Духовная культура Тюркского периода (VI-XIII ВВ. )

Древние тюрки обладали самостоятельной письменностью и пользовались руническим письмом. Древнетюркский рунический алфавит, состоявший из 35 букв, был создан на основе родовых тамг. Источники сообщают, что посланники Западно-Тюркского каганата доставили в Византию письмо, написанное скифским письмом.

Крупнейшими памятниками древнетюркской литературной письменности являются письмена «Культегин» и «Тоньюкук» созданные в период Тюркского каганата. Памятники древнетюркской письменности «Культегин» и «Тоньюкук» являются историческими поэмами и написаны руническим письмом. Наряду с тюркским письмом в VI-IX в. широкое распространение на территории Казахстана получило согдийское письмо

К литературе тюркоязычных народов VIII - IX в. относится книга «Коркыт-Ата». В XIII в. известным персидским историком Рашид ад-Дином был записан древний вариант поэмы «Огузнаме».

В период раннего средневековья тюркские племена поклонялись Тенгри и женскому божеству Умай, которая считалась покровительницей очага и детей. В этот период тюркские племена поклонялись и Кок бори(волку).

Распространение ислама на территории Средней Азии и Казахстана началось с вторжения арабов в первой половине VIII в. По погребальным обрядам Х-ХП вв. можно проследить укрепление на территории Казахстана позиций ислама. Распространение ислама оказало благотворное влияние на развитие различных отраслей знаний и науки на территории Казахстана. С X в. в Южном Казахстане, с широким распространением ислама, литературные и научные произведения стали писать на арабском языке. Один из первых ученых Востока - Абу Насыр аль-Фараби писал свои труды арабским письмом. Абу Насыр аль-Фараби был назван «вторым учителем» после Аристотеля, жил в 870-950 гг. Родился он в округе Фараб (Отрар), здесь получил образование на кыпчакском языке.

Одним из первых научных трудов, написанных на тюркском языке, является произведение XI в. «Кутадгу билик» Юсуфа Баласагуни. В этой книге отражены общественно-политическая жизнь, обычаи, традиции и верования тюркских народов XI в. За создание произведения «Кутадгу билик» каган присвоил Юсуфу Баласагуни титул «главного визиря».

История, этнография, устное народное творчество, язык тюркских народов эпохи средневековья отражены в книге Махмуда Кашгари «Диуани лугат ат-тюрк». Ученый-тюрколог Н.А.Баскаков утверждает, что в изучении тюркских языков первопроходцем среди исследователей был Махмуд Кашгари. Ученый А.Н.Кононов писал, что при создании своей книги Махмуд Кашгари ставил цель - прославить на весь мир тюркский язык и доказать, что он не ниже арабского языка.

Поэт эпохи Караханидов, прозванный при жизни «предводителем мудрецов» - Ахмед Иугнеки, он призывал людей быть честными и добросердечными. До наших дней дошла его поэма «Дар истины», написанная на тюркском языке.

Выдающийся мыслитель, поэт и проповедник мусульманской религии в Казахстане Ахмед Иасауи. В своем произведении «Диуан-и-Хикмет» он проповедует любовь к Всевышнему, смирение, аскетизм и бичует изворотливых подхалимов. «Диуан-и-Хикмет» Ахмеда Иасауи написана на тюркском языке арабским алфавитом. Учителем Ахмеда Иасауи был Арыстан-Баба. Одним из учеников Ахмеда Иасауи является великий поэт, автор учебников по богословию Сулеймен Бакыргани.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: