Прогулки

Теперь обратимся к прогулкам. Давайте начнем с того, для чего прогулка нам вообще нужна. Прогулка нужна для удовлетворения познавательных интересов, для реализации моторной активности. Еще она нам нужна для закрепления поведения следования – это побочный эффект. Когда говорят, что прогулки у нас для того, чтобы дышать кислородом, меня всегда очень интересует, где он, этот кислород. Ткните пальцем, в каком месте я могу его получить! В Москве кислорода нету даже в лесу. Вот если вы живете на 22 этаже, то там еще появляется кислород, но тут же наступает высокогорное кислородное голодание. Особенно мне нравятся бегуны, которые вдоль трассы бегают – они там дышат свежим воздухом. Мы живем рядом с Балаклавским проспектом, и там были два бегуна. Вот они все бегали вдоль трассы. Потом мы смотрим – уже один бегает. Это точно токсикоманы. Поддерживают имидж.

Теперь обратимся к тому, какая одежда должна быть для прогулки. Поскольку на прогулку мы выходим как на работу, одежда у нас должна быть приспособленная для выполнения работы. Во-первых, она не должна бояться грязи. Это особенно касается весенне-осенней одежды, с которой должна легко убираться грязь. Есть фирма «Шалуны» – говорят, что на ней грязь скатывается и потом просто вытирается. И сама одежда легкая: когда ребенка одеваешь, он не чувствует себя валенком неповоротливым, а двигается. Когда вы подбираете одежду, там должно указываться, как она реагирует на грязь и как она стирается. Потому что она должна быть легкая в уходе. Она будет пачкаться обязательно, и вы не должны дрожать по тому поводу, что он что-то перепачкает. Тогда это будет не прогулка, а сплошной кошмар. Обувь тоже должна быть приспособленная: в ней должно быть возможно ходить по лужам. Потому что ходить по лужам – это самое замечательное занятие, которым можно заняться на прогулке.

Демисезонная одежда: там самое удобное – это комбинезон. Или штаны-комбинезон и сверху курточка. Летняя одежда: и для мальчиков, и для девочек удобно, когда это штаны, которые прикрывают коленки, и кофты, которые прикрывают локти. Во-первых, это связано с тем, что колени и локти – это то, что бьется чаще всего. Кроме этого, насекомые. У нас комары традиционные, слепни и мошки в некоторых местах. Поэтому в лес в трусах мы не идем.

Теперь – цвет одежды. Если есть трава, дети обязательно в траву падают и об траву мажутся. Хаки – самый хороший цвет. Брюки, во

всяком случае, должны быть такого цвета, чтобы следы травы не были видны. Когда вы идете на прогулку, они очень хорошо понимают, что все должно быть хорошо и спокойно. Летняя одежда тоже должна быть легкой в уходе, чтобы ее было легко стирать и она потом имела нормальный вид.

Теперь – что касается летней обуви. Обувь подбирается в зависимости от состояния сустава. Если сустав не очень крепкий – часто бывают слабые голеностопные суставы, когда нога в них как бы ходит. Это видно, когда детеныш садится на коленки, и у него ступня очень сильно вращается, как на шарнирах. Вот если сустав слабый, на прогулку лучше обувь, которая поддерживает сустав. Если слабые суставы, нам важно ходить босиком, ходить по ступенькам и лазать по деревьям. Если мы идем по тропинке, где много камушков и можно споткнуться, нам нужна обувь, которая держит голеностоп. Это не только ботинки, есть сандалии с высоким верхом. Ортопеды и хирурги это определяют без всяких трудностей – просто спросите у них, как суставы себя чувствуют. Если у нас нет слабости суставов, мы ходим в любой обуви, какая нам нравится. Вообще любая обувь вызывает атрофию мышц. Мы должны достаточное время ходить босиком, чтобы этого не было. Если идете в лес или на чистый берег, можете ходить босиком.

Дети летом лучше гуляют в открытых сандалиях, но вы смотрите по состоянию ноги. Кому-то и в кроссовках ничего, а кто-то в них умирает. Единственное требование для всей обуви – подошва должна быть мягкой, гибкой.

Теперь по поводу поведения. Прогулка для ребенка отсутствует. Прогулка присутствует для мамы. Поскольку ребенок от года до 3 предназначен для того, чтобы следовать – это его главная задача в жизни – он не понимает, как можно ради каких-то глупостей выходить на улицу. Поэтому гуляет у нас мама. Это мама выходит на прогулку, реализует там какую-то цель и берет ребенка с собой. Он гуляет как бы при ней, сопровождает ее. У мамы цель может быть разной. Она может пойти, чтобы покопать лопаткой в песочнице. Чтобы сломать веточку. Чтобы собрать листья. Вот такая мама – немножечко со странностями. Вы должны придумывать себе какое-то дело и куда-то целенаправленно идти, чтобы за вами можно было следовать. А когда вы возвращаетесь, сделав какое-то важное дело, вы можете задержаться на песочнице или около качелей постоять часика 2–3. Если мама следует, то она следует, как паровоз. Все остальное – проблемы ребенка. У нас тигры в кустах, они могут выскочить, поэтому никуда деться от мамы нельзя. Между прочим, хочу сказать в пользу тигра: дети в лесу себя ведут совершенно по-другому, чем в городе. Когда мы выходим на территорию, где бегает дикий кабан, и это хорошо видно по следам всяким разным, дети – никаких вопросов нет. Тигр – это такая ситуация, где ничего объяснять не надо. Как только попал по факту в эту ситуацию, ничего объяснять не надо.

Как у нас это происходит. Когда мама выходит, она должна четко следовать. Если вы выходите просто поболтаться по улице и никуда не следуете, то, конечно, что за вами следовать. Тогда вы должны следовать за ним. А когда вы следуете, деваться некуда. И как начинается на прогулке тренировка поведения следования? Когда ребенок начинает уверенно ходить, мы отказываемся от колясок и берем ребенка на прогулку пешком. Все причиндалы типа колясок, ходунков и прочих ограничителей убивают реакцию следования. Мы его одеваем, выходим за какой-то маленькой целью минут на 20. И если мы идем к цели, мы поставили ребенка, он прошел с вами за руку, сколько смог пройти, потом вы его берете под мышку и несете какое-то время. Быстро. Потом опять его ставите. Он у вас проходит 2–3 шага, вы его опять подхватываете и опять идете. И так, по мере овладения навыком ходьбы на улице, он учится за вами следовать. Если вы это начинаете делать, у него потом не возникает вопросов, куда идут и зачем идут. Там должен наступить момент, когда он хорошо начинает ходить. И вот он какое-то время идет за вами, потом на что-то отвлекается и идет в другую сторону. Тогда он просто подхватывается и несется в вашем направлении. Причем когда вы его несете, вы должны идти очень быстро. Если вы просто гуляете по Бродвею, вы идете не спеша, и он это понимает. Если вы действительно идете к цели, то вы идете быстро.

Норма – это когда ребенок следует за вами, только начав ползать. Если он не успевает, он сигнализирует вам, и тогда вы подождете, пока он подползет. Уже в этот момент это поведение приобретается. И когда вы начинаете ходить, оно не теряется. Оно теряется только на уровне маминых мыслей, маминого поведения. Вам нужно где-то в себе это найти. Это требуется от ребенка, когда вы пошли на чужую территорию. На защищенной территории это от него не требуется.

Когда вы начинаете переучивать ребенка, вы должны игнорировать его поведение. Вы должны вести себя, как будто ему 10 мес. и вы в упор не видите, что он от вас убегает. Вы его поставили, за руку взяли, провели. Даже если он плачет, вырывается и хочет идти по своим делам, вы на это не реагируете. Просто это невозможно сделать за один раз, и какие-то излияния ваши совершенно бессмысленны. Нужно просто не замечать этого поведения.

Наши дети убегают потому, что за ними бегают и никто от них не требует следования. Нашим детям не нужно следовать. Это все началось с того момента, когда у нас ввели профилактическую прогулку для дыхания свежим воздухом. То есть когда перестали ходить по каким-то делам, а стали праздно шляться по улицам. Если бы вы жили в доме, вы бы тоже гуляли, но это не было бы прогулкой. Вы бы выходили на улицу, потому что вам это нужно по делу. Теперь, с одной стороны, вам нужно выходить на улицу, потому что вы должны знать, что там делается, но профилактически не хочется, поэтому надо придумывать какие-то дела. Ребенку обязательно сообщается об этом деле: «Я иду туда-то и беру тебя с собой».

Остановиться покачаться на качелях можно на обратном пути, когда дело сделано. Но если у вас долгий путь, вы можете сделать привал, покачаться на качелях, потом сделать дело. Ситуация должна быть разная, все зависит от срочности нашего дела. А как же наша социальная адаптация? Он что, будет только к одной модели привыкать? Он потом вам будет говорить: «Мама, ты не сделала дело. А ну-ка встала с качелей!»

А теперь я хотела перейти к бегунам, которые убегают на прогулке. Как делают дети, которые не следуют? Они просто идут в другую сторону и не оглядываются. И они могут уйти очень далеко. Это не 10 и не 20 метров; это 300, 500 метров. А будете за ним бегать – он еще шибче прибавляет ходу. Как раз к 2 годам мы уже можем иметь хороший запущенный вариант. Как правило, бегуны – это результат приобретенного поведения неправильного, которое у нас в обществе декларируется. Я наблюдаю, как в Битцевском парке гуляют родители. Мне всегда это очень нравится, очень меня забавляет. Идет такая девочка, мама ей говорит: «Даша, иди по дорожке!» Мама запыхавшаяся где-то в 20 метрах от девочки, девочка идет впереди. Девочка слышит, что мама кричит, она поворачивается к маме, делает хитрые глазки и идет прямо по кустам. Мама опять за ней бежит по кустам и кричит. Даша пошла, пошла и скрылась в лесу. Непонятно, кто за кем следует. И как она потом будет ее ловить – тоже непонятно. У наших детей такое желание тоже иногда возникает, но пропадает буквально сразу. Потому что у нас на прогулке гуляют мама с папой. А все остальные могут быть при них, могут не быть при них… Потерялся – это твои проблемы. Поэтому теряться никто не хочет. Мы можем, конечно, подождать, если нас предупредили, но можем и не подождать. «Ой, подождите, подождите, я от вас отстал на целых 2 метра!» – «Ничего, мы тебя еще видим. Ты нас догонишь».

Так вот, когда убегают, здесь действительно очень важно это отношение. Когда вы ребенка не ловите, у него пропадает желание убегать. Потому что очень часто это начинается с того, что игра такая получается в догонялки. Ребенок убегает, вы догоняете – это же приятно так, игра чудесная. Поэтому мы на прогулке играем в другую игру: у нас мама идет, а мы ее догоняем.

Здесь очень важно ребенку обозначить опасность. Когда они убегают на прогулке, они не понимают степень своего риска. Рекомендуется такая инсценировка: нужно с кем-то договариваться, чтобы кто-то изобразил чужого дядю или тетю, который бы поймал потерявшегося ребенка и натурально его стал бы забирать или в мешок попытался бы запихнуть. Даже когда ребенок с готовностью идет к чужим, что уже само по себе очень опасно, то когда его начинают в мешок запихивать или изображают такую попытку, он натурально пугается. Тогда мама должна его спасти. Те, которые убегают, они действительно не осознают опасность. И нужно приложить усилия, чтобы они начали ее осознавать.

Когда мы лечили бегунов от 1,5 до 2,5 лет, мы придумали мифическое существо – переодели человека, замаскировали его. И вот мы гуляли, и дети говорят: «Ну и где этот ваш Бабай, покажите нам его!» И тут из кустов выходит Бабай! Дети мигом сообразили, позабирались на мам, прямо на головы. А Бабай прошел и скрылся в кустах. Ничего больше не потребовалось.

Человек, с которым вы договорились, должен понимать, насколько запугивать ребенка. «А ну-ка, мальчик, сейчас я заберу тебя с собой!» – «Пойдем, дядя!» Нормально! Дядя говорит: «Сейчас я тебя запихну в мешок!» – «Сувай!» Дядя запихнул, завязал. «А теперь неси!» – говорит ребенок. Дядя говорит: «Слушайте, что мне делать с вашим ребенком?» Вот вы говорите, что будет у ребенка шок. Шок будет у того, кто его пугает! Когда он не понимает опасности, это очень сложная задача – заставить его испугаться. Я знаю случай: у нас была бесстрашная девочка. Которую дядя специально напугал, а она говорит: «Давай, пошли. Я тебя сейчас приведу к киоску, тут у нас чупа-чупсы продаются». В общем, дядя был не готов. У него мешка не было, он был в шоке. Он потом сказал: «Заберите свою девочку. Пристала ко мне!» Убегал от нее. Она говорила: «Дядя, ну куда ж ты!» И потом эту девочку – так повезло – просто вышла какая-то злобная тетка, они где-то гуляли. Между гаражами. И вышла какая-то смотрительница – такой бабец – и говорит: «Ты что тут без мамы делаешь? Я сейчас тебя в милицию отведу!» Девочка стала кричать: «Мама, мама!» Вот она так непроизвольно вышла, то ли она была под таким настроением… Напугала вусмерть этого детеныша. И он, наконец, испугался и перестал убегать на прогулках. А мама уже думала, что все. Потом она приходила и говорила: «Ой, нам так повезло!..»

Наша задача – не напугать ребенка, а обозначить для него опасность. После этого поведение нормализуется в течение недели. Если они действительно испугались, то первые три дня ходят пристегнутыми или просятся на руки. Если они просятся на руки, то лучше их взять. Их нужно жалеть. Бывают моменты, когда вы не можете их взять, но об этом нужно сообщать заранее. С детьми этого возраста вполне можно договариваться. И говорить, что здесь я могу брать тебя на руки, а вот здесь я не смогу, и тебе придется идти самой. Потом этот страх проходит, и они начинают просто ходить за вами. Нужно не терять этот момент, чтобы это поведение устаканилось и он привык за вами следовать. Где-то через месяц можно повторить этот опыт, чтобы возникла опасность. Уже необязательно мешок, но нужно, чтобы кто-то попретендовал на детеныша, чтобы вы могли сказать: «Вот видишь!..» После этого обычно рецидивов не бывает.

Это же касается животных. Если кошка начинает шипеть, не нужно говорить, что киса хорошая. «Видишь, какая она! Может тебя укусить». Положительное отношение к животным не означает неосторожного к ним отношения. Потому что собачки и кошки бывают разные.

Когда ребенок гуляет с бабушкой, она должна понимать, как поддержать реакцию следования. Но на самом деле на их прогулки вы особо повлиять не можете. Да это и не ваши проблемы. Ребенок ведь у вас существо социальное, и он с каждым членом семьи выстраивает свои отношения. Кстати, с папами и с дедушками дети гуляют гораздо лучше, чем с мамами и с бабушками. За ними они как раз следуют. Потому что папа на всякие глупости не отвлекается. Потому что папа на охоту ходит, а мама сидит на внутренней территории.

Давайте про безопасное расстояние еще скажем. Когда мы начинаем отрабатывать поведение следования, есть такое понятие, как безопасная дистанция. Ваша безопасная дистанция определяется очень просто. Поскольку предполагается, что у вас вокруг тигры бегают, вы должны ребенка спасти сразу. Вы должны сделать шаг и взять его рукой – это ваше безопасное расстояние. Это большой шаг и длина вашей руки. Если ребенок хорошо воспитан, он это расстояние соблюдает сам. Если у вас все шло правильно, то, как бы вы ни двигались, они этот радиус выдерживают совершенно четко. Даже когда они не ходят за руку. Когда вы в песочнице, это расстояние удлиняется. Когда вы идете, вы не сможете быстро спасти его от опасности, если он будет далеко. И у вас обзор закрывается. А когда вы сидите в песочнице, у вас обзор шире, поэтому он может отходить от вас примерно на 5 м.

Аптечка на прогулке и травмы на прогулке. Если мы гуляем в летнее время, нам желательно взять с собой на прогулку маленькую аптечку. Она должна быть действительно маленькая, которая может поместиться у вас в кармане. Это пластырь, желательно уже нарезанный. Бинт. Ватная палочка. Не для того чтобы в носу ковыряться! Йод – фломастер или пузырек. Мазь «Спасатель». Можно взять еще либо «Звездочку», либо есть такие небольшие упаковочки «Травмель-С».

Какие травмы на прогулке может получить ребенок? Это ссадины, рассечения, ушибы и укусы. Что такое ссадины – это когда повреждается верхний кожный покров. Если ребенок получает ссадину, то лучше всего ее смазать мазью «Спасатель». Если ссадина достаточно глубокая, то можно вокруг нее обработать кожу йодом и закрыть пластырем. И продолжать гулять дальше. Когда вы придете домой, вы это место промоете, еще раз смажете и оставите на открытом воздухе, чтобы там образовалась корочка и она начала заживать себе благополучно. Можно посушить феном. Дети, как правило, не обращают большого внимания на ссадины. Только из-за того, что больно было.

Следующая травма – это рассечение тканей. Вот это неприятно. Рассечение – это достаточно глубокая рана, и там, как правило, повреждается кожа на всей глубине и даже мышечная ткань может быть повреждена. Места, где получаются рассечения, – это подбородок, около глаза, колени, ступни и локти. Очень любят биться подбородком, когда спотыкаются и падают. На все рассечения на лице однозначно должен накладываться шов. Потому что если там делают стягивающую повязку, обязательно получается нехороший рубец, и с ним ничего не сделать потом. Поэтому лучше их зашивать – нужно на этом настаивать – и всегда иметь под рукой телефоны травмпунктов. Наш центральный травмпункт для этого не подходит, потому что там человек с открытым переломом может лежать 2 часа, и к нему еще врач даже не подошел. Местные травмпункты очень хорошо работают, но, например, с 10 до 4. Все травмы, пожалуйста, в это время.

Рассечения около глаза зашивают. Это делается в офтальмологических стационарах Филатовской и Морозовской больницы.

Если мы получили рассечение на прогулке, сразу накладывается повязка. Можно вокруг него йодом провести, только ни в коем случае на рану йод ни-ни. Накладывается повязка – и быстро в травмпункт.

Следующее – ушиб. Ушибы – это достаточно частое мероприятие. Лучше всего на место ушиба положить холод, но на прогулку грелку с собой не возьмешь. Поэтому если ушиб произошел, то делают йодную сетку – собственно говоря, проводят мероприятие против отека. Здесь помогает «Траумель-С» – он снимает отечность – или «Звездочка». Если есть холод, его нужно накладывать на 3–5 минут. Но они к нему очень плохо относятся – сопротивляются, не даются. Вот если намазал и отпустил – тогда все хорошо.

И укусы. Там тоже очень важно, чтобы не возникло отека. Даже от комариного укуса могут быть очень сильные отеки. Поэтому, если ребенка укусил комар, он сразу обрабатывается «Звездочкой». Бывает, отекает весь глаз, пол-лица заплывает. Или на руке волдырь образуется. У детей очень часто бывает такая реакция. Если есть аллергические реакции, можно давать антигистаминные препараты, но тогда надо врача приглашать. И если мы знаем, что у ребенка есть аллергия, то его нужно беречь от комариных укусов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: