Транспорт, его виды, задачи развития транспортного комплекса

Транспортный комплекс — совокупность различных видов транспорта, развивающихся во взаимодействии и взаимозави­симости, дополняющих друг друга, обеспечивая тем самым эф­фективное использование каждого вида.

Транспорт общего пользования осуществляет перевозки для всех субъектов рынка независимо от их организационно-право­вого статуса. Транспорт внутреннего (необщего) пользования принадлежит отдельным субъектам рынка и удовлетворяет их потребности в транспортных услугах. Данные виды транспорта отличаются друг от друга использованием разных естествен­ных или искусственных путей сообщения. Транспортом общего пользования является магистральный железнодорожный, ав­томобильный, речной, морской, воздушный, трубопроводный; необщего пользования — внутрипроизводственный транспорт отдельных организаций, а также индивидуальный. По харак­теру выполняемой работы транспорт делится на пассажирский и грузовой.

Транспортный комплекс Беларуси — одно из крупнейших звеньев ее экономики. Он производит 7,3 % ВВП, 10,6 % при­были, 13,3 % платных услуг населению; в нем работает 6,2 % от общей численности занятых, используется 15,7 % основных средств; на его долю приходится 6,3 % инвестиций в основной капитал. В общем объеме экспорта услуг 63,5 % составляют транспортные. Транспортная сеть общего пользования включа­ет 5,5 тыс. км железных дорог.

Транспортная деятельность регулируется Гражданским ко­дексом РБ, Законом Республики Беларусь «Об основах транс­портной деятельности», транспортными уставами, кодексами.

Государственное регулирование и управление в области ав­томобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, городского электрического транспорта и метрополитена, гражданской авиации, дорожной деятельности осуществляет Министерство транспорта и коммуникаций РБ.

Экономические показатели работы транспорта. Для оценки работы транспорта используются следующие основные параметры: объем перевозок (отправлений) грузов, объем пере­возок (отправлений) пассажиров, грузооборот, пассажирооборот. Эффективность использования того или иного вида транспорта характеризуют скорость, пропускная способность, маневрен­ность, надежность, регулярность, безопасность движения, себе­стоимость и др. Общим показателем для всех видов транспорта является стоимость перевозок.

Роль отдельных видов транспорта, направленность и интен­сивность транспортных потоков существенно изменились в 2006—2010 гг. Более половины общего грузооборота выполня­ет трубопроводный, свыше трети — железнодорожный транс­порт. На автомобильный транспорт общего пользования прихо­дится 12,5 % грузооборота. В пассажирообороте наибольший удельный вес занимает автобус на фоне сокращения доли железнодорожного транспорта. Высокими темпами растет пассажирооборот воздушного транс­порта, повышается доля метрополитена.

На решение данной проблемы направлена утвержденная Правительством Стратегия развития транзитного потенциала Республики Беларусь на 2011—2015 годы. Документ содержит ряд проектов и направлений развития железнодорожного, авто­мобильного, трубопроводного, морского, воздушного транспор­та, а также связи, в том числе: реконструкция и строительство новых автодорожных и железнодорожных пунктов пропуска через государственную границу; реконструкция республикан­ских автомобильных дорог, соединяющих Минск с областными центрами, а также включенных в международные транспорт­ные коридоры; разработка и внедрение современных информационно-управляющих технологий в сфере транспорта и логи­стики; развитие придорожного сервиса и транспортно-логисти­ческих центров; обновление и модернизация технологического оборудования во всех отраслях экономики, обеспечивающих устойчивое и безопасное осуществление транзита через терри­торию страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: