Приемы и способы манипулирования

Перейдем от содержания ряда основных принципов к методическим приемам манипулирования. Зарубежные специалисты [47;88;104;106;113;117;120;122;124;126;128;137;142;143],обобщая практику мировой журналистики и деятельность специальных пропагандистских структур, приводит следующие методические приемы, обладающие, по их мнению, внушительной эффективностью:

1. "Наклейка ярлыков" ("присвоение кличек") – наделение личности или идеи унизительной, оскорбительной или смешной кличкой, эпитетом, подрывающим их авторитет.

2. "Рекомендация" ("свидетельство") - использование для усиления эффекта и внушения популярности какого-то политического деятеля или политической акции имен сочувствующих им известных артистов, ученых, спортсменов и прочих знаменитостей.

3. "Перенос" - идентификация качеств и свойств какого-либо лица или политической идеи с качествами и свойствами известных и авторитетных лиц или идей, т.е. оценка по ассоциации.

4. "Простые люди" ("свои ребята") - идентификация интересов информатора или агитатора с интересами и чаяниями простых людей, «молчаливого большинства» нации, "соли земли" и т.п.

5. "Подтасовка карт" - откровенная фальсификация или искажение действительных фактов с помощью приемов, незаметных для масс.

6. "Блестящая посредственность" ("наведение румян") - оперирование привычными, банальными истинами, хорошо известными всем, но вместе с тем достаточно абстрактными для обывателя, над содержанием которых последний обычно не задумывается (в России типичен прием - обвинение идейного противника в «популизме», т.е. в «народничестве»; благо аудитория не знает, что, например, Махатма Ганди был «популистом», отстаивавшим интересы своего народа).

7. "Общий вагон" ("вместе со всеми") – нагнетание, провоцирование, подталкивание желаемой реакции на психолимогическую акцию в виде какой-то агитации за что-то путем внушения мысли о ее общепризнанности и разумности ("все так думают", "все так поступают", " и это правильно").

Далее мы намерены показать и другие приемы и технологии манипулирования. В том числе и в планируемой второй части этого пособия.

Специалисты, осуществляющие подобные акции, исходят из того, что:

Во-первых, тактика навязывания ценностей обратно пропорциональна приверженности людей своим убеждениям.

Во-вторых, существуют пределы манипулирования. Препятствиями здесь являются опыт людей, неподконтрольные (зарубежным спеццентрам и собственной власти) напрямую системы коммуникации, такие как семья, друзья, знакомые, группы, значимые для индивида и его практической деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: