Краткие ответы на задания для самостоятельной работы

Занятие 1:

1. Рис. 1.7. Пикник. Рис. 1.8. Атлетик, высокий астеник, астеник невысокого роста (слева-направо). Рис. 1.9. Дипластик.

2. Описание 1: атлетик (актер К. Варламов) [19]; описание 2: астеник небольшого роста (актер М. Чехов) [9]; описание 3: высокий астеник с выраженным шизоидным характером (драматург Б. Шоу, см. рис. 1.1) [33].

3. Шерлок Холмс — высокий астеник; Карлесон, который живет на крыше — пикник; Д’Артаньян и Наташа Ростова — астеники небольшого роста; Пьер Безухов — атлетик.

Занятие 2:

1. Рис. 1.2. Признаки состояния: голова слегка наклонена и отвернута от собеседника; глаза опущены, пустой взгляд «в никуда»; неравномерное напряжение: тело расслаблено, а ноги напряженно сдвинуты; бессознательно теребит пальцы. Девушка, имеет телосложение астенического типа.

Рис. 1.7. Признаки состояния: голова поднята, тело максимально подано вперед; руки и ноги разведены; руки указывают на себя; на лице легкая улыбка.

2. Рис. 1.8. Кадр из фильма «Пожнёшь бурю». Сцена судебного заседания. Лысый мужчина на первом плане (астеник небольшого роста) активно возмущается происходящим, уверен в своей правоте — «широкая» поза; голова направлена на объект, а тело слегка отвернуто; губы сжаты; взгляд твердый. Сидящий за ним мужчина в очках (высокий астеник) удивлен и смущен — все тело подалось вперед, рот приоткрыт. Стоящий пожилой мужчина (атлетик) очень напряженно слушает и, видимо, только что принял важное решение — рот приоткрыт, глаза широко открыты; брови приподняты и на лбу горизонтальные складки; рука сильно сжимает книгу и прижимает ее к телу.

3. Рис. 1.9: а) самокритичный, б) лукавый, в) умоляющий, г) радостный, д) поучающий, е) расстроенный, з) настойчиво требующий, ж) указывающий.

Занятие 3:

1. Приводятся основные состояния и особенности рисовавшего человека и признаки рисунка, которые на них указывают. Более полную характеристику студенты должны дать самостоятельно.

Рис. 1.27. Скука, тоска — крестообразная решетка, нарисованная по клеточкам. Раздражение, напряженность, бессознательное недовольство своим положением, желание изменить его, привлечь внимание к своей индивидуальности — фигуры с множеством углов, в одну из которых вписано имя рисовавшей девушки, угловатая заштрихованная ветка с сильным нажимом, цветы. Возможно, напряженность связана с мыслями о конкретном человеке, имя которого вписано в верхнюю фигуру.

Рис. 1.28. Сильная напряженность и ощущение хронического непонимания ситуации и недовольство ею — кривые замкнутые фигуры с нажимом. Интенсивный процесс принятия решения, касающегося собственной персоны — фигуры из стрел с выделенным центром. Ощущение вынужденности, необходимости принятия окончательного решения — изображение печати. У молодого человека богатая фантазия и интеллект, мышление превалируют над чувствами — «перечисляющий» рисунок с элементами декоративности.

Рис. 1.29. Немного заниженная самооценка и бессознательный страх перед девушками — мужская фигура сдвинута вниз, женское лицо — над ней. Нарочитые улыбки и сердечки, скорее всего, маскируют чувство тревоги и беспомощности — фигура и головкаанфас, большие зачерненные глаза. При восприятии окружающего мира и принятии решения ориентируется прежде всего на субъективный фактор и свои фантазии (удлиненные лица, взгляд влево). Он уделяет внимание значимой для него информации о реальном мире (большие ступни), но факты для него имеют значение и ценность не сами по себе, а только как средство доказательства его идей, которые всегда претендуют на оригинальность. В значительной мере игнорирует окружающих, пока они ему не нужны или не мешают, — органический рисунок, фигура и головка анфас, резкие короткие брови.

Молодой человек общительный — хорошо прорисованы кисти рук. Интересуется информацией и мнением о себе — ухо.

У рисовавшего человека могут легко возникать опасения и страхи, ему свойственна недоверчивость, он привычно прибегает к словесной агрессивности, правда, в большинстве случаев в ответ на порицание, ему свойственна чувственность — рты с большими губами без прорисовки языка, но с зубами.

Явный конфликт между сознательным контролем над своим поведением и не всегда осознаваемыми желаниями и влечениями — головы не имеют контакта с телом, у мужской фигуры есть тонкая шея, но она не соединена ни с головой, ни с телом; есть разрывы контура у талии. Он осознает свои неудовлетворенные потребности, но не хочет их демонстрировать — крупное округлое тело, плотно закрытая молния.

Рис. 1.30. Развитый органический рисунок. Его автор, так же как автор рис. 1.29, ориентируется прежде всего на субъективный фактор, он видит мир пристрастным внутренним взором. Его восприятие и оценка реальных фактов зависят от того, насколько они служат подтверждением его собственных идей. Окружающие (кроме близких членов семьи) не играют существенной роли в его жизни, но если он видит в них помеху, может вступить в борьбу, в которой «все средства хороши».

У молодого человека высокая, но вполне адекватная самооценка, и свое будущее он связывает прежде всего со своими сознательными усилиями — крупное дерево в правой части листа. Он способен проявлять упорство и добиваться хорошего приспособления к среде, а также может получать от нее психологическое удовлетворение; он обладает способностью хорошо справляться с делами, связанными с межперсональными отношениями — гибкие ветви, хорошо прорисованные листья, в целом гармоничная крона.

Он испытывает потребность доминировать среди своего окружения или чувствует доминирование другого — солнце, лучи которого направлены на дерево; забор охватывает всю композицию сбоку и сзади.

Он испытывает чувство незащищенности, тревоги и беспокойства, вызванное, скорее всего, вполне реальными причинами, и активно ищет опоры в жизни путем привлечения внимания людей к своим способностям — основания дерева и дома подчеркнуты и украшены травой и цветами.

Дом и семья занимают большое место в эмоциональной жизни молодого человека — большой дом в левой верхней части листа. Однако ему не хватает психологической теплоты в семье, он испытывает трудности эмоционального взаимодействия с родными — отсутствует труба.

Молодой человек уделяет больше внимания своей фантазии, она для него значима — большая крыша, гармонично сочетающаяся со стенами. Вероятно, он испытывает страх перед будущим, испытывает давление среды, возможно, ему кажется, что в его жизни прошлое доминирует над будущим — искажение перспективы боковой стены справа (нарисованы «лишние» бревна задней стены, которые не могут быть видны), горизонтальное измерение стен выделено нарисованными бревнами.

Молодой человек стремится к контактам с другими людьми, к теплому, доверительному, но контролируемому общению — открытые двери и окна, незакрытые занавеси на окнах, комнатные цветы, дорожка, ведущая к закрытой двери с ручкой.

Молодой человек испытывает чувство внутренней незащищенности, его волнуют другие люди и внешние события, недостаточно внимания уделяет самому себе, но его беспокойство находит нужную направленность и с успехом контролируется, у него есть потребность как можно полнее и удобнее устроить свое окружение по своему вкусу — дом на рисунке окружают самые разнообразные дополнения: скамейка, стога, цветы, лейка, корзина с грибами, собачья будка; причем все это гармонично, хорошо организовано и связано с домом.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: