V. Итог занятия

Логопед спрашивает, какие звуки дети учились сегодня различать в слогах.

Дифференциация г — к в словах

Тренировочные упражнения

Задание 1. Прослушайте слова, назовите слоги со звуком г или к.

а) Голос, город, кот, кошка, кубик, кости, голубь, губы, гуси, кукла, груша, гитара, гетры, кеды, книга;

б) икра, иголка, луга, Игорь, игра, окно, огонь, луга, речка.

Задание 2. Запишите слоги с буквами гик:

а) Галя, Коля, Гуля, котик, голубь, губы, кулак, кусок, гири, Гера, кино, гулять;

б) грибы, криво, грива, греет, крыша, груша, гремит, кли­нок, клеит, кричит;

в) рукава, ягоды, берегите, помогает, покупает, прыгает, лагери;

г) радуга, нога, ноги, сапоги, иголка, салфетка, руки, вет­ки, клетка.

Задание 3. Сравните пары слов по звучанию и смыслу. Какими звука­ми отличаются эти слова? Устно составьте предложение с каждым словом:

Горка — корка; грот — крот;

гости — костщ икра — игла;

кол — гол; Галина — калина;

калька — галька; голос — колос.

Задание 4. Рассмотрите картинки. Определите наличие звуков г, к в названиях этих картинок. Разложите картинки в три колонки по нали­чию звуков г или к, г и к.

Приблизительный перечень картинок (подбирает логопед): куст, груша, сапоги, радуга, крыша, грел­ка, гармошка, кубики, прыгалки, матрешка, подушка, гамак.

Задание 5. Прослушайте слова. Начертите их схемы. Надпишите бук­ву г или к над соответствующим слогом. Напишите под схемой соответ­ствующее ей слово.

Куры, гиря, укол, икра, дорога, магазин, карман, скалка, погода, крышка, колокольчик, гигант, город, грозный, глыба, бригада, каблуки,голуби, сапоги.

Задание в. Работа с картинками. (Проводится аналогично предыду­щему заданию, можно использовать картинки из задания 4.)

Задание 7. Измените слова так, чтобы в них появились буквы к или г. Подчеркните буквы гик разными карандашами.

Городгородок, игла —..., газета —..., гриб —..., графин —..., голова —..., голубь —..., губы —..., голос —..., гора —..., гармонь —.....

Задание 8. Закончите слова, добавив слог га или ка.

Ру- нит... ...зета кочер... ма...зин
но... бит... ...ражи соба... ру...ва
ро... сем... ...рета баран... ро...тый
лу... вет... ...питан лопат... ма...роны
ре... нор... ...чели бере... бо...тый.

Задание 9. Закончите слова, добавив слог ги или ки.

Но... кеп... сабель... теле...

ве... гор... сапо... уро...

ру... вра... палат... каблу... -

ре... день... заплат... загад....

Задание 10. Вставьте в слова пропущенную букву г или к.

У...ОЛ, ва...он, у...сус, по...ода, у...оль, лав...а,...амень,...усто,...усты,...рафин, я...ода,...аль...а,...ал...а, с...аз...а, я...од...а,...олуб...а, за...ад...а,...ро...одил.

Задание 11. Измените слова так, чтобы после согласного г или к по­явился гласный.

Утюг —... молоток —... когти —...

листок —... берег —... ногти —...

овраг —... полог —... локти —...

галстук —... сапог —... легкий —...

стог —... клубок —... мягкий —

Задание 12. Допишите недостающую в словах букву г или к. В скоб­ках напишите проверочное слово.

Сне..., кула..., творо..., пау..., ро..., столби..., замо..., дурш-ла..., пиджа..., дру..., каблу..., шлан..., гон..., гама..., зна..., остро..., рыно..., плу..., клубо..., лу..., четвер....

Разобрать слова по смыслу: дуршлаг,острог.

Задание 13. Ответьте на вопросы одним словом. Запишите ответы. Подчеркните гик разными карандашами.

Вопросы.

Что на спине у верблюда? (Характерный признак верблюда.) Как называется вид качелей, сплетенных из веревок (в виде сети)?

Что остается на столе после разрезанного хлеба?

Какой игрушкой любят играть самые маленькие дети?

Что грохочет во время грозы?

Как называется зеленый массив в городе?

Где устанавливают общую телевизионную антенну?

Чем измеряют температуру?

Слова для справок: горб,гамак,крошки,погремуш­ка, гром, парк, на крыше, градусником.

Задание 14. Отгадайте загадки. Запишите отгадки. Подчеркните в них буквы г, к разными карандашами.

Без головы, а в шляпе. Что за зверь зимой холодной

Одна нога, и та без сапога. Ходит по лесу голодный?

Всегда шагает мы вдвоем, Пять мальчиков,

Похожие, как братья. Пять чуланчиков;

Мы за обедом — под столом, Разошлись мальчики

А ночью — под кроватью. В темные чуланчики,

Каждый мальчик

Красные лапки В свой чуланчик. Щиплют за пятки, Беги без оглядки.

Черный, проворный, Маленький, удаленький,

Кричит: «Крак!» Сквозь землю прошел,

Червякам враг. Красную шапочку нашел.

Он качалка и кровать. Голубочка бела

Хорошо на нем лежать. В дом прилетела.

Он в саду или в лесу Что, где видала,

Покачает на весу. Про все рассказала.

Отгадки: гвоздь, волк, сапоги, перчатки, гуси, гриб, грач, гамак, газета.

Задание 15. Разгадайте кроссворд.

(См. методические указания на с. 240.)

     
     
     
    л
     
     
     
    •8
     

По вертикали: 1. Книги, по которым учатся дети.

По горизонтали: 2. То, что остается после сгорания дров.

3. Весенняя птица.

4. Мужское имя.

5. Ракообразный обитатель моря.

6. То, что вдевают в иголку.

7. Вид обуви.

8. Аккуратно смотанные нитки.

9. Вид сельскохозяйственного инвентаря.

Слова для справок: По вертикали: 1. Учебники. По горизонтали: 2. Угольки, 3. Грач, 4. Егор, 5. Краб, 6. Нит­ка, 7. Сапоги, 8. Клубок, 9. Грабли.

Задание 16. Диктанты.

Предупредительный диктант.

Методические указания. Логопед рисует на доске схемы слов, над соответствующим словом — надписывает букву г или к. После того как ученики напишут диктант, они проверяют его, пользуясь схемами, дан­ными на доске.

Главный, грузди, скалка, угрюмый, грелка, гири, головка, география, крик, биография, грядка, телега, глубокий, кулак, глазки, гамак, гости, грачи, кепка, колонка, кости, каранда­шик, гадюка, галстуки.

Послоговой диктант (с проговариванием слогов).

Гвоздик, колокольчик, головка, голубка, маргаритки, клуб­ника, горизонт, каблуки, сумерки, громкий, грунт, галка, крышка, кувшин, каблук, груша, бригада, кружечка, белка, лук, горе, горький.

Проверочный диктант.

Буквы, клен, грабли, капля, редиска, гулять, прогулка, выставка, копилка, гладкий, сугробы, каток, грозди, капуста, игра, икра, калька, глубокий, галька, сапог, пирог, мак, га­мак, рогатый, рог.

Дифференциация г к в предложениях Тренировочные упражнения

Задание 1. Закончите предложения, подобрав подходящие по смыслу слова. ■

гостикости Собака грызет....

В четверг к нам придут.... горкакорка Гриша любит хлебную....

В понедельник весь класс ходил на.... голкол Галкин Коля забил в ворота....

Строители вбили первый.... галькакалька На море много....

У копировщицы много.... Галинакалина В саду цветет....

Катину подругу зовут.... икраигра Во дворе шла интересная....

Очень полезна черная....

Зерно 2. Составьте словосочетания, подбирая к словам пункта а под­ходящие по смыслу слова из пункта б.

а) Горький, губная, громкий, маленькие, гречневая, голу­бая, горячее, красная, красивый, глубокий;

б) гармошка, каша, ленточка, молоко, лук, город, голос, гу­сята, гуашь, колодец.

Задание 3. Выпишите из предложений пары слов, связанные между собой по смыслу, с буквами г, к. Подчеркните буквы г, к карандашами разного цвета.

Небо заволокла грозовая туча. Гуля каждый день кормит го­лубей. Гриша любит гречневую кашу. Мама мыла малыша мяг­кой губкой. На конюшне есть гнедой конь. Мы ели горячую картошку. У Аленки есть беговые коньки. Наша команда выс­тупала в голубых майках. Коля забил гол. Была интересная игра. Красная кофта висит на стуле.

Задание 4. Придумайте и запишите предложения с данными слово­сочетаниями. Подчеркните буквы г, к:

Грозди калины; кормила голубей; грелся на солнышке; кисти винограда; грызла кость; катился с горки;

мешок картошки; копал грядки; скакал по дороге;

горсть крупы; кивнул головой; качался в гамаке;

высоко прыгнул; раскрасил гуашью; играл на скрипке; скакал галопом; загадал загадку; скрылся

за горизонтом; громко говорили; купил гармошку; прыгнул через

канаву.

Задание б. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова с буквами г, к. Подчеркните буквы г, к в этих словах.

Сегодня на уроке мы отгадывали.... Подул сильный ветер,... гром. В лесу кукует.... На доме развевался красный.... Галя сматывает нитки в.... Замяукал маленький, серенький.... Машина ехала по асфальтовой.... Галя раскрашивает кар­тинку цветными.... В лесу ребята собрали белые... и спелые.... Дождь перестал, и... солнышко. Гриша... на санках с....

Задание 6. Вставьте в слова пропущенные буквы. Подчеркните соглас­ные г, к.

Летнее утро.

Небо...олубое. Бри...ада работала на лу...у. Люди возили ду­шистое сено и с...ладывали его в сто...а. Большое стадо требует мно...о...орма. От...орма зависит...оличество и...ачество мо-ло...а. Моло...о отправляют в...ород. Из...орода... сельс.ие жители и получают дру...ие проду...ты.

Кабачок.

...абачо... -толстячо... Ле... на гряд...у —

И молчо....

Он лежит на...ряд...е

С мая,

...оловы не поднимая.

Маленькое и большое.

Малень...ая Маня Я подумал,...лядя

Малень...ой лопат...ой На ее работу:

Бережно вс...опала «Вырастет, наверное,

Малень...ую...ряд...у. Малень...оечто-то».

Малень...ое семя Но ошибся...реп...о

В...ряд...у посадила, Я в своей до...ад...е:

Малень...им забором Вели...ан арбузище

Е...оо...ородила. Вырос тут на...ряд...е

На школьном участке.

Наступила весна. Солнце сильно...реет. Шумно бе...ут ру­чей...и. На...олыхвет...ах появились поч...и. Бри...ада ш...оль-ни...ов на о...ороде. Они...опают...ряды и...отовят...лумбы для цветов. Первоклассники помогают старшим ребятам.

Задание 7. Ответьте на вопросы полными предложениями. Запишите их. Подчеркните в них буквы г, к.

Вопросы:

Какие птицы прилетают весной?

Где растут овощи?

Какой большой город находится на реке Неве?

Куда выезжают ребята летом?

Кто воркует, а кто гогочет?

Чем сгребают сено?

Какая птица кукует в лесу?

Где растут ромашки, кашка и колокольчики?

Задание 8. Составьте предложения из данных слов, изменяя их по смыс­лу.

Грызть, под, кость, собака, крыльцом; грелась, на, гадюка, солнышко; колхозники, в, складывать, сено, стог; покрыто, кругом, снегом, всё; под, согнулись, снегом, ветки, кусты, и, деревьев; класс, наш, ходил, выставка, картины, на, графики,

и; скворцы, из, теплых, жаворонки, грачи, и, стран, возвраща­ются; дорога, усыпана, вся, галькой; отправились, на, гурьбой, прогулка, ребята.

Дифференциация г — к в связных текстах

Тренировочные упражнения

Задание 1. Прочитайте скороговорки, запишите их по памяти.

Говорила им горилла, приговаривала, Говорила, говорила, приговаривала.

Голубка клюет крупку. Не гони коня кнутом,

А гони коня овсом.

Как на горке, на пригорке Весь чердак уже

Сидят тридцать три Егорки. в огне,

Бьются голуби Задание 2. Диктанты. в окне.

Зрительные диктанты. Выделенные слова напишите по слогам.

Береги книги.

Береги свои учебники. Не загибай уголки страниц. Пользуй­ся закладкой. Не делай пометок ручкой. Тогда твои книги бу­дут в порядке.

Прогулка.

Мальчики пошли гулять в лес. Там они искали грибы и яго­ды. Коля нашел много грибов. У него были подберезовики, груз­ди, чернушки. Гриша набрал много ягод. Домой прибежали дети довольные. У Коли полная корзинка грибов. У Гриши целая банка ягод.

Слуховые диктанты. Пишите по слогам с приговариванием.

Галка и голуби.

На крыше воркуют голуби. Гриша кормил голубей. Около голубей прыгала галка. Галка была голодная. Она громко кри­чала. Она всегда кормилась около голубей. Гриша бросил галке горсть крупы. Галка поклевала и улетела. Голуби не тронули галку.

Гроза прошла.

К вечеру пришла гроза. Она долго ворчала в лесах. Молния ударила в далекие стога. Внезапно дождь перестал. Гром за­тих. Мы разожгли костер и согрелись. В овраге кричали ноч­ные птицы. Наконец все успокоилось, и мы крепко уснули.

Три горошины.

В одном стручке сидели горошины. Им было хорошо. Вдруг удар. Стручок открылся, и горошины покатились на ладонь мальчика. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Две горошины полетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канавку. Там пустила росток. А позднее росток стал кустиком.

Гриша и гуси.

Мама отпустила Гришу погулять. На лугу были гуси: гусь, гусыня и два гусенка. Гриша хотел погладить маленьких гу­сят. Гусыня забеспокоилась, загоготала. А гусь выгнул шею и больно клюнул Гришу в ногу. Гриша испугался, но не запла­кал. Больше он никогда гусей не трогал.

Письмо по памяти. Прослушайте рассказ. Запишите, как запомнили.

Мышка испугалась.

Пошла мышка на рынок. Купила мышка сыр и положила в сумку. Когда она возвращалась в свой домик, зажглась пер­вая звездочка. Мышка бежала через лес. В темноте она заблу­дилась. Вдруг мышка видит, между елками светятся два глаза. «Наверное, это кошка», — испугалась мышка и юркнула под пенек. А когда взошло солнышко, мышка поняла, что испуга­лась окон своего домика.

Дифференциациям— ш


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: