Индивидуальная психология

Индивидуальная психология – теория личности и терапевтическая система, разработанная Альфредом Адлером, – рассматривает личность холи-стически как наделенную творчеством, ответственностью, стремящуюся к воображаемым целям в пределах своей области феноменологического опыта. Индивидуальная психология постулирует, что иногда из-за чувства неполноценности стиль жизни бывает саморазрушительным. Индивид с «психопатологией» скорее утратил уверенность в себе, а не болен, и терапевтическая задача состоит в том, чтобы приободрить такого человека, активизировать его социальные интересы и посредством взаимоотношений, анализа и методов действий развить новый стиль жизни.

Главные положения индивидуальной психологии Адлера могут быть выражены следующим образом (Г. Мосак, 2000):

1. Любое поведение происходит в социальном контексте (человек рождается в некотором окружении и вступает в обоюдные отношения с ним).

2. Индивидуальная психология есть межличностная психология, где первостепенным является то, каким образом индивиды взаимодействуют с другими, деля с ними «земную кору». Адлер придавал важное значение развитию восприятия себя частью большего социального целого, чувства социальной вовлеченности, желания внести свой вклад в общественную жизнь на общее благо.

3. Отказ от редукционизма (упрощения) в пользу холизма (целостного восприятия). Последователи адлеровской системы акцентируют внимание на изучении личности в целом, на образ ее действий на протяжении жизни и гораздо меньшее значение придают частичным функциям. Все частичные функции представляют собой функции, подчиненные целям и стилю жизни индивида.

4. Сознательное и бессознательное служат индивиду для осуществления его личных целей. Адлер избегает материализации понятия бессознательного, воспринимая его скорее как прилагательное, чем как существительное.

5. Ключ к пониманию человека – его убеждения и стиль жизни. Развитие личности начинается на ранних этапах жизни, чтобы помочь ему организовать опыт, а также понимать, предсказывать и контролировать собственные переживания. Убеждения – это выводы, полученные в результате восприятий. Именно они в последующем определяют предпочтительный способ восприятия. Соответственно, стиль жизни не является ни правильным, ни неправильным, нормальным или аномальным, а просто «очками», через которые личность видит свою жизнь.

6. Стиль жизни остается относительно постоянным на протяжении жизни, убеждения же под влияние психотерапии могут измениться. Поведение может меняться на протяжении всей жизни человека в соответствии как с непосредственными требованиями ситуации, так и с долгосрочными целями, присущими его стилю жизни.

7. Человека определяют не наследственность и окружение, а те цели, которые он сам выбрал, которые дают ему место в мире, обеспечивают безопасность и позволяют сохранять самоуважение. Жизнь является динамичным стремлением, а жизнь человеческой души есть не «существование», а «становление».

8. Центральными стремлениями человека могут стать: завершенность, совершенство, превосходство, самореализация, самоактуализация, компетентность и власть. Если данные стремления направлены на увеличение торжества личности, то они социально бесполезные и являются проявлением психических проблем. А если они направлены на преодоление жизненных проблем, то они приобретают социальный интерес.

9. Всю жизнь человек сталкивается с альтернативами. Он способен принимать творческие, избирательные и самостоятельные решения, а также выбирать те цели, которых он хочет добиться. Он может выбрать цели полезные, несущие вклад в общество, а может посвятить себя бесполезной стороне жизни, т.е. заботиться о себе и о своем превосходстве, оберегая себя, свое чувство личной значимости от угроз.

10. Социальный интерес – это врожденное (или потенциальное) свойство человека. Люди обладают способностью к сосуществованию и взаимодействию с другими. Даже при тяжелой психопатологии не происходит полного исчезновения социальной интереса. Даже психотик сохраняет некоторую общность «нормальными» людьми.

11. Чувства невротика проистекает из убеждения, что жизнь и люди враждебны, а он неполноценен. Он отстраняется от прямого решения проблем и пытается достичь личного превосходства при помощи средств, защищающих его самооценку: сверхкомпенсации, надевания маски, путем отказа, стремления браться только за те задачи, где исход обещает быть успешным.

12. Поскольку любое поведение целенаправленно, то психогенный симптом будет иметь психологическую цель, а органический симптом будет иметь соматическую цель. Так как последователей Адлера интересует скорее процесс, диагностической терминологии уделяется мало внимания.

13. Жизнь бросает человеку вызов в виде жизненных задач. Первоначальными тремя задачами были задачи, связанные с обществом, полом и работой. Первую мы уже упоминали. Вторая: определить наши половые роли, частично на основе культурных определений и стереотипов, и приучить себя к общению с другим, а не противоположным, полом. И третья: поскольку каждый человек зависим от труда других людей, работа становится необходимой для человеческого выживания.

14. Поскольку жизнь постоянно создает проблемы, чтобы ее прожить, требуется мужество – готовность подвергнуться рискованным действиям, когда последствия или неизвестны, или могут оказаться неблагоприятными. Вопрос, на который каждый из нас должен ответить, состоит именно в том, есть ли у нас мужество жить, несмотря на знание о нашем несовершенстве.

15. Жизнь не имеет изначально присущего смысла. Человек сам придает смысл жизни, каждый из нас на свой собственный манер. Поведение человека определяется тем значением, которое он приписывает жизни. Оптимисты будут иметь жизнь возможностей и надежд, использовать свои шансы и не будут обескуражены неудачей или неблагоприятным исходом. Пессимисты будут избегать любых рисков, которые несет с собой жизнь, а если они все же решатся, то будут саботировать свои усилия и скорее всего лишь подтвердят сложившиеся ранее пессимистические предчувствия.

Поскольку, как было отмечено, ключом к пониманию человека являются его убеждения, представляет интерес выделение их основных групп (H.H. Mosak, 1973):

1. Я-концепция (убеждения о том, кто я такой).

2. Я-идеал (убеждения о том, каким мне следует быть, чтобы занять свое место).

3. «Картина мира» (убеждения о том, что не является мной (мир, люди, природа) и о том, что мир требует от меня).

4. Этические убеждения (персональный свод законов «правильно-неправильно»).

Если есть несоответствие между Я-концепцией и Я-идеалом («Я глупый, а должен быть умным», «Я толстая и некрасивая, а должна быть стройной и красивой» и т.п.), то возникает чувство неполноценности. К чувству неполноценности приводит также недостаточность соответствия между Я-концепцией и «Картиной мира» («Я слаб и беспомощен, а жизнь опасна»), а также несоответствие между Я-концепцией и этическими убеждениями («следует всегда говорить правду, а я лгу»), которое приводит к чувству неполноценности в моральной области.

Таким образом, то, что в медицинском случае назвали бы «патологией» и что Адлер называет утратой веры в себя или комплексом неполноценности, что само по себе не является «ненормальным». С точки зрения Адлера, жить – значит чувствовать неполноценность. Комплекс неполноценности отражает утрату веры в себя ограниченной части нашего общества и обычно «ненормально». Психологически здоровый или нормальный индивидуум – тот, который развил у себя социальный интерес, кто хочет посвятить себя жизни и жизненным задачам. Он использует свою энергию на то, чтобы быть членом общества, с уверенностью и оптимизмом справляющимся с жизненными проблемами. У него есть свое место, у него адекватная самооценка. Он ощущает чувство принадлежности и сотрудничества и обладает «мужеством быть несовершенным». Он твердо знает, что, несмотря на его несовершенство, он может быть востребован другими.

Психотерапия, по Адлеру, есть образовательное предприятие терапевта и пациента, главная цель которого – развитие социального интереса пациента за счет изменения ложных социальных ценностей. Суть переобучения состоит в изменении стиля жизни и убеждений.

Процесс психотерапии имеет четыре главных цели:

1. Отношения (создание и поддержание «хороших» отношений т.е. дружественных отношений между равными). Терапевт и пациент садятся лицом к другу, их стулья находятся на одном уровне, стол отсутствует. Терапевт не играет роль всемогущего, всеведущего и таинственного героя, а пациент не подыгрывает ему. Пациент информируется о том, что творческий человек сам играет роль в создании своих проблем, что всякий ответственен за свои действия и что проблемы каждого основаны на неправильном восприятии, на неадекватном или неправильном обучении, одним словом, на ложных ценностях. Данные идеи позволяют принять ответственность за изменения. То, чему научились «плохо», может быть заменено лучшим обучением при условии активного сотрудничества пациента в терапии, совпадении целей пациента и терапевта. Тем не менее, пациент часто провоцирует терапевта на тот вид реакции, который, как он привык с детства, должны давать люди, что даст ему право почувствовать себя непонятым, думать, что его лечат не тем или что его не любят. Поэтому терапевт должен быть внимательным к данным «знакам» и не подтверждать ожидания пациента.

2. Анализ (изучение динамики стиля жизни пациента, его целей, а также того, как они влияют на ход его жизни). Изучение стиля жизни начинается с исследования семейной ситуации пациента, чтобы выяснить условия, в которых сформировались те убеждения, которые стали основой его стиля жизни. (положение, которое имел ребенок в семье, какой путь он прошел, добиваясь своего места в семье, в школе и среди их сверстников. Вторая часть диагностики состоит из интерпретации ранних воспоминаний пациента. Ранние воспоминания относятся к периоду, предшествующему периоду непрерывной памяти, и поэтому могут быть неточными или даже абсолютно выдуманными. Однако понять ранние воспоминания означает понять и «историю жизни» пациента, поскольку люди избирательно вспоминают события своего прошлого в соответствии со своим стилем жизни. Кроме того, история жизни пациента дает возможность установить происхождение «базисных ошибок» пациента. Стиль жизни есть личная мифология человека, который ведет себя так, как если бы миф был правдой, потому что он для него и есть правда. В мифах есть «истины» или «частичные истины», но есть и мифы, которые человек путает с истиной. А это и есть базисная ошибка. Чаще всего базисными ошибками являются:

· ложные ценности («Быть первым, даже если тебе придется карабкаться по головам других»);

· ложные или недостижимые цели «безопасности» («Один неверный шаг и я – покойник», «Я должен быть приятным для всех»);

· сверхобобщения («Люди враждебны», «Жизнь опасна»);

· неправильные восприятия жизни и ее требований («Жизнь никогда не даст мне никакой передышки», «Жизнь так тяжела»);

· преуменьшение или отрицание своих достоинств («Я никчемный человек», «Я мелкая сошка», «Я всего лишь домработница»).

3. Интерпретация полученных данных (в том числе сновидений), кульминацией которой является инсайт (озарение, внутреннее прозрение). В отличие от Фрейда, Адлер воспринимал сновидения как деятельность, направленную на решение проблем с ориентацией на будущее. Сновидение – это некая предварительная репетиция возможных действий. Если мы хотим отложить действие, то мы забываем сон. Если мы хотим оговорить себя от некоторых действий, то мы пугаем себя ночными кошмарами. Интерпретация сновидения не заканчивается с анализом содержания, а должна включать в себя целевую функцию. Сновидения играют важную роль в лечении, они выносят проблему на поверхность и указывают направление действий пациента. Однако еще более значение имеет инсайт, который должен предшествовать изменению поведения. Пациент освобождает себя от ответственности за свою жизнь до тех пор, пока он не достигнет инсайта. Задача терапевта и состоит в том, чтобы содействовать инсайту при помощи интерпретации.

4. Переориентация (начинается с предварительного, мягкого или энергичного убеждения пациента, что изменение необходимо в его же интересах, что нынешний образ жизни пациента обеспечивает ему «безопасность», но не счастье).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: