Этапы естественного вскармливания

До своего появления на свет ребенок получает питание через пуповину и заглатывает околоплодную жидкость. Там он тренирует пищеварительную систему к тому, чтобы потом, родившись, приступить к грудному вскармливанию.

После того как мы появились на свет, у нас идет этап исключительно молозивного вскармливания, который переходит в этап исключительно грудного вскармливания. Вот этот этап исключительно грудного вскармливания длится у нас до 5–7 мес. И заканчивается он тем, что у ребенка возникает стремление познакомиться с другой пищей, о котором он активно и заявляет. До того момента, когда у ребенка появится пищевая активность, когда он лезет на стол и требует все попробовать, у него созревают ферменты в желудочно-кишечном тракте и идет подготовка пищеварительной системы к знакомству с новой пищей. Это поведение ребенка свидетельствует о том, что его пищеварительная система готова к тому, чтобы принять что-то другое. И вот тогда у нас возникает пищевой интерес. Этот первозданный пищевой интерес и позволяет нам начать следующий этап – этап педагогического прикорма. Который как раз начинается примерно в 5–6 мес. и выражается в том, что ребенок начинает пробовать пищу, которую едят взрослые. Мама дает ему пробовать пищу в маленьких дозах – буквально щепоточку. Он практически не ест, его вскармливание остается грудным, но он получает маленькие дозы другой пищи для знакомства с ней.

Знакомимся мы с новой пищей примерно месяц и потом начинаем ее есть. Это знакомство необходимо для лучшего созревания ферментов в пищеварительной системе ребенка и подготавливает его к тому, чтобы он начал усваивать хоть какую-то часть пищи взрослых. У нас начинается этап переходного питания. Он идет от 6 до 12 мес. Ребенок находится на грудном вскармливании и начинает использовать пищу с общего стола. Он ест ее в достаточно больших дозах.

Следующий этап растягивается приблизительно до 2,5 лет. Заключается он в том, что у нас все лучше созревают ферменты, и ребенок все лучше усваивает пищу с общего стола.

Вот так мы жили и дожили до этапа завершения грудного вскармливания. Этот этап у нас начинается на третьем году жизни, примерно с 2,5 лет. В этот период у ребенка готовится к усвоению пищи толстый кишечник, там развиваются колонии бактерий, которые перерабатывают такую грубую пищу, как клетчатка, и там начинается первичное ее усвоение. Это происходит во время грудного вскармливания на этапе его инволюции. То есть грудная железа начинает вырабатывать немного другой состав молока, который является в основном взвесью из иммуноглобулинов. Там почти нет питательных веществ. Стадии инволюции лактации совпадает с периодом, когда ребенок начинает лучше усваивать белковую пищу, и у него идет угасание сосательного рефлекса. Где-то к 4 годам грудное вскармливание заканчивается на фоне сворачивания лактации и угасания сосательного рефлекса. Толстый кишечник получает первичную способность усваивать растительную пищу. Завершение созревания пищеварительной системы происходит к 8 годам и характеризуется тем, что мы уже усваиваем клетчатку.

Основные навыки пищевого поведения должен приобрести ребенок, чтобы он ел всё и охотно.

Во-первых, чтобы есть твердую пищу, ребенок должен приобрести навыки жевать и глотать. Навыки жевания и глотания приобретаются в процессе обучения. Следующее – это умение обращаться с предметами посуды. Следующий момент – умение обращаться с различными видами пищи. Мы должны знать, что есть можно, а чего есть нельзя. Если нам в руки попал рак, то какую часть у него едят, и что надо сделать, чтобы его съесть? А если нам в руки попал мандарин, то нужно как минимум знать, что кожицу у него снимают и едят внутреннюю часть. Мне очень нравится рассказ Задорнова, как им где-то подали омаров и водичку, где руки полоскать, с долькой лимона. И как они не смогли разделать омара, а потом попили водичку, которой надо руки мыть. Еще навык – умение обращаться с пищей разной температуры. Мы должны знать, что холодное надо подогревать, горячее – остужать, что если горячее взять в рот, можно обжечься, и лед тоже в рот не совать.

Здесь я хочу сказать, что навык глотания формируется у ребенка с 5–6 мес., как только он начал знакомиться с твердой пищей. Он окончательно сформированным оказывается к 9 мес. Жевать мы учимся до 2,5 лет. Пока у нас растут зубы и у нас во рту все время что-то меняется, нам приходится приспосабливаться к новому и все время учиться. Вилкой мы учимся есть очень быстро – к году. С самого начала так и даем – вилку. Навык владения ложкой формируется к 5 годам. Это связано с крепостью пальцев – развитием мелкой мускулатуры и наличием хрящевой ткани. Поэтому сначала ребенок держит ложку так, чтобы снять нагрузку с пальцев и переложить ее на всю руку. В 5 лет он уже может держать ее в пальцах.

Навык обращения с различными продуктами и холодным-горячим приобретается к 3 годам. Нам желательно видеть пищу во всех ее стадиях. Как выглядит сырая картошка, почищенная, вареная, жареная. Это разные вещи, и надо знать, как они получаются. Показать, где живут омары. Это можно сделать в магазине, там плавают всякие звери. Купить рака, чтобы он пожил немножко, потом сварить и получить удовольствие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: