Попытки повышения эффективности с/х СССР в 1965-85 гг

Новая система хозяйствования в 8-й пятилетке внедрялась в с/х. Совхозы переходили на полный хозрасчет, сами из своих средств покрывали все производственные затраты, создавали фонды. К концу пятилетки на новых условиях работало более 40% совхозов. Экономическая реформа позволила отказаться от системы оплаты труда колхозников по трудодням, существовавшей со времен массовой коллективизации. В колхозах вводилась гарантированная ежемесячная оплата труда по тарифным ставкам соответствующих категорий рабочих совхозов. Новые условия хозяйствования в колхозах, расширение самостоятельности и демократии получили отражение в новом Примерном уставе колхозов. Он закреплял права колхозников на гарантируемую зарплату и пенсионное обеспечение. Для обеспечения намеченных пятилетним планом устойчивых темпов развития с/х, в соответствии с решением майского (1966) пленума ЦК, за счет государственного бюджета проводились работы по мелиорации, повышению плодородия земель. Октябрьский (1968) пленум ЦК принял меры по увеличению поставок колхозам и совхозам машин, минеральных удобрений. К концу пятилетки на полях страны работало около 2 млн тракторов, 623 тыс. зерноуборочных комбайнов; почти все колхозы и совхозы пользовались электроэнергией от государственных энергетических сетей. В гг 8-й пятилетки получил дальнейшее развитие процесс преобразования колхозов в совхозы. Результатом труда колхозников и работников совхозов было увеличение производства с/х продукции с 1966 по 1970 гг на 21% вместо 12% в предыдущем пятилетии. В области с/х упор делался на агропромышленную интеграцию, объединение с/х с отраслями, которые его обслуживают, - промышленностью, транспортом, торговлей, строительством. Такая интеграция рассматривалась как главное направление сращивания 2-х форм собственности – государственной и кооперативно-колхозной. Развернуты были большие работы по мелиорации с/х земель. Строились грандиозные каналы (Большой Ставропольский, Северо-Крымский, Каракумский) и системы для обводнения и орошения. В 1974 г ЦК партии и союзное правительство приняли совместное постановление «О мерах по дальнейшему развитию с/х Нечерноземной зоны РСФСР». Программа подъема Нечерноземья была рассчитана на 15 лет и предполагала резкое увеличение капиталовложений в социально-экономическое развитие 29 областей и республик России. Средства выделялись, но существенного улучшения ситуации в деревне не наступало. Деньги шли на «широкую мелиорацию земель», «комплексную механизацию и химизацию»; социальная сфера явно недооценивалась. Она усугублялась массовой ликвидацией «неперспективных» деревень, якобы препятствующих развитию агропромышленной интеграции и концентрации с/х производства. Бичом н/х оставались отвлечение на «шефскую помощь» селу во время уборочной страды до 20% всего активного населения страны и огромные, до 30-40% потери урожая. С/х все меньше справлялось с задачами продовольственного снабжения страны. С 70-х гг в разряд дефицита все чаще попадали мясо, колбаса, а в виде районов – сыры и молочные продукты. Деревне, традиционно выступавшей донором экстенсивного развития промышленности, с годами все труднее было играть прежнюю роль. Несмотря на возрастающие капиталовложения в деревню, молодежь продолжала уезжать в город. Средний возраст сельских жителей неуклонно повышался. Особенно тяжелое положение складывалось в Нечерноземье. На развитие социальной сферы и на инфраструктуру средств выделялось значительно меньше, сельский быт продолжал оставаться тяжелым. Продукция, проданная государству колхозниками Нечерноземья в 1980 г, после всех реформ оставалась убыточной. Это было главной причиной упадка с/х. Курс на укрупнение мелких населенных пунктов фактически обнаруживал незаинтересованность в развитии каждой деревни из-за высоких затрат на индивидуальное жилищное строительство, дороги, мосты, газопроводы. В результате число «неперспективных» населенных пунктов постоянно сокращалось, жизнь в отдаленных от центральных усадеб деревнях замирала. Закрывались школы, больницы, магазины, предприятия службы быта. В 1978 г Горбачев (секретарь ЦК по с/х) возглавил разработку очередного проекта оздоровления аграрной сферы – «Продовольственная программа СССР на период до 1990 г». Суть программы состояла в комплексном использовании всего арсенала административно-бюрократических мер для решения продовольственной проблемы в стране к 1990 г. В основе программы лежала идея агропромышленной интеграции – установления производственных связей между колхозами, совхозами, предприятиями пищевой промышленности, торговыми, строительными и транспортными организациями. Все производство продуктов замыкалось в единый государственный агропромышленный комплекс (АПК). На региональном уровне в АПК объединялись все предприятия, связанные с производством и переработкой с/х продукции, с производством удобрений, сельхозтехники и пр. Создавались агропромышленные структуры агропромышленных объединений (АПО). Высшей инстанцией стал Госагропром СССР, вобравший функции 5 союзных министерств. Однако агропромышленная интеграция не принесла ожидаемого эффекта. За счет дополнительных бюджетных ассигнований в 11 пятилетке удалось преодолеть спад производства в с/х и даже обеспечить некоторый его рост по сравнению с 10. В целом же намеченных показателей достичь не удалось. Продуктов на «душу населения» в стране больше не становилось. Советский Союз был вынужден ввозить из-за рубежа все большее количество продовольствия. В целях ускорения развития с/х южного района страны в н. 80-х гг в СССР разработаны проекты переброски части стока северных рек на юг: сибирских в Среднюю Азию, европейский – в Каспий через Волгу. Благодаря резкой критике общественности осуществление этого экологически опасного проекта в 1986 г было отложено.

55. Политическая жизнь СССР в 1965-85 гг. Л. И. Брежнев и его окружение. Конституция 1977 г.

16 окт. 1964 г газеты сообщили о состоявшемся 2-мя днями ранее пленуме ЦК КПСС, который «удовлетворил просьбу Хрущева об освобождении его от обязанностей 1-го секретаря ЦК КПСС, члена Президиума ЦК КПСС и Председателя Совета Министров СССР в связи с преклонным возрастом и ухудшением состояния здоровья». Пришедшие к власти лидеры были единодушны только в решимости положить конец хрущевским новациям и новому изданию «культа» - измене принципа коллективности руководства. В остальном они существенно разнились. А. Н. Косыгин был известен как сторонник реформ, внедрения некоторых экономических стимулов в административно-командную систему; Ю. В. Андропов – сторонник последовательного продолжения курса 20 съезда партии и решительных мер в защиту социалистических ценностей; А. Н. Шелепин – сталинист. Л. И. Брежнев занимал центристские позиции, М. А. Суслов – правоцентристские. Позиция нового 1-го секретаря ЦК КПСС в сочетании с его личными качествами (отсутствие амбициозности, радикализма, нерешительность, осторожное пользование властью) оказалась наиболее приемлемой для большинства членов нового коллективного руководства. 1-е шаги нового руководства продиктованы стремлением покончить с «волюнтаризмом» Хрущева в области партийно-государственного управления. На ноябрьском (1964) пленуме ЦК КПСС с докладом «Об объединении промышленных и сельских областных, краевых партийных организаций и советских органов» выступил Подгорный. Контрреформы были распространены на советские, комсомольские и профсоюзные учреждения. В сент. 1965 г на очередном пленуме ЦК объявлено о ликвидации совнархозов и восстановлении отраслевых министерств с начала новой пятилетки. Косыгин выступил на пленуме с докладом об улучшении управления промышленностью, совершенствовании и усилении экономического стимулирования промышленного производства, но это не понравилось Брежневу. В правление Брежнева был прекращен антисталинизм. Важнейшей составляющей нового политического курса стала концепция «развитого социализма», заменившая концепцию развернутого строительства коммунизма с её посулами догнать и перегнать США в 2-3 года и «жить при коммунизме» уже нынешнему поколению советских людей. С формированием и утверждением нового политического курса менялся и состав высшего партийно-государственного руководства страны. 1-е кадровые перестановки были осуществлены через месяц после переворота. На ноябрьском (1964) пленуме ЦК новыми членами его Президиума избраны П. Е. Шелест (1-й секретарь ЦК Компартии Украины) и А. Н. Шелепин. В дек. 1965 г принята отставка председателя Президиума Верховного Совета СССР А. И. Микояна, который все хрущевское десятилетие был 1-м из самых влиятельных политиков и единственным членом Президиума ЦК КПСС, выступавшим в защиту Хрущева во время его смещения. На этот пост в авг. 1966 г избран активный участник антихрущевского заговора Н. В. Подгорный. Однако уже с 1965 г обнаружилась другая тенденция. На периферию власти в результате тонкой закулисной игры начали оттесняться соратники, представлявшие угрозу новому политическому курсу. На декабрьском (1965) пленуме ЦК реформирован Комитет партийно-государственного контроля. Его переименовали в Комитет народного контроля, властный статус его руководителя был снижен. Это сделано с явной целью убрать на 2-е роли создателя комитета Шелепина, претендовавшего на высший пост в партии и не вызывавшего симпатий у других членов коллективного руководства. В сент. 1967 г Шелепин освобожден от обязанностей секретаря ЦК в связи с избранием его председателем ВЦСПС, в 1975 г выведен из состава Политбюро. Такая же участь постигла и его преемника на посту главы Комитета государственной безопасности В. С. Семичастного. Поводом его отставки стали недостатки советских спецслужб, не сумевших воспрепятствовать дочери Сталина (Св. Алилуевой) остаться жить на Западе. Руководство КГБ было вручено ближайшему соратнику Брежнева Андропову. В апр. 1973 г посты в Политбюро утратили председатель Совета Министров РСФСР Г. И. Воронов и 1-й секретарь ЦК КП Украины П. Е. Шелест, в июне 1977 г – Н. В. Подгорный. Выбывших заменяли люди, лично близкие генсеку со времен работы на Украине, в Молдавии и Казахстане – А. П. Кириленко (секретарь ЦК с 1966), К. У. Черненко (секретарь ЦК с 1976), Д. А. Кунаев (1-й секретарь ЦК Компартии Казахстана с 1964). Верными соратниками Брежнева оставались М. А. Суслов (партийный идеолог), А. А. Громыко (министр иностранных дел), А. А. Гречко и сменивший его в 1976 г Д. Ф. Устинов (министр обороны), Н. А. Щелоков (министр охраны общественного порядка в 1966-68, затем министр внутренних дел), Н. А. Тихонов, ставший в 1965 заместителем, а в 1976 – 1-м заместителем Председателя Совета Министров СССР. Новый Основной Закон, получивший название Конституция «развитого социализма», принят в Советском Союзе 7 окт. 1977 г. Конституция состояла из преамбулы и 9 разделов: 1. Основы общественного строя и политики; 2. Государство и личность; 3, Национально-государственное устройство; 4. Советы народных депутатов и порядок их избрания; 5. Высшие органы власти и управления; 6. Основы построения органов государственной власти и управления союзных республик; 7. Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор; 8. Герб, флаг, гимн и столица; 9. Действие Конституции и порядок её применения. Главной новацией была преамбула, в которой констатировалось построение «развитого социализма» и создание «общенародного государства». Т. о., «отмирание государства» отодвигалось на неопределенный срок, а приоритетной становилась задача всестороннего укрепления законности и правопорядка. В качестве высшей цели государства называлось построение «бесклассового коммунистического общества». Основой экономической системы СССР признавалась социалистическая собственность на средства производства, основой политической системы – Советы, социальной основой – союз рабочих, крестьян и интеллигенции. В тексте Конституции появились новые разделы: о политической системе общества, социальном развитии и культуре, статусе народного депутата. Новая глава трактовала вопросы внешней политики. Подчеркивалось, что она направлена на обеспечение благоприятных международных условий «для построения коммунизма в СССР»; на «укрепление позиций мирового социализма; поддержку борьбы народов за национальное освобождение и социальный прогресс». Закреплялся принцип социалистического интернационализма в отношениях СССР с социалистическими странами и государствами, освободившимися от колониальной зависимости. На практике эти положения порой вступали в противоречие с обязательствами соблюдения принципа суверенного равенства и прав народов распоряжаться своей судьбой, оправдывали внешнеполитическую экспансию социалистического государства. Впервые в Основном Законе отражен действительный механизм власти СССР. Коммунистическая партия называлась «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций». Это узаконение реальной роли партии привело к монопольному контролю партийных организаций за деятельностью предприятий и учреждений. Оно резко повышало значение партийного аппарата по всей властной вертикали, превращало членство в партии в практически обязательное условие для служебной карьеры. На развитие «подлинной демократии» были ориентированы гарантируемые Конституцией новые формы «непосредственной демократии»: всенародное обсуждение и референдум; новые гражданские права – на обжалование действий должностных лиц, судебную защиту от посягательства на честь и достоинство; критику действий государственных и общественных организаций. Впервые в Конституции закреплялись права на охрану здоровья, жилища; пользование достижениями культуры; на свободу творчества. Однако реализация этих прав, так же как и свобод слова, печати, собраний, упиралась во множество действовавших законов и нормативных актов, оставались неосуществимыми. Все Советы народных депутатов: Верховный Совет СССР, Верховные Советы союзных и автономных республик, краевые, областные и другие Советы – составляли единую систему органов государственной власти. Высшим органом государственной власти являлся двухпалатный Верховный Совет СССР, состоящий из Совета Союза и Совета Национальностей. Он правомочен был решать важнейшие государственные вопросы: принятие, изменение общесоюзной Конституции, включение в состав Союза новых республик, утверждение государственных бюджетов, планов социального и экономического развития. В перерывах между сессиями Верховного Совета СССР его функции выполнял Президиум. Повседневная управленческая деятельность осуществлялась при помощи системы государственного управления, которую возглавлял Совет Министров СССР. Конституция также закрепила усилившуюся экономическую и политическую роль союзного центра за счет соответствующих прав республик. Конституция различала среди советских народов «нации и народности», но не давала никаких критериев для такого различения. Это было причиной глухого недовольства среди народов, относимых ко «второму сорту». Конституционные положения, относившиеся к сфере и регулированию национальных отношений, оставались во многом противоречивыми и мало способствовали реальному упрочению государственного единства «новой исторической общности» и сплочению народов страны «в целях совместного строительства коммунизма». Т. о., Конституция СССР 1977 г окончательно оформила консервативный курс брежневской внутренней и внешней политики, узаконила жесткий идеологический контроль партии над обществом, законсервировала взрывоопасные противоречия в национальном вопросе.

56. Основные направления политики Ю. В. Андропова и К. У. Черненко.

12 нояб. 1982 г через 2 дня после смерти Брежнева, пленум ЦК партии назначил Генеральным Секретарем ЦК Ю. В. Андропова. Ему было 68 лет. Многие годы, начиная с июня 1967 г, он был председателем КГБ в ранге кандидата и члена Политбюро. После смерти М. А. Суслова в фев. 1982 г – «главным идеологом партии». Нетерпимость к инакомыслию, приверженность авторитарному стилю, репутация просвещенного партократа, личная скромность – все эти качества перевесили шансы других претендентов на высший пост. Как нельзя лучше они отвечали ожиданиям «простого народа»: навести порядок в стране, укоротить привилегии, пресечь мздоимство, повести борьбу с «теневиками».1-е шаги Андропова не обманули ожиданий – он начал с дисциплины, начал готовить серьезные меры в сфере экономики. В 1983 г начат широкомасштабный экономический эксперимент в 3-х республиканских и 2-х союзных министерствах. С начала 1983 г сотрудники КГБ занялись выявлением нарушителей трудовой дисциплины. Рейдами по магазинам, кинотеатрам, баням и т. п. – выявлялись и наказывались те, кому в это время положено было быть на работе. Одновременно был дан ход «громким» делам о коррупции, объявлена борьба с нетрудовыми доходами, спекуляцией. Большой масштаб приобрела борьба со злоупотреблениями в торговле. Отдан был под суд и расстрелян начальник Главного управления торговли Мосгорисполкома; следом за ним заключены под стражу 25 ответственных работников московского Главторга, директора крупнейших московских гастрономов, автомобильного магазина. Министра торговли А. И. Струева отправили на пенсию. Потеснены были позиции «хлопковой мафии» в Узбекистане; добрались до 1-го секретаря Краснодарского обкома КПСС С. Ф. Медунова, министра МВД Н. А. Щелокова и его заместителя, генерал-полковника Ю. М. Чурбанова, крупно замешанных в коррупции. В итоге член Политбюро Ш. Р. Рашидов, члены ЦК Медунов и Щелоков покончили жизнь самоубийством; Чурбанов и многие другие были приговорены к тюремному заключению. Каждую неделю газеты публиковали сообщение «В Политбюро ЦК КПСС» (будущая гласность). Опираясь на Д. Ф. Устинова и А. А. Громыко, Андропов «омолодил» Политбюро и Секретариат ЦК новыми силами. В Политбюро введены Г. А. Алиев, ставший 1-м заместителем председателя правительства СССР Н. А. Тихонова; В. И. Воротников (председатель Совмина РСФСР с июня 1983 г); М. С. Соломенцев (председатель Совмина РСФСР до июня 1983 г, председатель Комитета партийного контроля при ЦК КПСС с июля 1983 г). Новым кандидатом в члены Политбюро стал В. М. Чебриков (председатель КГБ). Новыми секретарями ЦК избраны Н. И. Рыжков (зав. Экономическим отделом ЦК); член Политбюро Г. В. Романов, Е. К. Лигачев. Однако «возрождение коммунистического фундаментализма» оказалось недолгим. 9 фев. 1984 г Ю. В. Андропов, страдавший неизлечимой болезнью почек, умер. Некоторое наведение порядка, дисциплины и другие мероприятия, связанные с его именем, дали ощутимый экономический эффект. По официальным данным темпы роста экономики в 1983 г составили 4,2%; национальный доход вырос на 3,1; промышленное производство – на 4; производство с/х продукции – на 6%. Андропова на посту Генерального Секретаря ЦК и председателя Президиума Верховного Совета СССР сменил давний соратник Брежнева К. У. Черненко. Ему в тот момент было 73 года, и у него была тяжелая форма астмы. Черненко считался преемником Брежнева и после смерти Андропова старшее поколение в Политбюро захотело именно его видеть на посту генерального секретаря. Приход К. У. Черненко к власти сразу же обернулся отказом от андроповских новаций. Новых назначений в Политбюро и секретариат ЦК не произошло, но на 2-е место в руководстве вместо Н. А. Тихонова был выдвинут М. С. Горбачев. Борьба за дисциплину была свергнута, нити дел о коррупции оборваны на уровне среднего управленческого звена. Представители партийной и государственной элиты вновь оказались вне всяких подозрений. На время самыми важными стали разговоры о новой Программе КПСС и дискуссия о «стадии развития общества», которую предлагалось именовать не развитым, а развивающимся социализмом. Черненко полагал, что т. о. начиналась работа, придающая «мощное ускорение развитию н/х». Знаковым для периода нахождения у власти Черненко стало восстановление в партии решением Политбюро В. М. Молотова в июне 1984 г. Просталинское настроение старой генерации Политбюро при этом было отчетливо выражено Устиновым, предлагавшим восстановить в партии и Маленкова с Кагановичем. 20 дек. 1984 г скончался д. ф. Устинов, 10 марта 1985 г – К. У. Черненко.

57. Культурная и общественная жизнь в 1960-е – сер. 1980-х гг. Диссидентское движение.

В условиях научно-технического прогресса в СССР особое значение придавалось научному образованию и всей системе подготовки квалифицированных кадров. В 70-х гг осуществлен переход ко всеобщему среднему образованию; каждый год в стране открывалось до десятка новых вузов. По количеству специалистов, имеющих высшее образование, наша страна была на 1-м из ведущих мест в мире. Советские ученые занимали передовые позиции по многим направлениям математики, физики, естествознания. СССР произвел множество запусков пилотируемых космических кораблей, для изучения Луны и космического пространства в 1959-76 гг осуществлено 24 полета автоматических межпланетных станций, в 1970 г на Луну была доставлена 1-я в мире автоматическая лунная станция – «Луноход-1». В то же время в области гуманитарных наук ощущался жесткий идеологический прессинг, приведший к застою общественной мысли. Консервативный политический курс, утверждавшийся в стране после 1964 г, сопровождался свертыванием в стране демократических начинаний Хрущева. Первоначально это объяснялось необходимостью борьбы с волюнтаризмом и субъективизмом Хрущева, затем – тезисом об обострении идеологической борьбы между социалистической и капиталистической системами, необходимостью борьбы с «агентами влияния» Запада. Культурная политика брежневского руководства возводила в принцип борьбу с «очернительством» и «лакировкой» действительности в художественных произведениях, с «фальсификацией истории», под которой понималась и огульная критика сталинизма. Со 2-й пол. 60-х гг значительно усиливается идеологический контроль за СМИ, учреждениями культуры. Основанием для этого стало выпущенное в янв. 1969 г постановление ЦК КПСС «О повышении ответственности руководителей органов печати, радио, телевидения, кинематографии, учреждений культуры и искусства за идейно-политический уровень публикуемых материала и репертуара». Цензура нередко запрещала выпуск художественных и публицистических произведений, кинофильмов, организацию художественных выставок. Приоритет отдавался произведениям на историко-революционные, военно-патриотические и производственные темы. Плюрализм литературного и общественно-политического процесса находил отражение в тенденциях, обозначаемых деятельностью нескольких журналов. У либералов – «Новый мир»; у сталинистов – «Октябрь» и «Огонек»; у почвенников – «Молодая гвардия» и «Наш современник». Власти, стремясь не допустить их радикализации, в 1970 г наносят удар как по либералам, так и по русофилам. На рубеже 70-80-х гг проведена масштабная чистка средств массовой информации от «русских элементов». От работы были освобождены директора и главные редакторы издательств, журналов и газет «Московский рабочий» (Н. Есилев), «Молодая гвардия» (А. В. Никонов), «Комсомольская правда» (В. Н. Ганичев), «Человек и закон» (С. Н. Семанов), «Современник» (Ю. Л. Прокушев,Э В. В. Сорокин) и др. Цензура, Агитпроп ЦК КПСС, КГБ видели тогда, как и в 20-30-е гг, главную опасность в проявлениях русского шовинизма и через либерально-демократические «Новый мир», «Знамя», «Октябрь» всячески клеймили эти проявления. В разрез с официальной идеологической линией и с известным уклоном к либерализму в рассматриваемый период вели свою деятельность режиссеры М. Захаров, О. Ефремов, Г. Товстоногов и другие деятели культуры, предлагавшие свой взгляд на смысл жизни и роль в ней интеллигента. Идейное противоборство в литературе и художественной жизни страны в 60-80 гг проявилось и в иных формах, в частности – в диссидентских движениях консервативно-охранительного и либерально-разрушительного свойства. Основные из диссидентов обнаруживали идейное родство с известными с сер. 19 в славянофилами, западниками и социалистами. С учетом реалий 2-й пол. 20 в это были русофильские (почвеннические) течения, в их консервативном и либеральном вариантах, и новые западники. Разновидностями последних течений были либерально-демократические, социально-демократические и евро-коммунистические потоки. В диссидентстве различались также националистические, религиозные, экологические и другие течения. Известное единство движению в целом придавало активное неприятие сложившихся в стране порядков захваченными движением людьми, стремление к свободе и правам человека. Со временем движение приобретало все более выраженные черты антикоммунизма и анисоветизма. Именно с этой, наиболее радикализированной частью диссидентского движения в к. 80-х гг объединялась значительная часть партийно-советской элиты. Программные лозунги диссидентов стали официальными. Власть сама встала на путь обличения своих пороков. Её объединение с «широкой общественностью» в едином стремлении кардинально «исправить» пороки социалистического строя стало главной причиной ликвидации строя и разрушения СССР. В диссидентстве социал-демократического направления, смыкавшегося с либеральными течениями в неприятии национально-патриотической перспективы развития страны, наибольшую известность приобрели братья – историк и биолог Р. А. и Ж. А. Медведевы. Под их влиянием зарождалось вольномыслие А. Д. Сахарова. Из национально-либеральных, почвеннистических течений общественной мысли и диссидентства наибольшим антисоветизмом выделялись А. И. Солженицын и И. Р. Шафаревич. Менее радикальными были разрозненные национально-патриотические течения консервативно-государственнистического и социально-культурного склада, лидерами которых были И. В. Огурцов, В. Н. Осипов, Л. И. Бородин и др. В «реальном социализме» они не видели почти ничего ценного, но и не поддерживали диссидентов, которые «целились в коммунизм, а стреляли в Россию». Начиная с сер. 60-х гг в диссидентском движении выделяется несколько этапов: становление (1964-72); кризис (1973-74); международное признание и расширение деятельности (1974-79); сужение движения под ударами репрессий (1980-85). Р. А. Медведев с 1964 по 1970 гг ежемесячно выпускал самиздатские материалы («Политический дневник»). К 1968 г он закончил работу над книгой «К суду истории», в которой рассматривал преступления Сталина; в 1972 г «Социализм и демократия» - эти книги принесли автору широкую известность «независимого специалиста» по вопросам внутренней и внешней политики СССР. Либеральное западничество дало о себе знать выпуском в 1965 г в Москве самиздатского журнала «Сфинксы» (редактор В. Тарсис), публикацией за рубежом и распространением в СССР гротескно-сатиристических повестей о социальных и психологических феноменах тоталитаризма А. Д. Синявского («Суд идет», «Любимов») и Ю. М. Даниэля («Говорит Москва», «Искупление»). «Литературная газета» назвала эти произведения, опубликованные под псевдонимами А. Терц и Н. Аржак, самой настоящей антисоветчиной, вдохновленной ненавистью к социальному строю. КГБ квалифицировал их как «особо опасные государственные преступления». В сент. 1965 г писателей арестовали. Наиболее известными событиями истории либерального диссидентского движения стали суд над 21 участниками Всероссийского социал-христианского союза освобождения народа, крупнейшей за историю движения подпольной организации во лаве с И. В. Огурцовым (фев. – дек. 1967), и начало (апр. 1968) выпусков самиздатского правозащитного бюллетеня «Хроника текущих событий». Её составители стремились фиксировать все случаи нарушения прав человека в СССР, а также выступлений в их защиту. Большую роль в развитии диссидентства сыграли публикация в «самиздате» в июне 1968 г работы А. Д. Сахарова «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе» (либерально-западническая программа движения и фактически план 1-го этапа Горбачевской «перестройки»); демонстрация протеста против ввода войск в Чехословакию и суд над её участниками; исключение в нояб. 1969 г А. И. Солженицына из Союза писателей СССР за публикацию на Западе романов «В круге первом» и «Раковый корпус», присуждение ему Нобелевской премии по литературе. В диссидентском движении большой удельный вес занимала еврейская проблематика, связанная главным образом с оживлением сионизма в Советском Союзе. Значительной была и доля евреев среди участников диссидентского движения.

58. Внешняя политика СССР в 1965-85 гг. «Разрядка» и новый виток «холодной войны».

Со 2-й пол. 1960-х гг в атмосфере отношений СССР со странами Запада дала о себе знать известная «разрядка» напряженности. Она являлась следствием достигнутого к тому времени стратегического паритета СССР и США, лишавшую любую из сверхдержав возможности победы в ядерной войне. Во взаимоотношениях СССР и стран Запада усилилась тенденция к уменьшению противостояния и нормализации отношений между ними. В 1969 г Запад поддержал предложение стран Варшавского блока о проведении общеевропейского Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. В 1970 г советско-западногерманским договором признавались окончательными послевоенные границы в Европе; аналогичные договоры ФРГ заключила с Польшей и Чехословакией; в дек. 1972 г состоялось взаимное признание ФРГ и ГДР. В мае 1972 г СССР и США заключили Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Временное соглашение об ограничении стратегических наступательных вооружений сроком на 5 лет (ОСВ-1). Договор устанавливал для обеих сторон ограничения по количеству межконтинентальных баллистических ракет, а также ракет, запускаемых с подводных лодок; однако число ядерных зарядов у сторон не оговаривалось, их наращивание сторонами продолжалось. В нояб. 1974 г удалось договориться о новом соглашении об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2). Этот договор должен был регулировать предельные рамки по более широкому спектру вооружений, включая стратегические бомбардировщики и разделяющиеся боеголовки. Подписание договора намечалось на 1977 г, однако этого не произошло из-за появления в США нового типа вооружений – «крылатых ракет» и отказа устанавливать на них ограничения. Т. о., не останавливая гонку вооружений, договор сужал его фронт. Этому способствовала подписанная в 1972 г и вступившая в силу в марте 1975 г конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического и токсического оружия и об их уничтожении. В мае 1976 г заключен советско-американский договор, регламентировавший проведение подземных ядерных испытаний в мирных целях. Плодотворное развитие сотрудничества между СССР и США сделало возможным совместный космический полет в июле 1975 г 2-х кораблей – «Союза» и «Аполлона». Кульминацией «разрядки» международной напряженности стал Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, подписанный 1 авг. 1975 г главами 33 европейских государств, а также США и Канады. Он устанавливал, что впредь отношения стран-участниц Совещания будут определяться рядом принципов. Таковыми считались: суверенное равенство, неприменение силы или угрозы силой, нерушимость послевоенных границ, территориальная целостность государства, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека и основных свобод. Однако, как показали дальнейшие события, СССР рассматривал Акт прежде всего с точки зрения признания границ в Европе и своего особого положения в ней. Западные же страны ключевым считали пункт о соблюдении прав человека в Советском Союзе и странах Восточной Европы. С развертыванием на Западе кампании в защиту прав человека «разрядка» оказалась подорванной, а с началом войны в Афганистане (дек. 1979 г) и вовсе похороненной. Отношения со странами «3-го мира» в период раннего «развитого социализма» в СССР определялись его стремлением приобрести новых союзников, наладить взаимовыгодное сотрудничество с ними. Советский Союз выступил на стороне Египта и Сирии в «семидневной войне» с Израилем в июне 1967 г, способствовал погашению очередной военной вспышки на Ближнем Востоке осенью 1973 г, поддерживал Индию в её конфликтах с Пакистаном в сер. 60-х гг и в 1971-м. В отношениях с развивающимися странами приоритет отдавался странам «социалистической ориентации» (Кампучия, Лаос, Сомали, Ангола, Мозамбик, Никарагуа). Они получали экономическую и военную помощь. Военно-блоковая помощь СССР во внешней политике приводила к установлений союзнических отношений и с режимами диктаторского типа (Ирак, Сирия, Ливия, Эфиопия). Точно такую же политику вели США, поддерживающие крайне реакционные режимы антикоммунистической и антисоветской ориентации. 18 июня 1979 г во время встречи Л. И. Брежнева и резидента Д. Картера в Вене договор ОСВ-2 был подписан. Он ограничивал у сторон на период до 1985 г количество ядерных вооружений всех видов числом 2400. Однако американский конгресс договор не ратифицировал, и администрация США до 1986 г выполняла его условия «добровольно». В 1978 г США развернули кампанию по размещению в Западной Европе нейтронных боеприпасов. Идея массовых убийств при сохранении материальных ценностей вызвала возмущение европейской общественности. 7 апр. 1978 г нейтронный проект был приостановлен. Но уже 12 дек. 1979 г на сессии НАТО принято решение о размещении в Западной Европе крылатых ядерных ракет среднего радиуса действия (Першинг 2) и крылатых ракет «Томагавк», способных достигать территории Советского Союза за считанные минуты. Администрация нового президента Рейгана оказалась совсем не расположенной с поиском компромиссов с «коммунистами». В нояб. 1982 г вышла директива Рейгана по защите национальной безопасности, провозглашавшая, что цель политики США – подрыв сырьевого комплекса СССР. Другая директива (янв. 1983) предусматривала дополнительное финансирование оппозиционного движения в странах Восточного блока в размере 108 млн долларов. В 1983-84 гг новые ракеты были размещены на территории ФРГ, Великобритании, Италии. В свою очередь, Советский Союз, по согласованию с правительствами ЧССР и ГДР, разместил в этих странах в 1984 г вместо устаревших ядерных ракет РСД-4 и РСД-5 новые ракеты среднего радиуса действия РСД-20. Т. о., европейская разрядка была сломана, гонка вооружений ускорилась, мир снова стал приближаться к опасной черте. Гонка ложилась тяжелым бременем на советскую экономику, усугубляя негативные тенденции её развития. Темпы гонки оказались для СССР непосильными. С к. 1970-хх он начал постепенно отставать от США по отдельным видам вооружений. Это обнаруживалось с появлением у американцев крылатых ракет и стало еще более очевидно после обнародования в марте 1983 г, в нарушение Договора по ПРО 1972 г, программы стратегической инициативы (СОИ). Другим «источником разорения» СССР становилась помощь развивающимся странам. В к. 70-х гг он был связан дипломатическими отношениями более чем со 130 государствами, почти половину из них составляли развивающиеся. Стремясь к расширению своего влияния, Советский Союз направлял для работы в страны «3-го мира» военных и гражданский специалистов, выделял огромные льготные долговременные кредиты, осуществлял поставки дешевого вооружения и сырья. СССР нес большие затраты на обучение многочисленных студентов и аспирантов. Однако эффективность помощи оказалась незначительной, кредиты по большей части не возвращались.

59. Внешняя политика СССР в 1965-85 гг. «Доктрина Брежнева».

Доктрина Брежнева – сформулированное западными политиками и общественными деятелями описание внешней политики СССР 60-80-х гг. Доктрина заключалась в том, что СССР мог вмешиваться во внутренние дела стран Центрально-Восточной Европы, которые входили в социалистический блок для того, чтобы обеспечивать стабильность политического курса, строившегося на базе реального социализма и направленного на тесное сотрудничество с СССР. Отношения со странами «3-го мира» в период раннего «развитого социализма» в СССР определялись его стремлением приобрести новых союзников, наладить взаимовыгодное сотрудничество с ними. Советский Союз выступил на стороне Египта и Сирии в «семидневной войне» с Израилем в июне 1967 г, способствовал погашению очередной военной вспышки на Ближнем Востоке осенью 1973 г, поддерживал Индию в её конфликтах с Пакистаном в сер. 60-х гг и в 1971-м. В отношениях с развивающимися странами приоритет отдавался странам «социалистической ориентации» (Кампучия, Лаос, Сомали, Ангола, Мозамбик, Никарагуа). Они получали экономическую и военную помощь. Военно-блоковая помощь СССР во внешней политике приводила к установлений союзнических отношений и с режимами диктаторского типа (Ирак, Сирия, Ливия, Эфиопия). Точно такую же политику вели США, поддерживающие крайне реакционные режимы антикоммунистической и антисоветской ориентации. Отношения с соцстранами в этот период испытывали определенные трудности. В стороне от согласования с Советским Союзом политики находились Китай, Албания, Румыния, Югославия, КНДР. Отношения с Китаем обострились из-за его территориальных притязаний. В марте 1969 г произошли вооруженные столкновения в районе о. Даманский, а затем на других участках советско-китайской границы. Всего было около 500 инцидентов, в которых участвовали 2,5 тыс. китайских военных и гражданских лиц. С осени 1969 г начаты переговоры по пограничным спорным вопросам. Они шли тяжело, часто заходили в тупик. После смерти Мао Цзедуна ситуация не улучшилась. СССР оказывал поддержку Северному Вьетнаму в его борьбе за объединение страны под властью коммунистов против южновьетнамского режима и открыто выступавших на его стороне США. 5 фев. 1965 г наше правительство обязалось принять вместе со своими союзниками все необходимые меры по ограждению безопасности и укреплению обороноспособности Демократической Республики Вьетнам. Помощь (в основном вооружением и специалистами, обслуживающими пусковые установки зенитных ракет) оказывалась более 10 лет. Война, начавшаяся в авг. 1964 г, закончилась вступлением северовьетнамских войск в Сайгон 30 апр. 1975 г. «Мировая система социализма» испытывала большие потрясения и в Восточной Европе. В дек. 1967 г к руководству компартией Чехословакии пришел Дубчек. В апр. 1968 г в ЧССР была принята программа, открывавшая дорогу экономической реформе и демократизации. Однако уже у лету в стране явно обозначились признаки общественно-политического кризиса. Средства массовой информации вышли из-под партийного контроля, авторитет КПЧ стремительно падал, вырисовывалась вполне реальная перспектива её поражения на выборах в Национальное собрание. Руководители «братских партий» увидели во всем этом угрозу и для социализма в своих странах. «Пражская весна» закончилась вводом в Чехословакию в авг. 1968 г войск СССР, Польши, Венгрии, ГДР и Болгарии. Т. о., «угроза контрреволюции» была предотвращена. Но эта акция усилила раскол в социалистическом лагере. Албания вышла из Организации стран Варшавского Договора. Другой реакцией на чехословацкие события стала серия межгосударственных договоров и соглашений в рамках СЭВ, направленных на усиление экономической и военной интеграции стран Восточной Европы. Роль СССР в содружестве усилилась. В к. 70-х – н. 80-х гг возросли противоречия в отношениях Советского Союза с его союзниками по Организации Варшавского Договора. В государствах Восточной Европы усилилось стремление освободиться от опеки со стороны СССР, добиться самостоятельности в проведении внутренней и внешней политики. Особенно острым стал социально-экономический и политический кризис, разразившийся в к. 70-х гг в Польше. Расширение экономической помощи, советы 1-му секретарю ЦК ПОРП С. Кане и другими польским руководителям успеха не имели. Кризис разрастался. В 1989 г лидеры профсоюза пришли к власти. Поражение социализма в Польше стало началом распада социалистической системы в Европе. Кризис социалистической системы проявился в военном столкновении 1979 г между Китаем и Вьетнамом, в котором Советский Союз поддерживал Вьетнам. В конце 70-х гг в Китае началось проведение экономических реформ, основанных на принципах нэпа. Советские руководители не сумели извлечь пользы из этого опыта, расценив реформы как начало реставрации капитализма в Китае.

60. Причины перестройки в СССР в сер. 1980-х гг. Экономические преобразования 1985-91 гг, их содержание, эволюция, этапы и результаты.

Начало масштабных реформ в СССР обычно связывают с 1985 г, когда партию и государство возглавил М. С. Горбачев. К н. десятилетия изменения в стране сделали возможными и во многом неизбежными глубокие преобразования сложившихся социально-экономических и политических отношений. Обусловлено это с 1-й стороны, тяжелой ситуацией в экономике, с др. – изменениями в советской политической элите. В нач. 80-х гг ушли из жизни Косыгин, Суслов, Брежнев, Пельше, Андропов, Устинов, Черненко – последняя когорта руководителей, которые получили политическую закваску в сталинское время и занимали охранительные позиции в отношении модели социализма и взглядов на характер мирового развития, сформированных в 30-50-е гг. Им на смену приходили совсем другие лидеры. К началу «перестройки» в стране не было специалистов-теоретиков по макроэкономике, рынкам капитала и труда, международным финансам, теории производственных организаций. Это дает основания утверждать, что реформы 2-й пол. 80-х гг «не были подготовлены в плане идейно-теоретическом и организационно-прикладном» и «концепция перестройки и практика во многом является чистой импровизацией». В 1985-86 гг назревшие в стране хозяйственные проблемы пытались решить преимущественно административными методами, вопрос о создании экономических механизмов реализации поставленных задач звучал в самой общей форме. Чрезвычайно показательной для начального этапа реформ является антиалкогольная кампания – 1-е крупное комплексное мероприятие новых лидеров, последовательно осуществлявшееся в 1985-88 гг. Упор на «пьяные деньги», паразитирование на теневых чертах человеческой натуры были результатом неспособности добиваться бюджетного успеха более «квалифицированным» путем. По расчетам экономистов сокращение потерь от пьянства на производстве (они оценивались в 80-100 млн рублей ежегодно)вместе с постепенным свертыванием выпуска спиртного должны были если не свести на нет, то по крайней мере минимизировать неизбежные поначалу бюджетные потери. Проведенные мероприятия имели определенный положительный эффект: сократился травматизм; снизилась смертность людей, потери рабочего времени, хулиганство, разводы по причинам пьянства и алкоголизма. К числу издержек кампании относят: спешное закрытие магазинов, винноводочных заводов; вырубку виноградников; свертывание производства сухих вин; сокращение выпуска пива; массовое развитие самогоноварения, что привело к исчерпыванию в стране ресурсов сахара. Это потянуло за собой резкое сокращение ассортимента кондитерских изделий; стали исчезать недорогие одеколоны, употреблявшиеся вместо водки, а использование других её «заменителей» привело к росту заболеваний, озлобленности значительных масс населения. Курс на ускорение и внедрение достижений научно-технического прогресса нашел отражение в создании ряда структур. Было создано Бюро Совмина СССР по машиностроению, образован Государственный комитет по вычислительной техники и информатике, принято решение о создании межотраслевых научно-технических комплексов, организовано Главное управление по созданию и использованию космической техники для народного хозяйства и научных исследований. Административный ресурс управления активно использовался и в других сферах. Стремление ликвидировать бюрократизм и ведомственность продиктовано создание 22 нояб. 1985 г Госагропрома – структуры, поглотившей 5 министерств и 1 госкомитет, отвечавших за производство, хранение и переработку с/х продукции. Неповоротливость и неэффективность нового управленческого гиганта постепенно становились очевидными. На повышение эффективности использования новой техники и ориентировались решения о проведении аттестации рабочих мест и о переводе на 3-х сменную работу обладавших высокопроизводительным современным оборудованием предприятием. Улучшения качества изделий предполагалось добиться через оправдавший себя в отраслях оборонной промышленности опыт государственной приемки продукции. Стремление более активно использовать экономические стимулы особенно характерно для сер. – 2-й пол. 1986 г. 14 авг. Совмин СССР своим постановлением разрешил организацию кооперативов по сбору и переработке вторичного сырья при местных Советах. По другому, 19 авг, 20 министерств и около 60 предприятий получили право самостоятельно выходить на внешний рынок. 19 нояб. Закон «Об индивидуально трудовой деятельности» легализовал частную деятельность и создание кооперативов в некоторых видах производства товаров и услуг. Осенью 1986 г было разработано, а 13 янв. 1987 г принято постановление о создании и деятельности на территории СССР совместных предприятий. Все это были шаги к рыночной экономике, ограничению вмешательства государства в деятельность предприятий. Период с 1987-88 гг является ключевым, предопределившим последующее развитие событий. В это время сформулирована горбачевская стратегия преобразования и началось её воплощение. Основные усилия были направлены на пробуждение общества, повышение активности всех, заинтересованных в обновленческих процессах. Новый план преобразований озвучен на январском (1987) пленуме ЦК КПСС. Впервые в советской истории основное внимание концентрировалось не на изменениях в экономике, а на преобразовании политической системы, которые в итоге должны дать мощный импульс социально-экономическому и духовному развитию общества. Основным результатом июньского пленума 1987 г стало принятие Закона «О государственном предприятии» и «пакета» из конкретизирующих его 11 совместных постановлений ЦК и Совмина СССР. Изменялось соотношение прав министерств и предприятий, союзных и республиканских органов власти. Вместо привычного плана вводился «государственный заказ», охватывавший лишь часть производимой продукции, остальную предприятиям разрешалось реализовывать по своему усмотрению. На самих предприятиях предусматривалось избрание руководителей, а также советов трудовых коллективов, что также должно было мобилизовать активность, повысить ответственность и заинтересованность работников. Ту же цель преследовало расширение прав предприятий в определении з/п и выбора ассортимента выпускаемой продукции. В 1988 г госзаказ составил в среднем 85%, однако предприятия требовали его увеличения, т. к. отсутствие опыта, а также рыночной инфраструктуры осложняли реализацию изготовленных изделий. Связи между предприятиями принимали форму бартерных отношений, и, следовательно были шагом назад даже не только в плане продвижения к проектируемому рынку, но и в сравнении с реальной социалистической экономикой. Выборность директоров часто приводила к выдвижению не лучших профессионалов. Многие предприятия воспользовались возможностью поднять з/п работникам и в то же время поднимали цены на свои изделия, сокращали выпуск дешевого ассортимента. В 1988 г более 30% предприятий были убыточными, а еще 25 – получали небольшую прибыль; при переходе на самофинансирование и лишении господдержки они рисковали стать банкротами, вызывая взрывы безработицы. Столь же неоднозначной оказалась и кооперативная политика. В 1987-88 гг был принят ряд актов, поощряющих частную инициативу. Главным из них стал Закон «О кооперации в СССР» (май 1988). За счет стремительного роста кооперативного движения государство стремилось улучшить положение в социальной сфере: неудовлетворенный спрос на промтовары широкого потребления оставлял более 30 млрд руб., а в сфере услуг, оказываемых госпредприятиями, - около 15. Однако, чем активнее развивалось кооперативное движение, тем более настороженное отношение оно вызывало. Льготы позволяли кооператорам закупать сырье по низким госценам, а продать продукцию по высоким, коммерческим. Такие кооперативы откровенно паразитировали на государственной экономике. В 1987-88 гг создавались совместные предприятия; были расширены права госпредприятий и кооперативов во внешнеэкономической деятельности; началась коммерциализация отраслевых банков. При обсуждении аграрных проблем продвигалась идея аренды; было разрешено приступить к выпуску акций предприятиями и организациями; рассматривался вопрос о возможной конверсии. Ни один экономический курс не решил первоначальных задач. Эти элементы экономической политики значительно усугубили ситуацию как в производственной сфере, так и на потребительском рынке. С н. 1988 г отмечался ажиотажный спрос, к осени стала реальностью перспектива развала потребительского рынка в результате финансовых диспропорций. В 1989 г негативные тенденции в развитии экономики приобретает необратимый характер.

61. Реформирование политической системы СССР в 1985-91 гг. Межнациональные отношения в СССР 1985-91 гг. Нарастание центробежных тенденций.

Позитивное впечатление произвело избавление от престарелой когорты партийных и государственных деятелей, выдвинувшихся при Брежневе. В 1985-86 гг важных постов лишились: Алиев, Гришин, Кунаев, Романов, Тихонов. Зато в числе1-х в центральном партийном аппарате их получили Рыжков, Лигачев, Шеварднадзе, Зайков, Ельцин. К н. 1987 г было заменено 70% членов Политбюро. Изменения шли сверху вниз. Широкий общественный резонанс получили действия нового 1-го секретаря московского ГК КПСС Ельцина, который провел настоящую чистку столицы от гришинских кадров в горкоме и райкомах. На смену пожилым, утратившим динамизм руководителям, часто по долгу «сидевшим» на своих местах, приходили люди молодые, энергичные, но при очень быстрой смене кадров нарушается преемственность в работе, дестабилизируется система управления. В сер. 1986 г происходят существенные перемены в трактовке понятия «гласность». Инициаторы «перестройки» начинают рассматривать её как важнейший итог демократизации, повышения социальной активности пока еще инертного населения. Значительное расширение информированности, повышение уровня критичности обсуждаемых проблем, востребованность ранее незадействованного интеллектуального потенциала – все это должно было способствовать преодолению идеологического догматизма и ломке прежних стереотипов политического поведения, что, в конечном счете, и должно было ускорить перестроечные процессы во всех сферах. По этой логике гласность, интеллектуальное раскрепощение должны были предшествовать преобразованиям и оптимизировать их, обогащая теорию и практику «перестройки» анализом зарубежного и отечественного опыта. Роль идейной оппозиции консерватизму отводилась прессе. При этом «политика гласности» не означала введения свободы слова. Период 1987-88 гг является в определенном смысле ключевым, во многом предопределившим последующее развитие событий. В это время сформулирована горбачевская стратегия преобразований и началось её воплощение. Основные усилия были направлены на пробуждение общества, повышение активности всех, заинтересованных в обновленческих процессах. Новый план преобразований озвучен на январском (1987)пленуме ЦК КПСС. Принципиально новым в нем было то, что впервые в советской истории основное внимание концентрировалось не на изменениях в экономике, а на преобразованиях политической системы, которые должны были дать мощный импульс социально-экономическому и духовному развитию общества. Во многих городах стали появляться дискуссионные клубы, самодеяте6льные объединения и группы, которые удовлетворяли потребности, прежде всего рядовой интеллигенции и молодежи, в свободном общении и активной полезной деятельности. Курс на проведение политики гласности дал толчок развитию альтернативной прессы. И хотя её тиражи были ограничены, тем не менее именно здесь острые проблемы общественной жизни обсуждались в достаточно откровенной и резкой форме. Издания такого рода не только становились средством выражения определенных позиций, но и сыграли важную роль в организационной консолидации «неформалов». Доклад Горбачева «Октябрь и перестройка: революция продолжается» привел к радикализации политики гласности, которая, в свою очередь, стимулировала поляризацию общественных настроений и впоследствии – политическое размежевание. Активно велась кампания по «дебрежневизации»: в печати разоблачались факты злоупотреблений и коррупции, в которых замешаны многие «1-е лица» эпохи «застоя». Особенно большой резонанс вызвала информация по «узбекскому делу» - о крупномасштабных хищениях в республике. Новый мощный импульс получила кампания по «десталинизации», принявшей широкий размах и имевшая различные формы. Все это привело к тому, что на рубеже 1987-88 гг начинается размежевание относительно проводимого в стране курса. При этом одни полагали, что преобразования идут слишком медленно и не дают результатов – выступление Ельцина на октябрьском (1987) пленуме ЦК. Другие полагали, что под флагом «перестройки» происходит «сдача» социализма, при том, что цели реформаторов остаются туманными – статья Андреевой «Не могу поступиться принципами». Обе позиции резко осуждены «горбачевцами». Ельцин даже лишен своего поста в Московском горкоме КПСС. Главным политическим событием 1988 г стала 19 партийная конференция. Это был 1-й относительно свободный за многие годы форум, на котором прозвучали действительно разные т. з. по ключевым вопросам. Выступление Горбачева свидетельствовало о дальнейшей идейной эволюции партийного лидера. В качестве «общечеловеческих» представлялись: права человека, правовое государство, разделение властей, парламентаризм. Фактически было заявлено о намерении создать гражданское общество. Новые подходы конкретизированы в предложениях по реформе политической системе общества, которые затрагивали 2 базовых института: государство и партия. Намечавшиеся перемены должны были привести к реальному разграничению функций между ними. Партии предстояло уйти из сферы оперативного управления социалистическими процессами. Демократизации общества, усилению влияния граждан на принятие решений были приняты способствовать 2 новых государственных института: съезд народных депутатов и действующий на постоянной основе Парламент (Верховный Совет). При этом предпринята попытка обеспечить плавный переход от старой политической системы к новой. Из общего числа в 2250 депутатов, которые должны были составить корпус народных избранников, 750 намечалось выбирать из общественных организаций на их съездах и пленумах (имелись ввиду партийные, профсоюзные, кооперативные, молодежные, женские, ветеранские и др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: