-Пых, 2005):

· Человек – целостное социобиопсихологическое существо. Любое деление его на составные части, например психику и тело, является искусственным.

· Человек и окружающая его среда – единый гештальт. Среда влияет на организм, а организм преобразует свою среду. С одной стороны, на нас влияет поведение окружающих людей, с другой, если мы изменяем свое поведение, то и окружающие вынуждены меняться.

· Человеческое поведение подчиняется принципу формирования и разрушения гештальтов. Здоровый организм функционирует на основе саморегуляции. Насущная потребность начинает занимать доминирующее внимание организма – фигура проявляется из фона. Организм ищет во внешней среде объект, который способен удовлетворить эту доминирующую потребность. Сближение и адекватное взаимодействие с объектом приводят к удовлетворению потребности – гештальт завершается и разрушается.

· Контакт – базовое понятие гештальт-терапии. Все основные потребности могут удовлетворяться только в контакте с окружающей средой. Место, в котором организм встречается с окружающей средой, в гештальт-терапии называют границей контакта. То, насколько человек способен удовлетворять свои потребности, зависит от того, насколько гибко он может регулировать контактную границу. Гештальт-терапия описывает типичные нарушения контактной границы, которые делают взаимодействие со средой, в том числе межличностное, неэффективным.

· Основная цель практики гештальт-терапии – это расширение осознания. Осознание – осведомленность о том, что происходит внутри организма и в его окружающей среде. Осознание включает как переживание восприятия стимулов внешнего мира, так и внутренних процессов организма– ощущений, эмоций, а также мыслительной деятельности – идей, образов, воспоминаний и предвосхищений, т.е. охватывает многие уровни. Однако в цивилизованном мире у людей гипертрофировано мышление в ущерб эмоциям и восприятию внешнего мира. Именно осознание, в противоположность рациональному знанию, дает реальную информацию о потребностях организма и об окружающей среде. Основная цель практики гештальт-терапии– это расширение осознания, потому что если люди достигают ясного осознания внутренней и внешней реальности, они способны самостоятельно разрешить все свои проблемы. Поэтому терапия не ставит своей целью изменение поведения, поведение меняется само по мере роста осознания.

· Интенсифицировать процесс осознания позволяет использование принципа здесь и теперь – принципа, который означает, что актуальное для организма всегда происходит в настоящем будь то восприятия, чувства, действия, мысли, фантазии о прошлом или будущем, все они находятся в настоящем моменте.

· Осознание связано с принятием на себя ответственности. Ответственность– способность отвечать на происходящее и выбирать свои реакции. Чем в большей степени человек осознает реальность, тем в большей степени он способен отвечать за свою жизнь– за свои желания, действия, опираться на себя.

К основным понятиям гештальт-терапии относятся:

1. Отношение фигуры и фона. Фигура – наиболее значимая для человека информация в данный момент, доминирующая потребность, желание, чувство или мысль, которые в данный момент преобладают над всеми остальными желаниями, чувствами и мыслями. Фон – остальная информация, которая временно отодвигается на задний план. Фигура и фон нередко меняются местами. Как только потребность удовлетворяется, гештальт завершается, теряет свою значимость и отодвигается на задний план, уступая место новому гештальту. Этот ритм формирования и завершения гештальтов является естественным ритмом жизнедеятельности организма. Если потребность удовлетворить нельзя, гештальт остается незавершенным, а поэтому не может быть отреагирован и уступить место другому. Неотреагиронная потребность становится, причиной многих незавершенных проблем, которые через некоторое время начинают оказывать воздействие на текущие психические процессы. То есть если человек не выразил сразу и прямо гнев и злобу, то в последующем эти чувства не исчезнут совсем, а будут проявляться в более скрытых и коварных формах. Полная блокировка незавершенных гештальтов приводит к неврозу. Задача терапевта заключается в том, чтобы по мочь пациенту осознать свою потребность, сделать ее более четкой (сформировать гештальт) и в конечном итоге – нейтрализовать (завершить) ее.

2. Осознание и сосредоточение на настоящем. Для удовлетворения своих потребностей мы постоянно должны быть в контакте с зонами своего внутреннего и внешнего мира. Мы отвечаем на свои внутренние потребности, когда пьем, ощущая жажду. Мы отвечаем на свои внешние потребности, когда надеваем свитер, ощущая холод. У невротиков эта саморегулирующаяся подвижность границ нарушается, и индивидуум сталкивается с конгломератом не до конца сформированных и незавершенных гештальтов. Неврозы возникают в результате сосредоточения индивидуума на средней зоне (зоне фантазий) за счет исключения событий, происходящих во внутренней и внешней зонах. Зона фантазий несет в себе незавершенные гештальты из прошлого, а поскольку деструктивная природа этих гештальтов проявляется настоящем, то невротику трудно жить в этом настоящем. Саморегуляция организма зависит от степени осознания настоящего и от способности жить в полную силу здесь и теперь. Перлз ввел и развил понятие континуума осознавания. Нужно постепенно, от секунды к секунде, осознавать, что именно, какое событие в данный момент переживается. На деле это очень трудно: появляются посторонние мысли, ассоциации... и континуум прерывается.

3. Защитные функции (сопротивления или защитные механизмы) – это такие маневры и способ мышления и поведения, к которым прибегает мозг, чтобы избавиться от болезненного эмоционального материала. В гештальт-терапии описывается пять наиболее часто встречающихся форм сопротивления:

· интроекция – пассивное принятие того, что предлагает среда, приложение минимальных усилий, чтобы определить свои потребности и желания, «проглатывание» всех ценностей своих родителей, школы и среды и ожидание, что дальше в жизни все будет, как было. Если интроекция – ведущий механизм прерывания контакта, пациент обычно знает только то, что он не хочет и от чего хочет избавиться. И только потом, через бунт нежелания, научившись протестовать и освободившись от неприемлемого и чужеродного, приходит к осознаванию желания.

· проекция – приписывание другим собственных чувств, качеств и поступков. Человек прибегает к проекции, когда не может принять свои чувства и поступки, потому что не должен чувствовать поступать так. Возникает разница между тем, что человек знает о себе, и его реальными чувствами и действиями. Так подозрение о том, что кто-то не любит его, в большинстве случаев может быть основано на неприятии того, что он сам так относится к другим людям.

· ретрофлексия – совершение по отношению к себе действий, которые человек первоначально делал, пытался или хотел делать другим людям или с другими людьми. Это происходит в результате встречи с препятствием, оказавшимся непреодолимым. Например, горячность, крики или драки детей последовательно искореняются родителями. Интроекция «Я не должен злиться на них» направляет импульс на себя и создает ретрофлексивную сторону, поворачивая гнев на самого индивида и превращая его в вину. Полезная функция ретрофлексии состоит в сдерживании деструктивных импульсов. Но если ретрофлексия становится особенностью характера, возникает ступор из-за противоположных стремлений человека. Тогда естественная задержка спонтанного поведения, временная и разумная, закрепляется в отказе от действия. Освобождение от ретрофлексии состоит в поиске какого-то иного, применимого к жизни, реального поведения, ориентированного на внешнюю среду.

· дефлексия – способ снятия напряжения контакта, состоящий в разглагольствовании, вышучивании, избегании прямого взгляда на собеседника, репликах не по существу, банальностях, общих фразах, минимуме эмоций вместо живых реакций. Поведение человека не достигает цели, оно вяло и неэффективно, но такое поведение иногда полезно, т.к. позволяет избегать разрушительного накала страстей.

· слияние – стремление не замечать различий, стараясь умерить неприятные переживания нового и чуждого. Нет разницы между Я и не-Я, различий между фигурой и фоном, нет возникающей фигуры собственной потребности. Одна из проблем слияния – ненадежность основы отношений. Два человека не могут думать и чувствовать одинаково.

4. Полярности имеют место тогда, когда разные части личности действуют в разных направлениях (одна часть может критиковать, осуждать другую, наблюдать за ней, наказывать, а другая тем временем саботировать действия первой). Полярность не всегда патологична. Она может служить сдерживания каких-либо импульсов, оставаясь гибкой и произвольной. На невротический характер полярности указывают автоматизм и неосознанность.

5. Зрелость – психическое здоровье, которое достигается преодолением стремления получать поддержку из окружающего мира и нахождением любых источников поддержки в самом себе. Основным условием для опоры на себя и саморегуляции является состояние равновесия, достигаемое осознаванием иерархии потребностей. Саморегуляция опирающегося на себя индивидуума характеризуется свободным протеканием и отчетливым формированием гештальта. Зрелость наступает тогда, когда индивидуум мобилизует свои ресурсы для преодоления фрустрации и страха, возникающих из-за отсутствия поддержки со стороны окружающих. Ситуация, в которой индивидуум не может воспользоваться поддержкой окружающих и опереться на себя самого, называется тупиковой. Зрелость заключается в умении пойти на риск, чтобы выбраться из тупика. Некоторые люди, не способные (или не желающие) идти на риск, на долгое время берут на себя защитную роль «беспомощного» или «дурачка».

Чтобы быть зрелым, человеку необходимо последовательно избавиться от пяти невротических уровней:

1. Уровень «фальшивых отношений» тся всего людиедовательно избавиться от пяти невроза включает в себя проигрывание не свойственных человеку ролей.

2. Фобический уровень связан с осознаванием «фальшивого» поведения и манипуляций и страхом быть самим собой из-за, якобы, неприятия обществом.

3. Тупиковый уровень связан с чувством потерянности, когда человек переживает утрату поддержки извне, но еще не готов или не хочет использовать собственные ресурсы.

4. Уровень внутреннего взрыва – уровень, который появляется после перехода через тупик и на котором человек с горем, отчаянием, отвращением к себе приходит к полному пониманию того, как он ограничил и подавил себя. На этом уровне человек может испытывать страх смерти или даже такое ощущение, что он умирает, т.к. огромное количество энергии вовлечено в столкновение противоборствующих сил внутри человека.

5. Уровень внешнего взрыва означает сформирование аутентичной личности, которая обретает способность к переживанию и выражению своих эмоций. Например, результатом работы с лицами сексуально заблокированными является переживание оргазма.

К основным процедурам гештальт-терапии относятся:

· расширение осознавания. Руководитель группы просит участника закрыть глаза и, соблюдая принцип здесь и теперь, сконцентрироваться на внутреннем мире своего тела. Свое осознание внутренней зоны участник начинает словами: «Сейчас я ощущаю...» – и далее описывает свои ощущения, возникающие на поверхности кожи, в мышцах, во внутренних органах и т. д. Затем участник получает задание открыть глаза и сфокусировать свое внимание на внешней зоне. Осознание окружающего мира также сопровождается словами: «Сейчас я осознаю...» и т. д. (идет информация об ощущениях, которые вызывают у пациента различные предметы, звуки, запахи и т. п.). Далее фокус внимания снова перемещаются на внутреннюю зону, и так по очереди.

· интеграция противоположностей. В одном человеке часто сочетаются пассивность и агрессивность, конформность и независимость, рационализм и альтруизм, робость и смелость. Важно, чтобы пациент осознал свои противоречивые качества, а главное – осознал чувства, которые сопровождают борьбу этих противоположностей. С этой целью в гештальт-терапии используется методика «Двух стульев». Участник садится сначала на один стул и начинает описывать свои ощущения с позиции Нападающего, потом пересаживается на второй стул, стоящий напротив, и выступает уже с позиции Защищающегося. Нападающий обычно высказывает нравоучения, диктует своему оппоненту, что он «должен делать», как «должен себя вести», а Защищающийся объясняет, что он «может сделать», как ему «хочется себя вести». Получается диалог, в котором пациент воссоздает конфликт между своими полярными ощущениями и старается осознать их. Когда эти полярные позиции внутреннего конфликта прочувствованы и осознаны, пациенту становится легче интегрировать их в своей личности. Исследование противоположностей в этом случае можно вести вместе с группой.

· усиление внимания к чувствам. Многие люди прерывают процесс осознания, как только дело доходит до неприятных переживаний, до тех чувств, которые пациент избегает осознавать. В подобных случаях психотерапевт должен помочь пациенту завершить незавершенный и травмирующий его гештальт. В этом плане помогает, например, методика «Разыгрывание ролей». Участники по очереди разыгрывают роли, позволяющие им полностью выразить свои реальные чувства. Когда человек говорит не от своего имени, а от имени своего «героя», ему всегда легче осознать и высказать свои сокровенные переживания.

· работа с мечтами (фантазией). Фантазии содержат те фрагменты нашего Я, которые при обычном рассказе подавляются или от которых мы отказываемся. При гештальт-терапии пациент сам исследует свои фантазии. Работа эта включает в себя как минимум два компонента: во-первых, перенос фантазии на реальную почву и, во-вторых, идентификацию фантазии со своей личностью. Перенос фантазии на реальную почву облегчается, если участник группы получает задание описать свою мечту в настоящем времени. Другим вариантом этого упражнения является проработка отдельных фрагментов фантазии.

· принятие ответственности за себя. Причиной любого невротического механизма является неспособность индивидуума принять ответственность за свое поведение. При патологическом слиянии человек не может развести свое Я и более объемное Мы. Гештальт-терапевтический подход помогает преодолеть невротические механизм с помощью изменения средств коммуникации структуры языка. Руководитель группы помогает членам группы ощутить то, как они используют местоимения и глаголы. Например, кто-то говорит: «Это ужасно – бить своих детей». Руководитель просит его идентифицировать, к кому обращено высказывание, или хотя бы использовать местоимение «я». Когда предложение изменено на «Это ужасно, что я бью своих детей», участник принимает ответственность как за свои чувства, так и за свои действия.

· преодоление сопротивления, т.е. такой ситуации, при которой участник группы не выполняет те упражнения, которые предлагает ему терапевт. Сопротивление может проявляться в мышечном напряжении, неестественной позе, изменении голоса или дыхания (оно становится поверхностным, неритмичным). В последнем случае психотерапевт просит пациента дышать глубже и ритмичнее, а когда дыхание нормализуется, попытаться все-таки рассказать о своих истинных переживаниях.

К. Наранхо сформулировал жизненную философию гештальт-терапии в «девяти заповедях», ведущих к аутентичному существованию (К. Наранхо, 1995):

1. Живи теперь. Будь в настоящем, а не в прошлом или будущем.

2. Живи здесь. Имей дело с тем, что есть, а не с тем, чего нет.

3. Не фантазируй. Опыт реален.

4. Прекрати ненужные размышления. Лучше пробуй и смотри.

5. Выражай чувства, вместо того, чтобы манипулировать, объяснять, рассуждать, оправдываться.

6. Принимай неприятности и боль так же, как и удовольствие.

7. Ориентируйся не на «должен», «следовало бы» других людей, а на себя. Не сотвори себе кумира.

8. Принимай полную ответственность за свои поступки, мысли, чувства.

9. Будь самим собой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: