Основные телесные сигналы функционально-эмоционального состояния человека

Любые внутренние состояния (настроения, переживания) вызывают определенные изменения во внешнем облике человека, в его движениях, положении тела в целом и отдельных его частей. Люди знали об этом с глубокой древности. Еще на древнегреческих вазах художники прекрасно передавали самые разные состояния человека от полного спокойствия до предельного напряжения и агрессии, однако в жизни люди редко выражают свои чувства яркими, однозначными позами. Чаще всего изменения состояний выражаются относительно небольшими внешними признаками тела, но, тем не менее, многие люди умеют различать их интуитивно, на основании своего опыта и наблюдательности. Такая проницательность может быть достигнута и сознательно, путем обучения и тренировки.

Сейчас имеется немало книг о так называемом «языке тела», в которых приводятся длинные списки поз с пояснениями: что означает то или иное положение рук, ног, головы, глаз и т.д. (например, одна из лучших книг на эту тему — «Гроссмейстер общения» С.Дерябо и В. Левина [10]). Однако в любой из этих книг перечисляется очень много отдельных признаков различных состояний (например, [37]). Реальное овладение ими требует длительного изучения и тренировок. Ниже будет приведен более обобщенный подход к решению той же задачи — определить наиболее вероятное состояние человека по положению его тела. Этот подход, конечно, несколько груб, но и более прост, особенно для тех, кто не является профессиональными психологами и наблюдения за людьми для них интересно не само по себе, а служит для выполнения своей работы.

Нелишне напомнить еще раз о том, с чего начиналась эта глава. Человека нужно рассматривать всего, в целом, как систему, а не делать вывод из одного его жеста. Тем более, что конкретные движения могут быть вызваны вовсе не внутренними психическими состояниями и настроениями, а внешними физическими (например, ярким светом или холодом), а также физиологическими факторами, как нормальными, так и патологическими, особенноесли человек старается их не афишировать (например, плохим слухом или желанием посетить туалет). Те же состояния и настроения, которые он настойчиво демонстрирует, скорее всего, далеки от реальности и служат для компенсации пли маскировки настоящего состояния. Кроме того, некоторые формы поведения могут быть просто привычками.

Для понимания истинного состояния очень важны «мелочи», т.е. малозаметные, почти невидимые движения тела, поскольку именно такие детали наименее поддаются контролю и сознательному подавлению. Мимика, жесты и т.д. «читаются» опытными людьми, как правило, подсознательно, и выводы из них делаются инстинктивно. При этом часто возникают столь же неосознаваемые ответные движения тела, поэтому, во-первых, особенно интересно наблюдать не за одним, а за несколькими собеседниками одновременно, во-вторых, полезно внимательно следить и за самим собой при общении с другими.

Для правильного понимания психологического значения телесных проявлений очень важно то, что они не остаются стабильными. Наиболее информативны именно моменты изменения положения тела, которые особенно выделяют состояние личности в конкретной ситуации. Например, человек, который хуже слышит одним ухом, будет во время любого разговора поворачивать голову так, чтобы здоровое ухо было ближе к собеседнику. Эта поза будет у него достаточно стабильна и для психологического анализа состояний интереса не представляет. Иное дело, если наблюдатель видит, что человек, смотревший прямо на собеседника, слегка наклоняет и поворачивает голову в определенный момент разговора. Можно предположить, что он заинтересовался сказанным, но для более определенных выводов нужно учесть и другие составляющие позы, особенно их изменения (подробные описания смотри ниже).

Для того, чтобы понять происхождение телесных проявлений психических состояний, стоит вспомнить некоторые сведения из психофизиологии. Г.Селье, который ввел понятие «стресс» и подробно исследовал это состояние, писал, что, когда млекопитающее животное (а также и человек) получает неопределенный беспокоящий сигнал (свет, звук или прикосновение), оно мобилизует все ресурсы для того, чтобы получить дополнительную информацию и подготовиться к действию: обостряется чувствительность анализаторов, направленных вовне, — слуха, зрения и обоняния, принимается «стартовая» поза, и мышцы подготавливаются к движению. При этом происходит ряд физиологических и биохимических сдвигов, обеспечивающих эту готовность. После того, как животное получает дополнительную информацию и может более определенно оценить ситуацию, оно испытывает страх, удовольствие или остается равнодушным и, в соответствии со своим эмоциональным состоянием, готовится к побегу, приближению к источнику сигнала или игнорирует его. Оценка ситуации, принятие решения и подготовка к действию (или затаиванию) связаны с новыми изменениями во всех системах организма (например, в органах чувств, мышцах) физиологических и биохимических, которые перестраиваются для обеспечения необходимых действий.

Также и у человека в любой эмоциональной реакции и в подготовке к действию участвует весь организм целиком, причем производится подготовка к тому действию, которое в данный момент отвечает эмоциональному состоянию. Это проявляется и в словах, и в интонации, и в позах, и в движениях, которые составляют единый гармоничный комплекс.

Однако, как правило, человек не может полностью реализовать запланированное действие, особенно наиболее эмоционально «заряженное». Так, правила поведения не поощряют бурные проявления гнева или радости; во многих ситуациях он может считать целесообразным скрывать свои мысли или даже лгать и т. п. В подобных случаях человек сознательно контролирует свои слова и целенаправленные движения, а остальные системы организма (дыхание, сердцебиение, сосуды и др.) сохраняют следы первоначально подготовляемого действия. Возникают расхождения, которые могут быть обнаружены с помощью специальной аппаратуры, например, так называемого «детектора лжи» или путем наблюдения.

Всякое событие вызывает у человека положительную или отрицательную эмоциональную реакцию, хотя, конечно, эти реакции значительно различаются по силе — от едва заметной смены настроения до бурного аффекта. Сила телесных проявлений обычно соответствует силе вызвавшей их эмоции, но возможно и особо сильное подавление этих проявлений или демонстративная маскировка их прямо противоположными.

Положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость и т. п.) провоцируют у человека движения, направленные на сближение, на облегчение общения с партнером. Активная отрицательная эмоциональная реакция, например, раздражение, гнев, вызывает агрессивные движения или движения, их замещающие. Отрицательная эмоциональная реакция избегания, например, отвращение, страх, выявляется в отдалении от партнера или пассивно-оборонительных движениях по символической защите человека. Рассмотрим реализацию этих принципов более подробно и конкретно. Параллельно укажем кратко, как следует себя вести с человеком, находящимся в том или ином состоянии.

Рис. 1.10. Кадры из мультфильма «Маугли»: (а) «Любовь... Я знаю, что это такое. Вот была история...»; (б) «Они назвали меня дождевым червяком!!!» (Питон Каа в страшном гневе)

Еще раз обращаем внимание на то, что для определения состояния человека общая реакция тела важнее конкретного положения его частей. На рис. 1.10, а, б художник передал состояния питона Каа, у которого вообще нет рук и ног, а только гибкое тело и голова.

Положительная активная позиция, готовность к действию. Телесно выражается в широких, открытых позах, напоминающих приостановленное, сдерживаемое движение, как будто тело «стремится» занять собой максимальное пространство (рис. 1.11, а; см. рис. 1.1):

тело и конечности напряжены со средней (оптимальной) силой, приблизительно одинаково;

голова и тело подаются вперед или, наоборот, откинуты назад;

посадка на стуле прямая, без опоры на спинку;

руки на бедрах (в положении сидя) или упираются кистями на уровне талии («руки в боки», характерно для женщин), или большие пальцы заложены за пояс (характерно для мужчин), или широко расставленные руки упираются в стол;

потирание ладоней;

Рис. 1.11. Позиции: готовность к действию (а) и смущение, подавленность, боязливость (б) (из журнала «Панч»)

дыхание сильное, глубокое, возможно, с небольшим раздуванием ноздрей;

выражение лица спокойное или с легкой улыбкой.

Положительный настрой на активное общение. У человека есть желание высказать свои мысли, убедить в чем-то других, не вступая в конфронтацию с партнером. Это состояние сопровождается открытым, обращенным к партнеру положением тела и рук, как бы сближающим собеседников (рис. 1.12):

верхняя часть тела подается слегка вперед;

Рис. 1.12. Позиции активного общения, убеждения (слева) и удивления, сомнения (справа) на рис. Ж. Эффеля
ладони открыты навстречу партнеру и движутся вперед и вверх-вниз;

во время высказывания ладонь поднята вверх на уровень лица, пальцы соединены или сжаты в щепоть, рука совершает частые движения от себя и к себе (скорее всего, человек излагает очень важную для него мысль);

ладони, часто с растопыренными пальцами, прижаты к груди — жест честности и открытости, желание убедить собеседника в своей правоте (это очень «сильный» жест, выражающий либо сильную заинтересованность человека в теме разговора, либо неискренность или то и другое одновременно);

раскачивание на стуле;

глаза широко открыты, брови могут быть приподняты;

речь с усиленными, но не грубыми интонациями.

Состояние положительного настроя на активное общение само по себе не устойчиво. Если человек находит внимательного слушателя и может высказаться, у него формируется положительное, доброжелательное отношение к партнеру и ко всему, что с ним связано, в том числе и к его предложениям. Если же его прерывают, отказывают во внимании, он может воспринять это очень болезненно и распространить возникшую отрицательную эмоциональную реакцию не только на собеседника, но и на все его высказывания и предложения, а при деловых переговорах и на организацию, которую он представляет, и т. п.

Положительная эмоциональная реакция. Человек испытывает удовольствие, радость, глубокое удовлетворение и эти чувства проявляют себя в позах и движениях, символизирующих приближение к объекту, стремление получше рассмотреть и «ощупать» его.Кроме того, тело «стремится» занять больше места,«привлечь» к себе внимание (рис. 1.13):

поза «открытая», плечи развернуты, тело слегка подается вперед, к собеседнику;

легкое раскачивание на стуле;

носки ног, колени направлены к собеседнику;

Рис. 1.13. Позиция выражения радости (рис. Ж. Эффеля)
руки слегка разведены и направлены вперед или вверх; ладони открыты к партнеру, или человек энергично потирает их;

глаза спокойные, слегка сощуренные, широко открыты; ноздри расширены, дыхание активное, усиленное; радостная улыбка, при которой уголки губ приподняты и отведены назад, челюсти расслаблены, рот может быть приоткрыт.

Положительная оценка высказываний партнера. Понимание, доверительность, согласие связаны с относительным расслаблением тела, легкими движениями головы и лица, а также общей направленностью тела и его частей к собеседнику:

тело занимает максимально удобную позу, особенно если перед этим оно было напряжено;

если человек стоит или сидит с ногами, опущенными на пол, — стопы направлены к собеседнику, если человек сидит, положив ногу на ногу, нога, лежащая сверху, направлена в сторону партнера;

шея не напряжена, голова слегка отклонена назад или вбок, возможен легкий кивок головой в момент понимания чужой мысли;

открытый, прямой взгляд прямо на собеседника; кратковременно, обычно вместе с кивком головой, глаза могут открываться особенно широко или, наоборот, прикрываться;

горизонтальные складки на лбу;

легкая открытая улыбка;

если человек сидит за столом, поставив локти на его крышку, очень вероятно, что ладони он положит друг на друга наподобие купола («ловит мысль»).

Концентрация на собственных мыслях. Задумчивость, размышления, поиск решения отличаются отсутствием ярких эмоций и малой выразительностью движений. Бывают напряжены мимические мышцы лица, шея, руки, причем эти напряжения статичны, почти без движений. В такие моменты человек обычно молчит, некоторые люди имеют привычку почти бессознательно «мурлыкать» или насвистывать какую-либо мелодию (рис. 1.14, в; см. рис. 1.10). Кроме того:

на лбу появляются вертикальные складки («хмурит лоб»); рот закрыт;

взгляд твердый «остановившийся» или, наоборот, «блуждающий»; на короткое время глаза могут прикрываться, особенно в сочетании с потиранием лица рукой;

рука может касаться разных частей лица или головы, но не заслоняет надолго рот и не служит опорой голове: потирание щеки, подбородка, лба, носа, головы («чешет в затылке»);

дыхание малозаметно или возможны иногда кратковременные его задержки и затем несколько глубоких вдохов и выдохов;

сидевший человек встает с места и прохаживается взад-вперед, при этом положение рук фиксируется — они заложены за спину или в карманы.

Рис. 1.14. Позиции: неуверенность, нервозность, боязливость (а, б) и задумчивость, принятие решения (в)
В этой ситуации лучше оставить человека в покое, не мешать ему. Однако есть и еще одно проявление поиска решения — человек может делать «захватывающие» движения кистями рук и потирать пальцы друг о друга. Эти движения выделяются лучше остальных телесных проявлений задумчивости и означают поиск слова или формулировки уже найденного решения. Если при этом тело человека повернуто к партнеру, скорее всего, он ожидает помощи, и имеет смысл тактично подсказать ему: «Может быть, Вы имеете в виду...»

Критическая оценка, ожидание, удивление. В этом состоянии человек не удовлетворен имеющейся информацией, всячески настроен именно на ее прием и оценку, а не на действия (см. рис. 1.12):

внимательный, твердый взгляд на собеседника, глаза могут быть широко раскрыты или слегка прищурены, в зависимости от зрения человека;

в положении сидя за столом одна рука поставлена на локоть, и подбородок опирается на ладонь или указательный палец вытянут вдоль щеки, остальные расположены на уровне рта или ниже (символическое прислушивание);

небольшой наклон головы вперед и поворот ее вбок, человек как бы придвигает к собеседнику одно ухо (такая поза может быть компенсацией ослабления слуха на одно ухо и тогда от психологического состояния не зависит);

горизонтальные складки на лбу и слегка приоткрытый рот указывают на удивление;

легкий наклон тела вперед свидетельствует о заинтересованности и, скорее, положительной оценке информации;

отклонение тела назад и переплетение рук на груди («поза Наполеона») свидетельствуют о том, что тон оценки критический, отрицательный.

Такое состояние тяготеет к возникновению отрицательных эмоций. Чтобы предупредить их, необходимо дать человеку новую убедительную положительную информацию.

Слабая пассивная отрицательная реакция. Сомнение, недоверие сопровождаются общим пониженным тонусом с небольшим напряжением плеч, шеи и рук, которыми человек как бы готовится защищаться или «отталкивать» опасность: общее замедление жестикуляции; речь становится медленнее и тише; легкое пожимание плечами; покачивание головой сбоку на бок; опускание ресниц, «занавешивание» глаз; рот слегка приоткрыт или, наоборот, плотно закрыт; легкие прикосновения пальцами или потирание носа, глаз или ушей;

руки сцеплены перед собой «в замок» или повернуты ладонями вовнутрь и делают медленные движения наружу-вниз (символические заслон или «отгребание от себя»).

Чтобы не потерять контакт с человеком в таком состоянии, нужно тактично выяснить, что вызвало его недоверие, выслушать, поддержать, привести дополнительные аргументы, но не «давить» и не требовать немедленного решения.

Пассивная отрицательная реакция. Скука, потеря интереса к собеседнику при невозможности прервать общение характеризуются снижением чувствительности и торможением всякой активности:

поза расслабленная, вялая, или демонстративно прямая и напряженная, но «закрытая»;

руки сцеплены или скрещены на груди, или убраны так, что в любом случае ладони не видны собеседнику;

ноги скрещены или положены одна на другую, или ступни и колени направлены от собеседника («сдерживаемое бегство»);

движения замедленные;

голова отклоняется назад или вниз, отворачивается в сторону;

вместо улыбки усмешка или отсутствующее выражение лица;

взгляд пустой, отсутствующий, почти неподвижный или блуждающий, или глаза слегка прикрыты (аналогичный взгляд может быть у очень глубоко задумавшегося человека, но тогда он сохраняется недолго и сменяется резким оживлением при принятии решения);

в положении сидя за столом голова тяжело опирается на подставленную руку или даже две руки как на подушку, шея расслаблена;

речь замедленная, неясная;

дыхание медленное;

полубессознательное рисование на бумаге.

Недолгое состояние скуки может использоваться человеком для отдыха, если же оно длится более 5 — 15 мин, возникает нарастающее отрицательное эмоциональное состояние нетерпения и раздражения. Дополнительная неприятность и даже опасность состояния скуки состоят в том, что человек хорошо запоминает людей и обстановку, которые ее вызвали. Новая встреча с ними и даже упоминание о них вызывают неприязнь, при этом он практически нечувствителен к новой информации. Таким образом, заставить человека скучать — один из «лучших способов» испортить репутацию.

Конечно, чувствительность к монотонности, способность спокойно переносить вынужденную скуку, скорость возникновения раздражения и его сила зависят от темперамента человека. Обычно холерики очень нетерпеливы и вспыльчивы, меланхолики тоже нетерпеливы, но не склонны к бурным проявлениям недовольства, флегматики терпеливы, а сангвиники «могут держать себя в руках». Однако точный темперамент партнера далеко не всегда бывает известен. Кроме того, чем больше человек заинтересован в получении какой-либо информации, тем менее он склонен спокойно терпеть ее задержку или поток ненужных ему сведений. Поэтому, чтобы не вызвать отрицательную эмоциональную реакцию партнера, не стоит испытывать его терпение. Заметив первые признаки скуки, нужно постараться что-то изменить в данной ситуации, вернуть или переключить его интерес.

Сильная пассивная отрицательная реакция. Смущение, подавленность, неуверенность, боязливость, а также переживания стыда и беспомощности проявляются в общей напряженности, позах и движениях, символизирующих стремление тела занимать как можно меньше места, стать незаметнее, исчезнуть (рис. 1.15; см. рис. 1.11, б; 1.14 а, б):

в положении сидя обе ноги упираются в пол, тело сжато, «съежено» и наклоняется вперед (готовность вскочить);

в положении стоя ступни повернуты от собеседника или носками друг к другу (легкая «косолапость», позы «заторможенного бегства»);

частая смена опорной ноги, переминание с ноги на ногу; опора на что-нибудь руками; плечи приподняты, голова втянута в плечи; локти прижаты к телу;

руки засунуты в карманы или скрещены перед грудью; ухватывание себя за край пиджака, пуговицу, за другую руку; одна ладонь закрывает нижнюю часть лица или напряженный указательный палец упирается в рот;

взгляд «пустой», направленный в пространство, хотя глаза могут быть широко открыты;

наморщенный нос, «страдальческие» складки на лбу; напряжение рта, прикусывание губ или языка; речь тихая и сбивчивая либо замедленная и монотонная;

покраснение или побледнение кожи.

Человек в этом состоянии еще больше, чем в случае сомнения и недоверия, нуждается в тактичной поддержке. Прежде чем продолжать общение, нужно выяснить, что именно так на него подействовало. Иначе неуверенность может перейти в нервозность — более сильную и менее управляемую реакцию.

Отрицательная эмоциональная реакция. Беспокойство, нервозность сопровождаются неравномерным, спастическим напряжением отдельных мышц и разнообразными суетливыми движениями. Для этого состояния характерна именно неожиданная, «нелогичная» смена поз и движений. Среди них могут быть такие, как на рис. 1.14 а, б\ 1.15:

Рис. 1.15. Напряженный разговор. Мужчины в шляпах настроены агрессивно, молодой человек старается скрыть смущение и страх, а подросток откровенно боится (рис. Г. Калиновского)
скованная, выпрямленная поза в положении сидя, ноги прижаты друг к другу;

неритмичные, повторяющиеся, не связанные между собой, негармоничные бессмысленные движения: например, ерзание на сидении или перемещение с места на место, вращение в руках мелких предметов, ненужные поправления одежды и т. п.;

неожиданная неловкость обычных движений, из-за которой человек может спотыкаться, ронять предметы и т.п.;

ритмические движения: рук, ступней, пальцев (постукивания по столу, вращения больших пальцев при остальных, переплетенных «в замок», потирание ладоней и т. п.); движения могут выполняться как с заметной, так и с очень маленькой амплитудой;

ладони, ухватившись одна за другую, образуют как бы один большой кулак и массируют друг друга;

в положении сидя за столом — локти на столе, руки образуют пирамиду, вершина которой — кисти рук, расположенные прямо перед ртом;

закрывается портфелем, книгой или газетой как щитом;

теребление уха;

прищуривание;

усиленное и неравномерное моргание;

возможные спазмы горла вызывают покашливания, прочищение горла;

по той же причине нарушается плавность речи и тембр голоса, который звучит глухо или, наоборот, визгливо.

Состояние нервозности всегда неустойчивое. Вызванное текущими причинами и нарастающее, оно имеет тенденцию переходить в стресс, при котором поведение человека становится почти непредсказуемым и неуправляемым даже им самим. Кроме того, нервозность, не связанная непосредственно с данной ситуацией, может предшествовать необычному, асоциальному или агрессивному поведению, продуманному заранее. Поэтому необходимо незамедлительно выяснить и снять причины такого состояния.

Активная отрицательная эмоциональная реакция. Раздражение, сдерживаемая агрессия — это состояния, при которых организм человека готовится к активному нападению на окружающих, но его сдерживают социальные условия. Все его тело напряжено, в позах чувствуется стремление стать как можно выше, продемонстрировать свое превосходство над партнером. Правила приличия вынуждают человека сдерживать агрессивные движения, вместо них совершаются резкие короткие движения, направленные от себя, или он принимает застывшие позы, выдвигая вперед корпус и пряча руки (см. рис. 1.5; 1.15);

плечи развернуты, выпячен живот, голова поднята или немного наклонена вперед;

ноги широко расставлены или носки ног могут быть заметно повернуты наружу, или человек может периодически подниматься на носки;

вертикальные движения рукой, как бы рубящие ребром ладони воздух;

помахивание поднятым вверх указательным пальцем;

удары по столу ребром ладони, вытянутым вперед указательным пальцем, костяшками пальцев или даже кулаком;

руки сжимаются в кулаки, крепко схватывают подлокотники кресла или какой-либо предмет (попытка овладеть собой);

демонстративное закладывание рук за спину или заведение поднятых рук за голову и складывание ладоней на затылке (это, скорее, не агрессия, а только демонстрация превосходства и самолюбование);

взгляд прямой и холодный, глаза могут быть слегка прищурены, сужены млн, наоборот, открыты и малоподвижны, «уперты» в собеседника;

нахмуренный лоб с вертикальными складками, брови сдвинуты гак, что образуется складка на переносице;

ноздри раздуты;

рот напряжен, сужен или оскален, углы губ оттянуты вниз, челюсти могут быть сильно сжаты (из-за этого могут появляться «желваки» на скулах);

дыхание заметное, шумное с резкими вдохами и энергичными шумными выдохами;

голос звучит напористо, с внезапными изменениями громкости, речь отрывистая.

Маскируемое поведение. Неискренность, ложь характеризуются рассогласованием между тем, что человек говорит, и тем, о чем сигнализирует его тело или отдельные его части. Для обнаружения лжи особенно важно заметить именно изменения, сбои в телесных проявлениях. Например; слова дружелюбные, голова повернута к партнеру, но положения других частей тела указывают на нежелание общаться — плечи, колени, носки ног смотрят в другую сторону. Такие проявления неискренности легко спутать с обычной спешкой, когда человеку действительно некогда и пора бежать. В этом случае поза не зависит от темы разговора. Тем важнее заметить, когда именно, при каких обстоятельствах возникает и изменяется та или иная поза.

Когда человек лжет, он всегда испытывает некоторый стресс или хотя бы напряженность (даже те, кто «врет, как дышит»). Поэтому показателями лжи могут служить неуместные, неожиданные, не соответствующие словам или ситуации проявления смущения, неодобрения или беспокойства, которые были описаны выше. Кроме того, можно заподозрить неискренность по следующим непроизвольным движениям:

более частые, чем обычно, прикосновения к лицу: почесывание век, лба, уха, потирание щеки, касание губ или носа, особенно так, что рука частично заслоняет рот (движения, символизирующие нежелание «выпустить» лживые слова, слышать их, видеть неприятную ситуацию);

потирание шеи, непроизвольная попытка оттянуть ворот одежды, как будто человеку не хватает воздуха;

широко расставленные ноги без других признаков агрессивного поведения, описанных выше (символизируют стремление обрести устойчивость в «скользкой» ситуации);

нежелание смотреть прямо в лицо собеседника, отведение взора в сторону, вниз или вверх, «бегающие» глаза (см. ниже); плотное зажимание или прикусывание губ или языка; демонстративные проявления смущения, сожаления и беспокойства, суетливость;

изменение стиля речи: появление запинаний, слов-паразитов или, наоборот, длинных заученных фраз, литературных оборотов («говорит как по писаному»);

тихий вкрадчивый голос при общем напряжении говорящего; излишняя, утрированная, демонстративная уверенность и убежденность в голосе и жестах, нагромождение доводов и доказательств, нежелание слушать не только возражения, но и вопросы.

Во многих руководствах рекомендуют использовать для определения искренности человека наблюдения за движениями его глаз [10]. Этот прием далеко не так безупречен, как это обычно описывают. Во-первых, физиологи не находят для него никакого физиологического обоснования. Во-вторых, автору данной главы не известно ни одной серьезной попытки его экспериментальнопсихологической проверки, которая очень желательна для всякого диагностического метода. В-третьих, в руководствах не указываются ограничения метода и источники возможных ошибок, а идеальных методов на все случаи жизни просто не бывает.

Все-таки метод наблюдения за движениями глаз партнера по общению может быть иногда полезен, поэтому рассмотрим его основные принципы. Во время разговора люди большую часть времени смотрят прямо на партнера, причем стараются расположить голову так, чтобы зрачки оставались близко к центру глазниц. Но время от времени глазные яблоки непроизвольно и незаметно для самого человека поворачиваются и взор перемещается. Согласно правилам, разработанным в рамках так называемого «нейролингвистического программирования», направление перемещения взора отражает форму извлекаемой из памяти информации и способ ее переработки. На рис. 1.16 схематически показаны разные «функциональные зоны» глазницы правого глазачеловека-правши [10]. Верхняя и центральная ее части связаны с переработкой информации в наглядно-образной форме. В углах глазниц расположены области слуховой информации. Нижняя ее часть связана с телесными образами: осязательными и мышечными, кинестетическими. Кроме того, у правшей на правом глазу смещение взора к носу указывает на припоминание, а перемещение взора ближе к наружному краю глазницы — на конструирование, создание нового образа.

Рис 1.16. Схема движения глазного яблока [10], (пояснения см. в тексте)
Если зрачок и радужка располагаются в зонах 2, 3, 5, то, вероятнее всего, человек припоминает какую-то наглядную картину, если же они находятся в точке 1 — человек создает зрительный образ, придумывает его. Если взор смещается в угол, ближний к носу (зоны 6,9), — он припоминает слуховой образ, «слышит» звуки прошлого. Если же взор перемещается к наружному углу (зона 4) — человек конструирует слуховой образ. Аналогично взор в точке 8 свидетельствует о припоминании телесных ощущений, а в точке 7 — об их создании, хотя реально эти два положения различить трудно.

В процессе общения само по себе положение взора не имеет существенного значения. Важно лишь уметь обнаружить момент, когда содержание речи расходится с сигналами движений глаз. Например, человек говорит о чем-то, хорошо ему знакомом, и взор периодически смещается в точки 2, 3 или 5, но вдруг радужка «прыгает» в зону 1. Можно предположить, что в этот момент он сказал о чем-то, чего он не видел, а придумал. (Автору несколько раз приходилось наблюдать подобные проявления во время рассказов «очевидцев» встреч с НЛО и «пришельцами».) Другой пример: человек говорит, что по какому-то поводу не стоит предпринимать поспешных действий, лучше подождать, а взор его периодически «соскальзывает» вниз. Вероятно, сам он медлить не намерен и готовится к решительным действиям.

Занятие 2. Оценка эмоционального состояния человека

1. Внимательно рассмотрите фотографии и прочитайте описания. По каким признакам сделаны заключения о состоянии персонажей?

Рис. 1.2. Девушка испытывает смущение, беспокойство; к тому, что ей говорит молодой человек, она относится неоднозначно, скорее, отрицательно.

Рис. 1.7. Самоуверенный человек в хорошем настроении [33].

2. Художник Ленгрен изобразил 8 состояний (см. рис. 1.9). Какая из подписей к какому рисунку относится: 1) умоляющий, 2) настойчиво требующий, 3) радостный, 4) лукавый, 5) расстроенный, 6) самокритичный, 7) поучающий, 8) указывающий.

3. Как можно охарактеризовать состояния людей, изображенных на рис. 1.8? Какие телесные признаки вы использовали для того, чтобы сделать вывод?

4. Просмотрите совместно видеозапись какого-либо телевизионного интервью или ток-шоу. Проанализируйте состояния участников передачи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: