Приемы финансового анализа

Широко используются следующие приемы финансового анализа: горизонтальный анализ, или анализ тенденций; вертикальный анализ; анализ финансовых коэффициентов.

Горизонтальный анализ концентрирует внимание на тенденциях поведения различных стадий финансовой отчетности в стоимостном (абсолютном) и процентном выражении, т. к. использование одного без другого может привести к ошибочным выводам. Большое изменение показателя в абсолютном выражении может соответствовать незначительной величине процентного показателя и не будет иметь существенного значения.

Изменение показателей в процентах рассчитывается следующим образом:

Изменение (%) = Сумма абсолютного изменения статьи · 100 %. (6)
Величина этой статьи за прошлый год

Благодаря такому подходу появляется возможность проанализировать произошедшие изменения по всем статьям отчетности (табл. 10).

Анализируя изменения величины постоянных активов компании, необходимо учесть, что их рост может быть связан как с реальными вложениями средств, так и с переоценкой.

Таблица 10

Горизонтальный анализ баланса

Статьи баланса Сумма, тыс. руб. Изменение
прошлый период текущий период абсолютное в процентах
Актив Основные средства 361 200 353 500 –7 700 –2,13
Запасы 272 900 261 700 –11 200 –4,10
Дебиторская задолженность 44 200 25 250 –18 950 –42,87
Денежные средства 1 950 2 550 +600 +30,77
ИТОГО активы 680 250 643 000 –37 250 –5,48
Пассив Уставный капитал 400 000 400 000
Добавочный капитал 69 550 62 200 –7 350 –10,57
Резервный капитал 25 000 22 250 –2 750 –11,00
ИТОГО собственного капитала 494 550 484 450 –10 100 –2,04
Долгосрочные обязательства 117 800 115 600 –2 200 –1,87
Краткосрочные обязательства 67 900 42 950 –24 950 –36,75
ИТОГО обязательств 185 700 158 550 –27 150 –14,62
ИТОГО пассивы 680 250 643 000 –37 250 –5,48

При горизонтальном анализе отчета о прибылях и убытках наиболее важным является рассмотрение изменения выручки от реализации в сравнении с изменениями расходов, а также как сочетание этих изменений влияет на прибыль (табл. 11) [3], [12].

Таблица 11

Горизонтальный анализ отчета о прибылях и убытках

Статьи Сумма, тыс. руб. Изменение
прошлый период текущий период абсолютное в процентах
Выручка 1 140 100 1 200 050 +59 950 +5,26
Себестоимость продаж 692 040 725 889 +33 849 +4,89
Валовая прибыль 448 060 474 161 +26 101 +5,83
Коммерческие расходы 227 435 238 708 +11 273 +4,96
Управленческие расходы 54 930 57 869 +2 939 +5,35
Прибыль от продаж (операционная прибыль) 165 695 177 584 +11 889 +7,18
Проценты к получению 82 300 67 350 –14 950 –18,17
Прочие доходы 400 065 422 747 +22 682 +5,67
Прочие расходы 200 000 193 520 –6 480 –3,24
Прибыль до налогообложения 448 060 474 161 +26 101 +5,83
Текущий налог на прибыль 89 612 94 832 +5 220 +5,83
Чистая прибыль 358 448 379 329 +20 881 +5,83

Одним из вариантов горизонтального анализа является анализ тенденций развития (трендовый анализ),при котором определение изменений (в процентах) проводится последовательно за несколько лет по отношению к базовому году. Этот анализ очень важен, т. к. долгосрочный обзор может выявить глубокие структурные изменения.

При анализе тенденций используются индексы. В индексах один год принимается за базовый (100 %), и в соответствии с этим рассчитываются индексы для других лет:

Индекс = Показатели анализируемого года · 100 %. (7)
Показатель базового года

В результате проведения такого анализа можно проследить тенденции главных финансовых показателей компании, их изменчивость или постоянство, а также выявить причины произошедших изменений.

Под трендом понимается длительная тенденция изменения экономических показателей. Когда строятся экономико-математические модели прогноза, тренд оказывается первой, основной составляющей прогнозируемого временного ряда, на которую уже накладываются другие составляющие, например, сезонные колебания.

Вертикальный анализ предполагает представление финансовой отчетности в виде относительных показателей. При его проведении целая часть приравнивается к 100 %, и исчисляется удельный вес каждой составляющей этих отчетов. Целыми частями выступают: в бухгалтерском балансе – итоги баланса и в отчете о прибылях и убытках – выручка от реализации.

Вертикальный анализ полезен для сравнения важности отдельной группы средств или их источников для деятельности компании. Также он необходим для выявления изменений, происшедших в структуре средств предприятия и их источников в разрезе нескольких лет (табл. 12).

Таблица 12

Вертикальный анализ баланса

Статьи баланса Удельный вес, %
прошлый период текущий период
Актив Основные средства 53,10 54,98
Запасы 40,12 40,70
Дебиторская задолженность 6,50 3,93
Денежные средства 0,28 0,39
ИТОГО актив 100,00 100,00
Пассив Уставный капитал 58,80 62,22
Добавочный капитал 10,22 9,67
Резервный капитал 3,68 3,46
ИТОГО собственного капитала 72,70 75,35
Долгосрочные обязательства 17,32 17,98
Краткосрочные обязательства 9,98 6,67
ИТОГО обязательств 27,30 24,65
ИТОГО пассив 100,00 100,00

По отчету о прибылях и убытках (табл. 13) можно проследить:

- изменение доли расходов в выручке от реализации;

- изменение доли чистой прибыли.

Таблица 13

Вертикальный анализ отчета о прибылях и убытках

Статьи Прошлый период, % Текущий период, %
Выручка от реализации 100,00 100,00
Себестоимость реализованной продукции 60,70 60,49
Валовая прибыль 39,30 39,51
Коммерческие расходы 19,95 19,89
Управленческие расходы 4,82 4,82
Прибыль от продаж (операционная прибыль) 14,53 14,80
Проценты к получению 7,22 5,61
Прочие доходы 35,09 35,23
Прочие расходы 17,54 16,13
Прибыль до налогообложения 39,30 39,51
Текущий налог на прибыль 7,86 7,90
Чистая прибыль 31,44 31,61

Анализ финансовых коэффициентов. Финансовые коэффициенты представляют собой относительные показатели финансового состояния, которые рассчитываются в виде отношений абсолютных показателей финансового состояния или их линейных комбинаций.

Анализ финансовых коэффициентов заключается в сравнении их значений с базисными величинами, а также в изучении их динамики за отчетный период и за ряд лет. В качестве базисных величин используются усредненные по временному ряду значения показателей данного предприятия, относящиеся к прошлым благоприятным с точки зрения финансового состояния периодами; среднеотраслевые значения показателей; значения показателей, рассчитанные по данным отчетности наиболее удачливого конкурента. Кроме того, в качестве базы сравнения могут служить теоретически обоснованные или полученные в результате экспертных опросов величины, характеризующие оптимальные или критические с точки зрения устойчивости финансового состояния значения относительных показателей. Такие величины фактически играют роль нормативов для финансовых коэффициентов.

Для точной и полной характеристики финансового состояния предприятия и тенденций его изменения достаточно сравнительно небольшого количества финансовых коэффициентов. Важно лишь, чтобы каждый из этих показателей отражал наиболее существенные стороны финансового состояния.

Таким образом, с использованием приемов финансового анализа появляется возможность сравнивать процентные показатели анализируемой компании с показателями конкурентов, с отраслевыми нормативами для того, чтобы определить, каково истинное положение компании в своей отрасли.

Вопросы для самоконтроля

1. Что является методом экономического анализа?

2. Какие отличительные особенности характеризуют метод экономического анализа?

3. Дайте определение следующим понятиям: предмет, способ, методика.

4. Перечислите этапы применения метода экономического анализа.

5. Какие вы знаете способы обработки экономической информации?

6. Перечислите экономико-математические методы.

7. В чем отличие способов детерминированного и стохастиче­ского факторного анализа?

8. Что такое элиминирование?

9. С какой целью необходимо классифицировать факторные показатели на количественные и качественные? Приведите примеры этих показателей.

10. Что такое эвристика, эвристические методы? Приведите примеры эвристических методов.

11. Перечислите приемы финансового анализа. Охарактеризуйте их.

12. Как классифицируются методы по степени формализуемости?

13. Что такое сравнение? Виды и этапы сравнений.

14. Перечислите требования к группировке. Виды и этапы группировок.

15. Приведите примеры использования балансового способа как основного и вспомогательного.

16. Виды графиков по форме и содержанию.

17. С какой целью применяется графический способ обработки экономической информации? Классификация диаграмм по форме и содержанию.

18. Для чего применяется табличный способ обработки экономической информации? Виды таблиц.

19. Какие вы знаете абсолютные величины?

20. Перечислите виды относительных и средних величин.

21. С какой целью необходимо приводить показатели в сопоставимый вид?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: