Особенности сна грудных детей

Давайте начнем с того, что у ребенка после сна бывает или хорошее, или очень хорошее настроение. Если он просыпается в хорошем настроении, это значит, что он выспался, чувствует себя хорошо, и день у вас пройдет очень гладко. А если он у вас просыпается и начинает капризничать, значит, его надо подхватить и дать ему долежать на руках еще хотя бы 10–15 минут. Эти 10–15 минут спасают положение. После этого он встает совершенно нормальный. Но если вы этот момент пропускаете, то плохое состояние продлится до следующего засыпания. Это касается и дневного, и ночного сна.

Следующая особенность сна, характерная не только для малыша – смена поз во сне. Малыши во сне обычно спят раскинувшись. Они меняют позу каждый раз в фазе быстрого сна. Здесь встает вопрос о том, как должна быть устроена кровать малыша. Она должна быть оснащена, как у взрослого – там должна быть подушка, одеяло. Во сне он подбирает наиболее удобное положение: он может слезть с подушки, сбросить одеяло. Одеяло сбрасывается вплоть до 6 лет. Это связано с тем, что ребенок во время сна заботится о своей безопасности и убирает одеяло, потому что не уверен, что сможет с ним справиться и не задохнуться, не травмироваться никак. Поэтому нужно следить за температурой в комнате.

Следующая особенность сна – это положение тела по магнитным линиям планеты. Это бывает не всегда. Но иногда вы укладываете ребенка вдоль кровати, как она стоит, а во время быстрого сна он разворачивается головой на север и ногами на юг. Если у вашего ребенка это явление есть, то он ложится строго вдоль магнитных линий планеты, как стрелка компаса. Единственная возможность здесь – переставить кровать. Ребенок располагается так, чтобы его магнитное поле совпадало с магнитным полем планеты, и тогда идет минимальный расход энергии на поддержание себя любимого. Если у него есть какие-то проблемы, он обязательно будет ложиться так. Он просто ляжет сверху всего, что находилось на его пути. Некоторые дети укладываются так каждую ночь, а некоторые – периодически, когда плохо себя чувствуют.

Теперь следующая особенность – еда перед сном. Особенно это заметно для детишек, которым больше 2 лет. После 2 лет, когда мы имеем особый интерес к взрослому столу, мы начинаем что-то просить перед сном – хотя бы корочку хлеба. Тогда нужно накормить ребенка, чтобы он спокойно заснул. Это правильно, потому что человек как вид, по идее, находится на грудном вскармливании, которое на 2-3 году жизни в основном связано со сном. И у нас вся еда идет под сон. На сытый желудок спится гораздо лучше. Взрослому малышу, кроме маминого молока, нужно что-то более существенное. Это установлено исследованиями, что перед ночным сном очень хорошо поесть.

Теперь следующая особенность – активность перед сном. Когда мы уже собираемся спать, наступают самые активные и бурные

игры. Куда девать энергию, не растраченную за целый день? Получается, что у нас такие условия, которые не дают эту энергию реализовать. Обязательно ребенку нужно дать энергию выпустить, «разгулять» его, потому что иначе он заснуть не сможет.

Следующий момент – ритуал укладывания. Для малышей этого возраста очень важна процедура укладывания. Дети нуждаются в ряде стабильных действий, которые происходят каждый день. Для них это является выражением надежности мира. Поскольку мы эту физическую реальность только что в глаза увидели и ей не очень доверяем, то нам нужно подкрепление ритуалом, чтобы приобрести уверенность в надежности мира. У детей на втором году жизни складывается ритуал укладывания. Если вы знаете о том, что у них этот ритуал должен сложиться в этот период времени, то можете немножко подыграть, чтобы он был удобным для вас. Потому что если ритуал складывается без вашего ведома, то он сложится как придется, и потом вы с ним ничего не сможете сделать. Ритуал тем и отличается, что там есть строгий порядок действий, который произвольно менять нельзя. И если вы не той ногой перешагнули порог комнаты, нужно будет вернуться и повторить сначала. Что может входить в ритуал с точки зрения мамы? С точки зрения ребенка туда может входить все что угодно, включая крик «кукареку» в форточку. А вот с точки зрения мамы туда может входить, например, уборка игрушек, поход в ванную, должное плескание, потом вышли из ванны, побегали голышом 15 мин, потом переоделись, легли в кровать, пососали сисю, съели три корочки хлеба и – спать. Кстати говоря, предшествовать ритуалу укладывания может активная физическая игра, когда папа приходит с работы. Туда может входить и укачивание – это полезно и хорошо.

В норме ребенок укладывается спать за 7–10 минут. Если за 20 минут вы не уложились, бросайте, идите заниматься своими делами, через час снова попробуете. Именно своими делами, а не делами ребенка. У нас такая аксиома: ребенок находится при матери, а не мать при ребенке. Когда он находится при матери, это означает, что мать должна полностью отвечать его психофизиологическим потребностям. Потому что иначе она не является надежной, и такое поведение матери приведет к нарушениям психики у ребенка. Это все мы будем разбирать с вами дальше.

Помимо ритуала укладывания, у нас существует ритуал пробуждения. Ребенок просыпается, оценивает, куда он попал, и после этого может, например, валяться с мамой в постели, нежиться с ней минут 20–30. Ритуал пробуждения может быть очень простым: проснулись, открыли глазки, протерли их кулачками, посмотрели вокруг, взяли мишку, переложили его на стул, открыли дверцу шкафа, похлопали ею, сбросили фотографию на пол и пошли ловить кота. Здесь лучше в него не вмешиваться. Когда ребенок становится более сознательным, части ритуала начинают отваливаться. В 3 года ребенок может не иметь никакого ритуала.

Следующая особенность – борьба со сном. Существует такое явление у некоторых малышей, которые упорно отказываются засыпать. Если они слышат, что нужно идти спать, у них появляется тут же масса дел, и спать они идти не хотят. Такое нежелание засыпать может быть связано с плохими родами, когда ребенку снятся кошмары и он просто не хочет их видеть. Во-первых, таким борцам со сном никогда и ни в коем случае не предлагать идти спать. Там может быть обычный ритуал укладывания, но перед этим вы говорите ребенку, что собираетесь идти в цирк, например. И вот вы сейчас поиграете, уберете игрушки, помоетесь, оденетесь, и перед походом в цирк нужно обязательно поесть. И тут у нас идут увеличенные три корочки хлеба: мы садимся за стол и начинаем сытно есть. Такие дети под сисей, как правило, не засыпают. Надо, чтобы было удобное сидение за столом, желательно, типа диванчика. Вот тогда борцы со сном ломаются и засыпают. Но если вы промахнулись и не успели дойти до стола, нужно ждать, когда оно само наступит. Нужно выдать ребенку спокойные игры и игрушки, и он заснет в игре. На руки он не идет, потому что знает, что на руках может заснуть. Поэтому нужно его отпускать, и он где-то среди кубиков найдет себе пристанище.

Следующий момент – это сон на прогулке. С годовалого возраста нужно завязывать со сном на прогулке. Гулять вы должны пешком, а спать – дома. С 9 мес. ребенку на улице сон не нужен. Как только мы начали ходить ногами, мы выходим на прогулку пешком и ходим 10–20 минут, сколько выдержим. По мере развития моторных навыков время прогулки будет удлиняться. Во время сна лучше ограниченный доступ кислорода, не надо ребенка вытаскивать на открытое пространство. Потому что снабжение организма кислородом во сне сокращается, и способность крови связывать кислород снижается. Если вас кислородом насытить, вы будете плохо спать, и головные боли могут быть спровоцированы. Перед тем как уложить ребенка, вы можете проветрить комнату, потому что там должно пахнуть свежестью. Но во время сна вы окна задраиваете, и там не должно гулять никаких сквозняков и не должно быть сильных запахов. Спать при открытом окне действительно нехорошо, просто некоторые люди выработали себе такую привычку под воздействием неправильных рекомендаций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: