double arrow

ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ПО СЛУЧАЙНЫМ НЕПРОИЗВОЛЬНЫМ РИСУНКАМ


Специальные исследования и повседневный опыт всякого наблюдательного человека показывают, что индивидуальные особенности человека проявляются во всем, что он делает. Особый, личный отпечаток лежит на всем: одежде, обстановке жилища, приготовлении пищи, повседневном содержимом сумки и т.д.

Особенно ярко проявляются черты личности человека в том, что он делает как бы «между прочим», не придавая своим действиям особого значения. Вероятно, самым распространенным таким делом являются «почеркушки» — «случайные» рисунки, которые человек выводит на бумаге во время разговоров, лекций, совещаний, обдумывая что-либо и т.п. Эти рисунки запечатлевают в себе как устойчивые черты личности человека, так и его сиюминутное настроение [41, 44].

Выделяют несколько типов «случайных почеркушек».

1. Спирали, круги, волнистые линии рисует человек, сосредоточенный на собственной персоне, своих проблемах и конфликтах, возможно, готовящийся принять важное решение. Его не слишком заботят посторонние проблемы. Если эти фигуры появляются во время разговора, значит, продолжение беседы рисующего не интересует, он принял решение и постарается от собеседников как можно быстрее избавиться под благовидным предлогом или даже может вспылить. Если же лектор или выступающий замечает, что такие фигуры рисуют его слушатели, значит, тема выступления их не интересует (рис. 1.17, 1.18).

2. Цветочки, солнце, гирлянды рисует человек по контрасту со своим не очень веселым настроением. Он страдает прежде всего от недостатка внимания со стороны окружающих, дефицита общения. Такой рисунок — как призыв: «Обратите же, наконец, на меня внимание!». Если говорящий замечает такой рисунок у партнера, он может понять, что говорит слишком долго или каким-то другим образом не позволяет высказаться партнеру, который ждет возможности вставить слово (см. рис. 1.17).

3. Сетки, решетки, стрелы выходят из-под пера человека, который чувствует, что попал в неловкое, возможно, даже рискованное положение, в котором он должен, но не решается принять решение. Каждая жирная линия символизирует непринятое решение или несостоявшееся действие. Если рисунок в конце обведен, значит, человек решил покончить со своими проблемами, что-то сделать или просто «выбросить их из головы» (хотя вовсе не значит, что у него это получится) (рис. 1.19, см. рис. 1.18).

Рис. 1.17. Рисунок девушки во время заседания студенческого

4. Переплетение сердец появляется на бумаге, если автор рисунка переполнен положительными эмоциями, но вынужден по каким-то причинам скрывать свои чувства в данный момент. В сочетании с цветами или решетками означает, что человек не может высказать свои чувства или действовать в соответствии с ними, например, общаться с интересующим его человеком (см. рис. 1.17, 1.19).

5. Повторяющиеся узоры из углов и овалов, напоминающие узоры на обоях или коврах, появляются от ужасной скуки. Для любого говорящего (публично или индивидуально) это тревожный сигнал, требующий немедленно изменить тему или форму речи. Хотя, возможно, это и не поможет, так как рисующий не просто заскучал в данный момент, ему скучно жить вообще (рис. 1.20).

Рис. 1.18. Рисунок студентки на лекции (цифры даны в порядке рисования)

Рис. 1.20. Листок из студенческого конспекта

Рис. 1.19. Рисунок девушки во время разговора с подругой
6.Кресты могут быть простыми и строгими (как правило, у мужчин) или с разнообразными украшениями (у женщин), но в любом случае отражают чувство вины и неловкости, возникшее во время разговора. Возможно, рисовавшего обидели упреки собеседника, на которые он не может достойно ответить, а, возможно, ему самому пришлось сказать что-то, чего он не хотел бы или даже солгать. Могильные кресты могут отражать грустные мысли о потере близких, не обязательно о смерти, а о любой разлуке. Но те же кресты могут сопровождать чувство ненависти, желание «похоронить» врага. Однако, если человек очень религиозен, рисовать символы своей религии (в частности, кресты) для него естественно, и данный пункт неприменим.

7. Простые фигуры человечков или карикатурные рожицы рисует тот, у кого возникло чувство беспомощности или желание уклониться от какой-то обязанности, но он не может набраться решимости и сказать: «Нет». Человечки отражают «раздвоенное» состояние рисующего, который не хочет соглашаться, но и отказать не решается (рис. 1.21). Глаза, нарисованные отдельно, указывают на* то, что человек наблюдает и критически оценивает ситуацию. Более сложные одиночные человеческие или человекоподобные фигуры отражают, скорее всего, не только настроение в данный момент, но и особенности личности рисовавшего, о чем мы скажем ниже.

Рис. 1.21. Оформление обложки студенческой тетради

8. Геометрические фигуры, нарисованные на нелинованной бумаге, или немногочисленные четкие на бумаге в клеточку указывают на то, что рисовавший имеет четкие цели, убеждения и намерения и не склонен их скрывать. В любой ситуации он стремится разобраться досконально, «все разложить по полочкам». Он не боится своих противников и конкурентов, а, скорее, склонен к агрессии, причем она тем больше, чем угловатее геометрические фигуры. Человек напряжен, не позволяет себе расслабиться, причем тем сильнее, чем сильнее нажим. Если он при этом произносит обтекаемые или даже дружелюбные фразы, — скорее всего, он говорит не то, что думает, поскольку вынужден сдерживаться.

Если же человек рисует многочисленные квадратики, просто обводя клеточки в тетради и вписывает в них однотипные фигурки (например, треугольники или кружочки), этот рисунок следует рассматривать как бесконечный узор, описанный в п. 5 (рис. 1.22).

9. Пчелиные соты человек рисует, когда стремится, скорее всего неосознанно, к спокойной упорядоченной жизни («Когда, наконец, кончится это безобразие и можно будет жить спокойно!»). Это может быть ожидание любого уровня — от решения мелкой бытовой неурядицы до желания достичь гармонии в семейной жизни.

10. Шахматные поля близки по значению к решеткам. Они тоже свидетельствуют о затруднительном, неудобном положении, в котором ощущает себя рисующий. Он мечтает найти ясный и надежный выход из этого положения. Если шахматные рисунки появляются часто, возможно он страдает от скрытых комплексов. Но если он просто механически закрашивает клетки в тетрадке — это, скорее всего, все тот же бесконечный орнамент скуки, о котором мы рассказали в пп. 5 и 8.

Рис. 1.22. Рисунок студентки на лекции

11. Переплетения кругов, скорее всего, означают, что человек чувствует себя отстраненным от дел или событий, в которых ему хотелось бы принять более активное участие, но он не знает как. Прежде всего ему хотелось бы установить более близкие и стабильные личные связи с участниками событий. Это может быть что угодно: от желания поближе познакомиться с малознакомой девушкой до стремления играть более весомую роль в делах группы своих друзей или своей фирмы.

Реальный рисунок-«почеркушку», как правило, трудно отнести к какому-либо одному типу, но обычно можно выявить основные тенденции если не одного, то смеси 2-3 типов, особенно если непосредственно наблюдать за процессом рисования.

Некоторые особенности индивидуальности человека можно распознать по более сложным сюжетным рисункам. Их рисуют тоже между делом, во время ожиданий, совещаний, длинных разговоров и т.п., но рисующий все же обращает на них некоторое внимание и изображает человечков, животных, машины, простые пейзажи, сюжеты и т.п. Такие рисунки отражают как текущее состояние человека, так и устойчивые черты его личности, тем более что многие люди имеют излюбленные сюжеты для таких

Анализ рисунков, позволяющий выявить психологический тип личности, основан на теории, разработанной одним из учеников 3 Фрейда и его оппонентом К. Юнгом. В этой типологии строение тела не учитывается. Она основана на предположении, что у человека преобладает один из двух способов восприятия информации из внешнего мира: непосредственные ощущения или эмоционально окрашенные чувства и один из способов присвоения, переработки этой информации: рациональное мышление или интуиция. Преимущественное использование человеком этих способов и определяет тип личности. Современный вариант, изложенный ниже, предложен Е. С. Романовой и О. Ф. Потемкиной [44].

1.Перечисляющий рисунок — изображение предметов и знаков ' не связанных между собой ни сюжетом, ни эстетическим чувством, «нагромождение» их друг на друга или свободное разбрасывание по пространству листа — характерен для людей, у которых интеллект, рассудок, позитивное сознательное мышление превалируют над интуицией и непосредственными неконтролируемыми чувствами (рис. 1.23, см. рис 1.17).

2. «Импрессионистский» рисунок — попытки выразить общую атмосферу, свои ощущения и впечатления. Для этих людей на первом месте — объективные, непосредственно воспринимаемые факты. Они — открытые, стремящиеся ощущать полноту жизни, но склонные к богатой фантазии (см. рис. 1.21).

3. Декоративный рисунок — орнаменты, узоры, цветы, другие предметы, красиво и гармонично заполняющие лист, — чаще встречается у женщин, живущих «разумными» чувствами, т. е. чувства играют в их жизни очень важную роль, но сами они подчинены общепринятым ценностям, усвоенным с детства и хорошо понятным (рис. 1.24).

4. Ритмический рисунок — изображение движущихся объектов, причем движение часто подчеркивается следами, вихрями и т. п. При решении проблем человек ориентируется прежде всего на интуицию, которая срабатывает «автоматически». Такие люди часто обладают «чутьем» на возможное развитие событий, которое другие не замечают. Люди или предметы, которые нужны им в настоящий момент, приковывают их внимание, кажутся им особо ценными, но, как только ситуация изменится, они резко теряют к ним интерес. Такие люди охотно берутся за профессии и дела, позволяющие проявляться и развиваться их способностям, и резко отвергают любые другие.

Рис. 1.23. Рисунок студентки на лекции по математике

Они могут обладать моралью, расходящейся с общепринятой.

5. Органический рисунок — изображение преимущественно живых организмов и естественных элементов пейзажа: растений, животных, человека, облаков и т. п. В своем мышлении этот человек ориентируется прежде всего на субъективный фактор, он видит мир пристрастным внутренним взором. Факты для него имеют значение и ценность не сами по себе, а только как средство доказательства его идей, которые всегда претендуют на оригинальность. В значительной мере он игнорирует окружающих, пока они ему не мешают. Если же он видит в них помеху, может вступить в борьбу, в которой «все средства хороши» (см. рис. 1.17, 1.24).

6. Рисунок ощущений, идущих изнутри, типа «болит ухо», «я сыт», «страшно» и т.п. Такой человек и в жизни ориентируется на свои сиюминутные ощущения, он смотрит на мир как бы «изнутри» себя, часто замыкается в себе. Сталкиваясь с агрессивными и властолюбивыми людьми, он обычно предпочитает подчиниться, хотя иногда возможны приступы усиленного упрямства и сопротивления (см. рис. 1.23).

Рис. 1.24. Рисунок студента с очень крупным телом и высокой самооценкой

Изображение сцен и персонажей, позаимствованных из книг, мультфильмов и т.п., но с значительной долей собственных фантазий. Человек живет глубокими богатыми внутренними чувствами, для которых внешний мир лишь дает начальный толчок. Но этот внутренний мир скрыт от посторонних глаз за молчаливостью или стандартизированным грубоватым поведением. Мышление таких людей обычно не традиционно, но довольно просто, зависит от фактов (рис. 1.25; см. рис. 1.21).

8. Структурный рисунок — изображение целого изолированного предмета и его внутреннего устройства — свойственен мечтателям и провидцам, фантазерам и художникам, людям с глубокой интуицией, отдаленным от «плотской» действительности. Но одновременно отдельные чувственные впечатления могут оказываться для них неожиданно очень значимыми, тогда их поведение может напоминать тип, рассмотренный выше, в п. 2. Эти люди часто кажутся окружающим неожиданными, причудливыми и даже загадочными.

Конечно, реальный рисунок содержит, как правило, признаки нескольких типов (2—4), но дает некоторое представление о личности автора рисунка.

Дополнительную очень ценную информацию о некоторых чертах личности человека, особенно о его внутренних психологических проблемах, могут дать «случайно» нарисованные им фигуры живых существ: людей, животных (реальных или фантастических), а также деревья [11, 31, 40, 41].

Обычно рисунки возникают на случайно подвернувшихся кусочках бумаги: между строками конспекта, на салфетках, билетах, программках, рекламах и т. п. и заполняют любые свободные места, и все- таки расположение фигур на бумаге не совсем случайно. Считается, что верхняя часть листа ассоциируется с высоким положением в мире, нижняя — с низким.

Рис. 1.25. Рисунок девушки во время разговора с друзьями (нижний правый угол листа)
Левая (с точки зрения рисующего) сторона листа связана с чувствами, эмоциями, а также с прошлым, правая сторона — с действиями, рациональным мышлением и будущим. Если рисунок занимает все свободное пространство, важно откуда он был начат и где лучше прорисовка, сильнее нажим, где изображены самые важные фигуры.

Если рисунок тяготеет к верхнему краю листа, автор рисунка, скорее всего, имеет высокую самооценку, недоволен недостаточностью признания со стороны окружающих, имеет (возможно, бессознательные) претензии на продвижение и большее признание, стремится к самоутверждению (рис. 1.26). А если рисунок «съехал» вниз, наблюдается обратное: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незащищенность, иногда даже склонность к депрессии (см. рис. 1.25).

В случае, когда рисунок явно сдвинут от центра листа вправо (сточки зрения рисующего, см. рис. 1.26), или живые существа смотрят, а деревья клонятся вправо, человек, скорее всего, склонен к рациональному мышлению и контролю над своим поведением, желает планировать собственное будущее и активно реализовывать свои планы. Если же рисунок и его отдельные элементы тяготеют к левой стороне листа — может иметь место импульсивность, склонность размышлять о прошлом, самоуглубленность, напряженность (см. рис. 1.24).

Живых существ [31, 40, 41], напоминающих одновременно и человека, и животное (например, животных, ходящих на двух задних лапах, одетых в человеческую одежду, и т. п.), рисуют обычно люди инфантильные, эмоционально незрелые.

Рис. 1.26. «Почеркуш- ка» из-под пера женщины (в верхнем правом углу листа)
Живые существа, изображенные абсолютно в профиль, указывают на нежелание автора рисунка прямо, непосредственно принимать окружение, на желание скрыть свое «я», общаться только в собственном стиле (см. рис. 1.24, 1.25). Если же живые существа нарисованы строго анфас — вероятно, их рисовал прямой, стойкий человек, весьма эгоцентричный, сосредоточенный прежде всего на мыслях о своей персоне, но, возможно, с глубоким чувством незащищенности (см. рис. 1.21).

Излишние и «дублированные» детали (например, явно лишние ноги) у живых существ появляются, как правило, на рисунках у людей, которым трудно ограничить свои желания и входить в тактичные контакты с другими; таких людей обычно очень заботит их окружение — условия жизни и быта, «соответствующие» знакомства и т. п.

Поправки, искажение деталей, особенно разрывы контура или, наоборот, его удвоение, жирный, подчеркнутый контур при изображении любых составляющих рисунка свидетельствуют о тревожности, нерешительности, колебаниях, недовольстве собой, даже агрессивной тенденции, особенно конфликтна для человека сфера, которую символизирует данная деталь (см. ниже). Неровный нажим выдает эмоциональную нестабильность человека.

Рисунок, состоящий преимущественно из прямых линий, принадлежит, вероятно, человеку, мышление и поведение которого отличаются прямолинейностью, стандартностью и консерватизмом. Преобладание кривых и изогнутых контуров показывает, что рисовавший испытывает отвращение к любым ограничениям его поведения.

Заштрихованные детали рисунка символизируют сферы тревоги, агрессии, конфликта (возможно, с окружающим миром или другими людьми, о значении некоторых деталей см. ниже). Чем длиннее штрихи (при их наличии), тем менее возбудим и импульсивен человек, тем лучше он контролирует свое поведение, причем округлые штрихи указывают на мягкость характера, а прямые на твердость и упорство (см. рис. 1.24).

Если под всем рисунком или его частями нарисована линия основы {земли), это указывает на чувство незащищенности, поиск опоры в жизни. Чем толще эта линия, тем сильнее у человека чувство тревоги и беспокойства, вызванное, скорее всего, вполне реальными причинами.

Любое живое существо на рисунке – это «представитель» самого рисующего, его своеобразный «автопортрет», по принципу, сходному с аллегорическим значением животных и их характеров в сказках родной для него культуры. Наличие у живых существ остроугольных твердых деталей, особенно прямых символов агрессии: когтей, зубов, клювов, острых шипов и т. п. свидетельствует об агрессивных тенденциях. Панцири, щиты, чешуя отражают готовность человека к психологической самозащите. Естественно, что чем больше подобных деталей, тем сильнее соответствующие черты личности. Расположение знаков агрессии или защиты на нарисованной фигуре также не случайно. Направленные вверх, они указывают на агрессию или защиту против вышестоящих людей, имеющих возможность что-то запретить, в чем-то ограничить, к чему-то принудить и т.п.; те же детали в нижней части фигуры — на агрессию по отношению к младшим членам семьи, подчиненным или на защиту от насмешек, непризнания, переживания из-за отсутствия авторитета у «младших», боязнь осуждения. Когда элементы агрессии или защиты располагаются в правой части рисунка, это значит, что человек ощущает необходимость психологической самозащиты в процессе реальной деятельности, и, возможно, опасается за свое будущее. Если же они сдвинуты влево — это больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.

Живое существо может быть разнообразно украшено — длинными ресницами, бантами, перьями, декоративными крыльями и т.п. (см. рис. 1.24). Все это отражает демонстративность личности, желание привлекать к себе внимание. Украшения на рисунках у женщин указывают на кокетливость, заинтересованность в том, чтобы окружающие восхищались ее внешностью, манерой одеваться, поведением.

Особое выделение половых признаков — вымени, сосков и т. п. показывают отношение человека к полу. Чем больше таких деталей, чем ярче они выделены, тем сильнее человек фиксирован на сексуальных проблемах, особенно сильно — если изображены непосредственно половые органы.

Голова в фигурах живых существ символизирует сферу разума, фантазий и сознательного контроля над своим поведением. Крупную голову у живого существа рисует обычно человек, который высоко ценит в себе и окружающих рациональное начало и эрудицию (возможно, и умение фантазировать). Напротив, живое существо с очень маленькой головой по сравнению с телом указывает на желание рисовавшего отвергнуть контроль разума, который не дает удовлетворить свои влечения («Делать не то, что надо, а то, что хочется»).

На голове могут быть нарисованы волосы. Аккуратная, гармоничная прическа у человека или грива (см. рис. 1.25), шерсть, подобие прически у другого живого существа свидетельствуют о чувственности человека, подчеркивании им своей сексуальной роли. Взлохмаченные волосы (или шерсть) на голове (см. рис. 1.21) указывают на то, что человеку свойственен протест против общепринятых норм поведения и, возможно, морали.

У живого существа обычно бывают нарисованы глаза. Очень большие глаза с резко прорисованной радужкой это символ присущих данному человеку переживаний страха; большие глаза, но без особо прорисованных деталей рисуют люди с богатой фантазией (см. рис. 1.21); не очень большие, но выпученные, подведенные, подчеркнутые глаза могут указывать на то, что человек обладает грубым и черствым характером или же, может быть, эта деталь аналогична украшению, т.е. представляет собой признак демонстративности поведения (см. рис. 1.24), у женщин — кокетства (впрочем, любители анимации, особенно японской, рисуют большие глаза вне зависимости от свойств личности). Маленькие глазки или глаза без зрачков любят рисовать люди, погруженные в себя, эгоцентричные, у которых понижены интерес к внешнему миру и активность в нем; глаза в виде не обведенных точек свидетельствуют о сосредоточенности на отношениях с другими людьми или об уходе в собственные фантазии. Наконец, если глаза у фигуры на рисунке закрыты или скрыты другими деталями (волосами и т.п.), от человека можно ожидать большой оригинальности взглядов на мир или стремления избегать прямых контактов с людьми вплоть до враждебности к ним (см. рис. 1.25).

Когда живое существо на рисунке имеет густые брови, настроение у рисовавшего, скорее всего, подавленное, если же брови резкие и короткие — автору свойственно презрительное отношение к окружающим, либо оригинальность и изощренность ума.

Чем больше уши у нарисованного живого существа, тем больше человек заинтересован в поступлении информации извне, особенно в информации о себе самом, тем более значимо для него мнение окружающих о нем (см. рис. 1.25).

Многое может сказать о личности и настроении человека рот нарисованного им живого существа. Широко открытый рот, без прорисовки языка и губ, особенно зачерченный свидетельствует о том, что у него могут легко возникать опасения и страхи, ему свойственна недоверчивость. Рот с зубами показывает, что человек привычно прибегает к словесной агрессивности, правда, в большинстве случаев она бывает защитной в ответ на критику, порицания (см. рис. 1.21). Губы символизируют чувственность, язык означает, что нарисовавший его человек любит поболтать. А вот отсутствие рта на рисунке у живого существа показывает, что автору свойственны замкнутость или, по крайней мере, нежелание общаться с людьми в ближайшее время (см. рис. 1.24, 1.25).

Нос крупный, длинный или сильно подчеркнутый — символ мужского начала (см. рис. 1.21). На рисунках подростков или мужчин он указывает на чувство (возможно, бессознательное) неудовлетворенности своей мужской ролью или стремление к этой роли; на рисунках женщин — на повышенное внимание к противоположному полу.

Шея символизирует связь между сферой сознания, контроля (головой) и сферой влечений (телом). Чем прочнее, основательнее соединены голова и тело, тем лучше человек управляет своими желаниями и поведением. Следует обратить особое внимание на дефекты в изображении шеи (или того, что выполняет ее роль), «случайные» отрывы карандаша от бумаги или особые подчеркивания. Они отображают конфликт между сознательным контролем, с одной стороны, и не всегда осознаваемыми желаниями и влечениями — с другой.

Туловище живого существа символизирует отношение человека к базовым потребностям и влечениям. Если оно отсутствует или непропорционально маленькое — можно предположить, что человек отрицательно относится к неосознаваемым и неконтролируемым влечениям или испытывает ощущение своей малоценности (о том же может свидетельствовать «случайное» рисование множества головок людей или животных на полях; см. рис. 1.21). Слишком крупное туловище по сравнению с другими частями фигуры показывает, что он остро осознает свои неудовлетворенные потребности. Угловатое или квадратное туловище рисует человек, в характере которого преобладают грубоватые, резкие и прямолинейные черты или, по крайней мере, в данный момент его настроение располагает именно к таким формам поведения (которые, скорее всего, нельзя реализовать). Круглое туловище, особенно если круг заполнен мало, символизирует и выражает стремление человека к скрытности, замкнутости, закрытости от других людей его внутреннего мира, нежеланию сообщать что-либо о себе окружающим. Длинное и узкое — отражает большую оригинальность мышления рисовавшего.

Если в тело животного «вмонтированы» механические части: пропеллеры, винты, лампочки, рукоятки, антенны, колеса или гусеницы, постамент и т.п., то это свидетельствует о сильной оригинальности, нетривиальности мышления человека. Однако оценку степени этой оригинальности следует снизить, если известно, что человек профессионально занимается или увлечен техникой и «вмонтировал» в животное элементы своей любимой машины (например: автомобилист — руль, компьютерщик — экран и т.п.). Тогда, возможно, он воспринимает окружающий мир не столько оригинально, сколько узкопрофессионально.

Руки или похожие на них передние конечности указывают на желание и умение человека контактировать с другими людьми.Чем свободнее, чем более «открыта» поза рук, тем больше стремится он к общению. Чем лучше и правильнее нарисованы кисти рук, пальцы, тем общительнее человек, тем лучше он умеет общаться.

Опорная часть, основание фигуры выражает отношение человека к реальному миру. Массивная, большая опора (большие ступни, мощные лапы, постамент и т.п.) дает основание полагать, что автору рисунка свойственно стремление к реалистичному восприятию окружающего, обдуманности и рациональности при принятии решений с опорой на значимую информацию. Незначительную опору, неспособную удержать «вес» фигуры (например, тонкие палочки вместо ног или лап), рисует, скорее всего, человек импульсивный в принятии решений и довольно легкомысленный.

Характер соединения ног (лап или чего-то, выполняющего их роль) с корпусом близок по значению с шеей, чем тщательнее изображено это соединение, тем выше сознательный контроль над своими решениями и поведением.

Если нарисованное живое существо имеет хвост, его символическое значение связано с его расположением (символическое значение пространства рисунка, частей листа было описано выше). Хвост, обращенный вправо, выражает отношение человека к своим действиям и решениям; хвост, повернутый влево — отношение к своим словам и мыслям. Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвоста: вверх — уверенно, положительно, бодро, вниз — недовольство собой, сомнения, сожаление о сказанном или сделанном и т. п. (см. рис. 1.24). Особо пышные хвосты выполняют и роль украшения (см. выше).

Много может рассказать о человеке «случайно» нарисованный дом. Он отражает представления человека (и сознательные, и бессознательные) о роли семьи и дома в его жизни, и конечно, о самом себе. Речь не идет о рисунках профессиональных архитекторов и дизайнеров или людей, в данный период жизни озабоченных оборудованием своего жилища.

Изображение плана дома, как бы взгляда сверху, может указывать на серьезный конфликт в семье или на какое-то хроническое заболевание. Нарушение перспективы, при котором передняя часть дома изображена правильно, а дальняя — с искажениями, сигнализирует о страхе перед будущим (если искаженная стена находится справа) или о желании забыть прошлое (если эта стена слева).

Крыша дома символизирует отношение человека к своим фантазиям. Чем больше крыша и чем жирнее ее контур, тем больше значение фантазий в жизни человека, тем больше внимания он им уделяет. Если особенно толстый контур нарисован у края крыши, можно предположить, что человек озабочен контролем над фантазиями, возможно, рисовавший чувствует, что иногда в фантазиях его «заносит куда-то не туда».

Труба и дым обозначают интерес к мужскому началу и стремление к теплоте в отношениях, особенно интимных. Чем крупнее и лучше они прорисованы, тем, соответственно, сильнее выражены эти чувства. Отсутствие или плохая прорисовка трубыуказывает на нехватку психологической теплоты в семье, трудности и нежелание эмоционального взаимодействия.

Стены и то, что находится на них и к ним примыкает, символизируют самого человека и его взаимоотношения с окружающей реальностью, прежде всего — с семьей. Граница стен и крыши отражает ощущения человеком целостности и защищенности своей личности. Если стены не соединены между собой, возможно, человек чувствует, что теряет самоконтроль.

Основа стен символизирует контакт человека с реальностью жизни и отношение к ней. Отсутствие основы, рисование дома, «висящего в воздухе», указывает на слабый контакт с реальностью, недооценку ее. Сильное выделение этой основы (нажимом, штриховкой, многократным подчеркиванием и т.п.) служит признаком тревоги, для которой, скорее всего, есть реальные основания.

Человек, который рисует только фасад, одну переднюю стену дома, скорее всего, озабочен тем, как сохранять свой привычный и достойный образ, «имидж» в межличностных отношениях. Если же единственная стена на рисунке не передняя, а боковая, человек, вероятно, сталкивается с отчуждением в собственной семье. На рисунке на доме, его стенах, может быть особо выделено горизонтальное измерение (например, нарисованы бревна, гирлянды, завалинки и т.п.). Вероятно, автор такого рисунка испытывает давление среды, возможно, ему кажется, что в его жизни прошлое доминирует над будущим. Вертикальное измерение может быть выделено с помощью колонн, опор, вьющихся растений и т. п. В этом случае можно предполагать, что человек ищет удовольствия прежде всего в фантазиях, старается иметь меньше контактов с реальностью.

Двери и окна на рисунке дома представляют собой признаки открытости и доступности человека для общения с другими людьми, причем не только в семье, но и вне ее. Отсутствие дверей или слишком маленькие, недоступные, кривые двери, а также отсутствие окон или плотно занавешенные, закрытые окна указывают на то, что человек не может, а, возможно, и не хочет, полностью раскрыться, испытывает трудности в общении, в достижении взаимопонимания, прежде всего в собственной семье. Такое впечатление от рисунка усиливают замки и/или крупные петли на дверях и окнах. Эти детали свидетельствуют о скрытности человека, о том, что он испытывает враждебность к кому-то из близких и чувствует потребность в самозащите своей личности. О трудностях в общении говорят также ступеньки, ведущие в глухую стену, — их можетнарисовать человек, который желал бы общаться, но не умеет правильно оценивать ситуацию и других людей, имеет отрицательный опыт и, из чувства самосохранения, держится неприступно.

Открытые двери и окна символизируют открытость человека, его стремление к контактам, к теплому, доверительному общению (возможно, несколько демонстративную и даже навязчивую). Нарисованные, но не закрытые занавеси на окнах или комнатные цветы дают основание предполагать, что человек стремится сознательно контролировать общение и глубину контактов с другими людьми. Очень большие двери и окна на рисунке дома могут указывать на то, что человек придает слишком большое значение общению, что его психологическое благополучие сильно зависит от отношения к нему других людей.

Пристройки к дому могут появляться на рисунке тогда, когда человек внутренне восстает против того, что считает искусственными стандартами.

Дом на рисунке могут окружать самые разнообразные дополнения: дорожки, кусты, клумбы, собачьи будки и т.п. Все вместе они отражают потребность как можно полнее и удобнее устроить свое окружение по своему вкусу, что особенно характерно для женщин. Однако одновременно эти дополнения говорят о чувстве внутренней незащищенности, о том, что человек чрезмерно озабочен другими людьми и внешними событиями и недостаточно внимания уделяет самому себе. Чем эти детали лучше организованы на рисунке и теснее связаны с домом, тем вероятнее, что беспокойство человека находит нужную направленность и с успехом контролируется.

Деревья, кусты и заборы могут быть символами людей, на помощь и защиту которых рассчитывает рисовавший. Чем сильнее они окружают дом, тем сильнее потребность человека в защите и доброжелательном доминировании старших.

Дерево, которое занимает существенное место на «случайном» рисунке, представляет собой своеобразный автопортрет рисовавшего человека. Размер дерева отражает понимание им своего положения или, точнее, представление своего желаемого положения. Человек, который изображает большое дерево, занимающее все свободное пространство листа и даже не помещающееся на нем, скорее всего, хорошо связан с окружающей средой. Он склонен искать психологического удовлетворения в деятельности, а не в воображении. Маленькое, мелкое деревце может нарисовать человек, испытывающий чувство неполноценности и неадекватности, желание уйти в себя.

Дерево в форме «замочной скважины» или «карандаша» рисуют обычно люди, обладающие конкретным и устойчивым мышлением, склонные к консерватизму и недоверчивые.

Ствол отражает понимание человеком своих возможностей, сил. Широкий у основания, быстро сужающийся кверху ствол может свидетельствовать об инфантилизме характера человека, которому в детстве недоставало тепла и внимания. Узкий у основания ствол связан, вероятнее всего, не с постоянными чертами его характера, а с сильной внутренней борьбой, которую он переживает в последнее время. Непропорционально большой ствол с маленькой листвой рисует человек, который испытывает тревогу и беспокойство из-за внешних обстоятельств, препятствующих исполнению его планов.

Ветви и листья, крона дерева символизируют сферу контакта человека с окружающей средой. Число ветвей, их величина, степень гибкости и сплетения отражают его способность приспосабливаться к ней и получать от нее психологическое удовлетворение. Ветки с хорошей системой листьев указывают на то, что человек обладает способностью хорошо справляться с делами, связанными с персональными отношениями. Заштрихованные ветки свидетельствуют о тактичном и внешне вполне удачном, но поверхностном взаимодействии человека с окружающей средой.

Узкие и длинные, а также похожие на шипы ветки выдают в человеке двойственное чувство: скрытый страх перед окружающей средой и, одновременно, поиск в ней удовлетворения желаний. Ветви с «незакрытыми» концами характерны для рисунков людей, которые чувствуют, что не всегда способны управлять своими влечениями, держать себя в руках. Огромные листья отражают желание человека погрузиться «с головой» в действительность, слиться с ней, стать «как все», скрыть свои внутренние проблемы, под внешней приспособляемостью спрятать ощущение своей неадекватности, страх перед тем, что не сможет справиться с обстоятельствами.

Корни также символизируют степень контакта человека с реальным миром. Чем ярче корни, чем глубже и плотнее уходят они в землю, тем сильнее у человека стремление сохранить имеющееся восприятие действительности, «укорениться» в ней.

Определенную информацию несут аномалии дерева, особенно его ствола. Дупло, сломанные ветки свидетельствуют о переживании в прошлом психической травмы (возможно, вместе с физической), о временной потере контроля над собой или значимыми событиями и т.п. На рисунках женщин птенцы или детеныши животных в дупле или гнезде часто обозначают ее детей. Молодойросток на старом стволе или пне представляет собой признак возрождения интереса к жизни (в том числе, возможно, сексуальной) после травмирующего события, в результате которого человеку казалось, что нет смысла искать удовлетворения в реальной действительности.

На рисунке дерево могут сопровождать весьма красноречивые дополнения. Контур земли в форме горы может означать потребностьв материнской опеке или, если дерево крупное, потребность в доминировании, во власти над другими людьми. Солнце отражает переживание рисующим отношений с другим человеком, имеющим большое влияние в его окружении (начальником, отцом и т. п.). Чем больше солнце, тем острее это переживание. Если оно на рисунке скрыто за деревом или за тучей, человек испытывает тревогу в связи с тем, что что-то препятствует отношениям с ценным для него человеком. Когда он изображает лучи солнца, падающие на дерево, скорее всего, он испытывает потребность доминировать среди своего окружения или чувствует доминирование другого. Если он старается избегать этого, он невольно рисует дерево, уклоняющееся от лучей солнца.

Заходящее солнце на рисунке, с большой вероятностью, свидетельствует о депрессивном настроении рисовавшего. Тень от дерева символизирует вполне осознанную тревогу, неприятные события или отношения в прошлом, которые отражаются на настоящем.

Занятие 3. Анализ реальных примеров случайных
рисунков

1. Внимательно рассмотрите рисунки 1.17—1.26, прочитайте анализ каждого и попытайтесь дополнить или опровергнуть сделанные выводы.

Рис. 1.17. Рисунок создан девушкой во время заседания студенческого совета. Вначале она слушала рассеянно и рисовала беспорядочные линии, затем решила сама выступить и обвела «моток» линий четким кругом. Но выступить с достаточным успехом ей не удалось. Сначала она надеялась исправить положение и в ожидании нарисовала 2 цветка справа. Но потом поняла, что ждать нечего и, испытывая некоторое раздражение и разочарование, углубилась в свои личные мысли, о чем свидетельствует последний цветок с шипами-тычинками, угловатыми лепестками и сердцем со стрелой вместо листика, нарисованный с сильным нажимом и многократно обведенный.

По композиции это «перечисляющий» и «органический» рисунок. Можно предположить, что у нарисовавшей его девушки интеллект, рассудок, позитивное сознательное мышление превалируют над интуицией и непосредственными неконтролируемыми чувствами, но, принимая решения, она ориентируется прежде всего на собственное мнение, субъективный взгляд на мир.

Рис. 1.18. Это все, что вышло из-под пера девушки-студентки за целую лекцию (цифры — последовательность рисования).

Сначала — просто скука и легкое раздражение — нарисовала геометрические фигуры по клеткам (1). Затем ее настроение ухудшилось, появилось раздражение — беспорядочные «колючие» фигуры (2-3). Пунктиром обведен участок рисунка (4), отображающийвременное улучшение настроения. Возможно, это были мысли о человеке, чье внимание она хотела бы привлечь, потому что следом появилось подобие цветка (5). Но дальше — снова «колючие» фигуры и, наконец, переход к принятию решения — замкнутая волнистая линия. Наконец, решение принято, хочется действовать и необходимость сидеть на лекции воспринимается как заточение в тюрьму — окно с решеткой и сильно заштрихованные фигуры (9—15).

Рис. 1.19. Нарисован в нижнем левом углу какого-то бланка девушкой во время разговора с подругами, когда они коротали время, ожидая своих молодых людей. Можно предположить, что девушка ждала человека, который ей приятен (сердце) (2), но ее волновали какие-то проблемы в их отношениях, несостоявшиеся действия, решения, которые давно надо было принять. Эти проблемы отразились в изображениях полузарисованных обведенных губ (3), стрелок (5) и большой жирной стрелы (6) с решеткой внутри, направленных налево, кроме того, ей надоело ждать, на что указывают коробка вверху (1) и треугольная конструкция, направленная направо, внизу (4).

Рис. 1.20. Подобные рисунки можно видеть в тетрадях студентов, которые не просто скучают на данной лекции, а, вполне вероятно, ошиблись с выбором профессии.

Рис. 1.21. Одно из нескольких сходных изображений, нарисованных студентом на занятиях, которое отражает не только сиюминутное состояние растерянности и беспомощности, но и серьезные размышления на важную, неприятную тему. По композиции это «импрессионистский» и «декоративный» рисунок, в котором автор попытался выразить общую атмосферу, свои ощущения и впечатления. Вероятно, в жизни для него на первом месте — объективные, непосредственно воспринимаемые факты. Он — открытый человек, стремящийся ощущать полноту жизни, склонный к богатой фантазии.

На богатую фантазию указывают и большие «объемные» головы, а также большие глаза без прорисовки деталей. Кроме того, рисунки строго анфас с большими глазами и открытыми зачерненными ртами свойственны человеку эгоцентричному, со скрытыми страхами. Взлохмаченные волосы, так же, как и лысая голова, отражают протест против общепринятых норм. Зубы означают, что он может ответить на критику словесной агрессией, хотя особого внимания к ней не проявляет — у человечков нет больших ушей. Большие подчеркнутые носы, длинные тонкие выделенные шеи, резкое прорисованное плечо — знаки внимания к мужской телесности и конфликта между сознательным контролем, с одной стороны, и не всегда осознаваемыми желаниями и влечениями — с другой.

Рис. 1.27. Рисунок, сделанный студенткой на лекции

Рис. 1.22. Тоска и скука. Попытка развлечься мыслями о музыке (скрипичные ключи) и о собственной индивидуальности (каракули-подписи).

Рис. 1.23. Рисунок, сделанный студентом на лекции по математике. Отражает ощущение слепоты и глухоты. Рисунок позволяет заключить, что этот студент не только ничего не понимает в математике, но и в жизни предпочитает доверять не размышлениям, а текущим ощущениям, часто замыкается в себе. Сталкиваясь с агрессивными и властными людьми он, скорее всего, обычно предпочитает подчиниться, хотя иногда возможны приступы усиленного упрямства и сопротивления.

Рис. 1.24. Большой цветок на рисунке студента показывает, что ему приятно внимание окружающих, которого в данный момент недостаточно. «Органическая» композиция свидетельствует, что чувства и субъективные оценки играют в его жизни очень важную роль.

(Признаком того же самого является ориентация головы насекомого влево.) Вероятно, он довольно замкнут и окружающих людей в значительной мере игнорирует, пока они ему не мешают.

Если же видит в них помеху, может вступить в борьбу, готов защищать свое мнение, хотя и не слишком агрессивен (единственное «оружие» — челюсти или «жало» насекомого, направленные налево вниз).

На замкнутость, закрытость от других людей его внутреннего мира, нежелание сообщать что-либо о себе окружающим и стремление общаться только в собственном стиле указывают также

Рис. 1.28. Рисунок, сделанный студентом на собрании во время выступления руководителя вуза
изображение насекомого строго в профиль, его округлое туловище и отсутствие у него рта. Однако ему свойственно демонстративное поведение, желание произвести впечатление на окружающих, о чем свидетельствует тщательное украшение фигуры насекомого — большие зарисованные глаза, брови-усики, крылья, яркая и аккуратная раскраска тела.

Молодой человек обладает твердым и упорным характером и может контролировать свое поведение, на что указывает плотная ровная прямая штриховка и плотное, гармоничное соединение всех частей тела насекомого.

Рисунок, занимающий весь лист, показывает, что молодой человек имеет высокую самооценку, чувствует себя значимым в окружающим мире. Но в его самоощущении есть и проблемы. Весь рисунок повернут влево, цветок частично обрезан слева и снизу, насекомое смотрит налево вниз, что указывает на склонность размышлять о прошлом, самоуглубленность, напряженность, возможно — недовольство собой. К будущему он относится тоже без особого оптимизма — хвостик насекомого, расположенный справа, направлен вниз. Вероятно, он чувствует и осознает свои неудовлетворенные потребности, и это выразилось в выделении штриховкой и без того крупного тела, особенно его задней части.

Рис. 1.25. Рисунок сделан девушкой в гостях, в компании друзей, во время общего разговора. Линии и крестики относятся к содержанию этого разговора, а «почеркушкой» является голова лошади. Девушка-москвичка видела лошадь близко всего несколько раз в жизни, поэтому эту лошадь можно рассматривать как литературно-художественный персонаж. Скорее всего, эта девушка обладает глубоким богатым внутренним миром чувств, который скрыт от посторонних глаз за молчаливостью или, наоборот, повышенно активным стандартным грубоватым поведением. Желание скрыть свое подлинное Я выразилось также в том, что лошадь изображена строго в профиль и грива прикрывает глаз.

Рис. 1.29. Рисунок студента на излюбленный сюжет

Мышление ее может быть не традиционным, но довольно простым и зависимым от фактов. О том, что девушка ценит рациональное мышление и контролируемое поведение, свидетельствуют крупная голова лошади и расположение рисунка в правой части листа. Однако взгляд лошади устремлен налево, что указывает на сосредоточение внимания на сфере чувств и переживаний, а также на внутреннюю напряженность.

Рис. 1.30. Большая композиция, нарисованная юношей во время занятий, после эмоционального разговора с девушкой в перерыве (цифры в кружочках отражают последовательность рисования)  

Для этой девушки весьма важными являются переживания, связанные с ее сексуальной ролью, о чем говорит красивая, тщательно прорисованная грива и выделенная ноздря лошади. Возможно, правда, что здесь мы видим отражение конкретной ситуации — девушка чувствует себя неоцененной в данной компании. Можно предположить, что у нее возникли трудности в общении — видно, что ее очень интересует информация о себе, — акцентированные напряженные уши лошади, но нет изображения средств общения — вместо рта виден только небольшой разрыв контура морды лошади.

Рис. 1.26. «Почеркушка» вышла из-под пера женщины, когда она присутствовала при разговоре двух людей более высокого ранга, которые обсуждали планы их совместной работы. Рисунок вписан в правый верхний угол листа. Сначала она нарисовала цветок (1), бессознательно надеясь привлечь к себе внимание, затем обвела его дважды прямоугольником (3), нажимая на ручку, — к этому времени суть работы и ее собственные задачи стали женщине совершенно ясны. Но начальники продолжали разговор, в котором она уже не знала, как принять участие, и в замешательстве пририсовала круги по углам (2).

2. Проанализируйте «почеркушки», приведенные на рисунках 1.27—1.30, расскажите о текущих состояниях и индивидуальных особенностях рисовавших их людей.

3. Попросите «почеркушки» у знакомых (можно обменяться «почеркушками» из конспектов с другими учащимися). Попросите вспомнить, при каких обстоятельствах он рисовал и что при этом чувствовал. Проанализируйте рисунок совместно с его рассказом.


Сейчас читают про: