double arrow

Транзактный анализ


Транзактный анализ (ТА) (от лат. transactio – сделка и греч. analysis – разложение, расчленение) – психотерапевтическая методика группового и личностного роста, разработанная Эриком Берном и основанная на процедуре анализа составляющих структуры личности («Родитель» – «Ребенок» – «Взрослый»):

· «Родитель» представляет собой авторитарные тенденции индивида;

· «Ребенок» – подчиненную позицию;

· «Взрослый» – умение отстаивать собственное мнение и организовать взаимоотношения с другими на основе равноправного партнерства.

Транзактный анализ предполагает психотерапевтическую работу, направленную на достижение автономииличности, определение своей собственной судьбы, принятие ответственности за свои поступки и чувства.

Главная цель терапии транзактного анализа является: ориентировка на изменение личности. Осознание проблем – главный инструмент для изменения личности. Изменение же состоит из принятия решения об изменении, а затем активного процесса по его реализации.

Ключевыми идеями транзактного анализа являются:

1. Модель эго-состояний (модель РВД).

· Эго-состояние Родителя проявляется в подражании поступкам, мыслям и чувствам одного из родителей или других людей, воспринимаемых как родителей. Контролирующий (Критикующий) Родитель указывает, что нужно делать, а чего не ненужно. Позитивный Контролирующий Родитель искренне заинтересован в защите и поддержании здоровья Ребенка. Негативный Контролирующий Родитель игнорирует другого человека. Воспитывающий (Заботливый) Родитель оберегает и заботится о своем Ребенке. Позитивный Воспитывающий Родитель заботится и помогает, уважая человека которому оказывает помощь. Негативный Воспитывающий Родитель оказывает помощь с позиции превосходства.

· Эго-состояние Ребенка – возврат к поведению, мышлению и чувствам детства. Эго-состояние Адаптивного Ребенка – это проигрывание способов поведения, оправдывающих ожидания родителей. Эго-состояние Свободного Ребенка – это бунт, поведение вопреки родительским требованиям. Последнее состояние может быть либо полезными и классифицируются как позитивно, либо негативным. Взрослый человек может иногда впадать в эти состояния.

· Эго-состояние Взрослого проявляется тогда, когда поведение, мысли и чувства человека строятся по принципу «здесь и теперь», предполагающему реагированию на происходящее вокруг с использованием всего потенциала личности. Взрослый обычно не подразделяется на составные части.

2. Когда один человек предлагает другому какой-то вид коммуникации, а другой отвечает ему, наступают транзакции. Транзакция– основное поня­тие транзактного анализа,единица ком­муникативного процесса, состоящая из коммуникативного стимула и коммуникативной реакции (напр., вопрос-ответ). Начало коммуникации называется стимулом, ответ – реакцией. Таким образом, трансакцию можно определить как транзакционный стимул плюс транзакционная реакция. Берн считал трансакцию «основной единицей социального взаимодействия». Общение между людьми всегда принимает форму подобных цепочек транзакций.

3. Транзакции бывают четырех видов:

· параллельные (например, один к другому обращается как Родитель к Ребенку, а другой отвечает как Ребенок Родителю);

· пересекающиеся (например, один обращается к другому как Взрослый к Взрослому, а другой отвечает как Родитель Ребенку);

· скрытые(одновременно передаются два сообщения: одно из них – открытое (например, Взрослый и Взрослый), или сообщение социального уровня, другое – скрытое, или сообщение психологического уровня (например, Ребенок и Родитель));

· угловые(на социальном уровне стимул направляется от Взрослого к Взрослому, но скрытое сообщение исходит от Взрослого к Ребенку с надеждой на реакцию Ребенка).

4. Существует три правила коммуникации:

· первое: пока транзакции остаются параллельными, ничто в процессе коммуникации не прерывает чередования стимулов и реакций;

· второе: при пересекающейся транзакции происходит разрыв коммуникации, для ее восстановления одному или обоим людям необходимо изменить свои эго-состояния.

· третье: поведенческий результат скрытой транзакции определяется на психологическом, а не на социальном уровне.

5. Единицей транзакции является поглаживание, которое может быть:

· вербальным (словесным) или невербальным (помахивание рукой, кивание головой, пожатие руки, похлопывание друг друга);

· позитивным (дающим приятные чувства) или негативным (воспринимается болезненно);

· условным (связанным с нашей деятельностью) или безусловным (связанным с тем, что мы из себя представляем).

6. Существует шесть различных способов проводить время:

· уход – отсутствие взаимодействия с другими членами группы, которое не исключает физического присутствия в группе;

· ритуал – обычная форма социального взаимодействия, которое протекает по заранее спланированной программе (приветствия, религиозные поглаживания и т.д.);

· времяпрепровождение – легкое и поверхностное общение, протекающее по знакомому пути, однако его содержание не так жестко запрограммировано по сравнению с ритуалом (чаще всего обсуждается то, что произошло вчера, а не то, что происходит «здесь и теперь»);

· деятельность – направление энергии людей на достижение какого-либо конкретного результата в соответствии с имеющимися правилами;

· игры – проигрывание стратегий ребенка, которые более неприемлемы для взрослого человека (играм всегда присуще игнорирование на психологическом уровне, а на социальном уровне игроки воспринимают игру как обмен интенсивными поглаживаниями);

· интимность отличается от игры тем, что социальный и психологический уровни совпадают друг с другом (кроме того, в интимности выражаемые чувства направлены на завершение ситуации).

7. В раннем детстве каждый из нас пишет свой сценарий жизни, позднее мы лишь добавляем детали к нашему сценарию, к семи годам он в основном написан, а в юношеском возрасте мы можем его пересмотреть. Сценарные решения обусловлены следующими причинами:

· они представляют собой наилучшую стратегию ребенка с целью выживания во враждебном, как ему кажется, мире;

· они принимаются в соответствии с эмоциями ребенка и его способом тестирования реальности.

8. По содержанию сценарии делятся на три группы:

· сценарий победителя (того, кто достигает поставленной перед собой цели легко и свободно);

· сценарий побежденного (того, кто не достигает поставленной цели или достигает ее без должной степени сопутствующего комфорта);

· сценарий не-победителя (того, кто представляет собой «золотую середину», день ото дня он терпеливо несет свою ношу, никогда не рискует, не становится начальником, его не увольняют с работы, спокойно работает до конца и тихо уйдет на пенсию).

9. Самое главное – понять, что любой сценарий можно изменить. Осознав свой сценарий, человек может обнаружить те области, в которых он принял проигрышные решения, и переделать их на выигрышные.

10. Существует шесть основных паттернов сценарного процесса. Каждый из этих паттернов имеет собственную тему, описывающую конкретный способ проживания человеком своего сценария:

· сценарий «Пока не» базируется на мысли о том, что нечто хорошее не случится до тех пор, пока что-то менее хорошее не закончится («Я не могу радоваться, пока не закончу работу»);

· сценарий «После» – обратная сторона процесса в сценарии «Пока не» («Я могу радоваться сегодня, однако завтра должен буду за это заплатить»);

· сценарий «Никогда» («Я никогда не получаю самого заветного»);

· сценарий «Всегда» («Почему это всегда случается со мной?»);

· сценарий «Почти» («В этот раз я почти достиг своего»).

· сценарий с открытым концом (человеку с открытым сценарием время после этого момента представляется пустотой, как будто бы часть театрального сценария была утеряна).

11. Философия транзактного анализа базируется на посылках:

· все люди – ОК;

· каждый человек обладает способностью думать;

· все люди определяют свою судьбу;

· их решения могут быть изменены.

12. Двумя основными практическими принципами транзактного анализа являются: контрактный метод и открытая коммуникация.

Контракт – это четко выраженная двухсторонняя приверженность строго определенному плану действий. Поскольку «все люди – ОК», терапевт и клиент равны друг перед другом, они несут одинаковую ответственность за те изменения, которые хочет иметь клиент. Поскольку любой человек способен самостоятельно думать и в конечном счете несет ответственность за свою жизнь, не терапевт, а клиент решает, что он хочет изменить в своей жизни. Роль терапевта заключается в том, чтобы указать на те аспекты, которые способствуют достижению цели. Обеим сторонам необходимо ясно представлять характер желаемого изменения, а также конкретный вклад каждой стороны в его осуществление. Четкая постановка цели контракта дает еще одно преимущество – обе стороны знают, когда закончится их совместная работа.

Открытая коммуникация основана на том, что и клиент, и терапевт обладали полной информацией относительно того, что происходит в их совместной работе. Терапевт и клиент договариваются о целях и задачах контракта. Как они представляют конечную цель процесса изменения? Как узнают об окончании совместной работы? Эрик Берн считал, что идеал заключается в автономности, которая «характеризуется высвобождением или восстановлением трех человеческих качеств: осознания, спонтанности и интимности»:

· осознание – способность видеть, слышать, чувствовать, ощущать на вкус и запах вещи как чувственные впечатления так, как это делает только что родившийся младенец;

· спонтанность – способность выбирать из всего возможного разнообразия и диапазона чувств, мыслей и поведения;

· интимность – открытое выражение чувств и желаний между мной и другим человеком.

Несмотря на то, что Э. Берн нигде не написал об этом прямо, под автономностью он понимал то же самое, что и свободу от сценария. Автономная личность не находится в состоянии пассивности, последовательно решает те проблемы, которые ей преподносит жизнь.


Тесты для самоконтроля

1. Что сегодня считается психоанализом?

а) теория развития личности;

б) метод исследования;

в) терапевтическая процедура лечения неврозов;

г) все вышеперечисленное.

2. Главной целью аналитической психотерапии является:

а) разрешение конфликтов между людьми;

б) постановка психологического диагноза;

в) реабилитация психически больных людей;

г) воссоединение бессознательного с сознанием.

3. Что не использовал в своей практике Фрейд?

а) гипноз и техника катарсиса;

б) аутогенная тренировка;

в) метод свободных ассоциаций;

г) простое внушение.

4. Выберите правильное определение термина «реконструкция»:

а) привлечение внимания клиента к какому-либо содержанию;

б) получение информации и прояснение содержания;

в) описание и выделение некоторых явлений, прояснение их деталей, комментирование материала;

г) восстановление утраченных психических образований.

5. Кем была разработана психотерапевтическая методика – транзактный анализ?

а) Эриком Берном;

б) Фредериком Соломоном Перлзом;

в) Альфредом Адлером;

г) Зигмундом Фрейдом.

6. Главной целью терапии транзактного анализа является:

а) ликвидация симптоматики;

б) ориентировка на изменение личности;

в) ориентировка на изменение своего отношения к социальному окружению;

г) создание оптимального существования личности.

7. Как выглядит структура личности, по Берну?

а) «человек – человек»;

б) «человек – природа»;

в) «личность – окружение»;

г) «родитель» – «ребенок» – «взрослый».

8. Ключевой идеей транзактного анализа является:

а) модель эго-состояний;

б) транзакция;

в) поглаживание – единица транзакции;

г) все вышеперечисленное.

9. Какой из способов не относится к проведению времени?

а) игры;

б) ритуал;

в) сон;

г) уход.

10. Двумя практическими принципами транзактного анализа являются:

а) контрактный метод и открытая коммуникация;

б) открытая коммуникация и принцип детерминизма;

в) принцип объективности;

г) принцип единства теории и практики.



Сейчас читают про: