Внешняя миграция рабочей силы

Тема: Миграция рабочей силы.

1) Внешние тенденции миграции населения.

2) Процессы регулирования миграции рабочей силы.

3) Международное регулирование миграционных процессов.

1) Миграция рабочей силы – это переселение трудоспособного населения из одних государств в другие, сроком более чем на год, вызванное экономическими и иными причинами.

Существует внутренняя миграция рабочей силы между регионами одного государства.

Внешняя миграция рабочей силы.

Международная миграция населения изначально проявлялось в форме кочевничества, в военных и колонизационных переселений. В современных условиях, международная миграция ограничивается трудовой и осуществляется в основном по экономическим причинам.

Однако есть и не экономические причины миграции рабочей силы:
- Политические

- Религиозные

- Объединение и распад государства

- Природные бедствия

- Война

- Экологические проблемы

- Проблемы личного характера.

Общее число эмигрантов дает лишь весьма приблизительной оценки.

Считается, что в середине 90-ых годов за пределами стран находилось около 120 миллионов человек. В последние годы из одной страны в другую переезжает около 20 миллионов человек в год.

Общее количество иностранных рабочих в США составляет 7 миллионов человек. В Европе 6.5 миллионов человек. В латинской Америке 4.5 миллиона.

На труде мигрантов держатся целые отрасли промышленности, во Франции 25% занятых в строительстве и 33% в автомобилестроении. В Бельгии 55% всех горняков – мигранты, в Швейцарии более 40% строителей.

Международная миграция рабочей силы происходит в двух формах:

1) Иммиграция – въезд трудоспособного населения в данную страну из-за её пределов.

2) Эмиграция – выезд трудоспособного населения из данной страны.

Разность между числом иммигрантов и эмигрантов называется миграционным сальдо.

Возвращение эмигрантов на родину на постоянное место жительство называется Реэмиграцией. Эмиграцию высоко-квалифицированных кадров называют “утечкой мозгов”.

В процессе международной эмиграции трудовых ресурсов за рубеж перемещается товар особого свойства – рабочая сила. В отличии от других товаров, рабочая сила является фактором производства всех товаров.

Страна экспортирующая рабочую силу обычно получает своеобразную плату за такой экспорт в виде переводов обратно части дохода эмигрантов. В условиях относительной избыточности трудовых ресурсов, во многих странах вывоз рабочей силы помогает снизить безработицу, обеспечив приток поступлений из-за рубежа. С другой стороны, отток высоко-квалифицированной рабочей силы приводит к снижению технологического потенциала экспортирующих стран, их общего и научного культурного уровня.

Существуют четыре прямых источника валютных доходов от экспорта рабочей силы.

1) Налоги с прибыли фирм-посредников.

2) Непосредственные валютные переводы эмигрантов на родину.

3) Личные инвестирование средств мигрантов в отечественную экономику.(приобретение ценных бумаг, недвижимости, земли).

4) Капитал из стран импортеров рабочей силы, идущий на воспроизводство рабочей силы в социальную сферу.

Возвращаясь на родину, мигранты перевозят с собой сбережения, поэтому для оценки реальных поступлений в национальный доход, общую сумму переводов можно удвоить.

Следовательно, валютная эффективность экспорта рабочей силы в 5 и более раз выше эффективности товарного экспорта.

Многие страны создали у себя экспортную специализацию по трудовым услугам, которые являются прочным источником валютных доходов.

В статистике платежного баланса, показатели отражающие движение рабочей силы, являются частью баланса текущих операций и квалифицируются по следующим трём статьям.

1) Трудовой доход. Выплаты занятым.

2) Перемещение эмигрантов (Оценочный денежный эквивалент стоимости имущества эмигрантов, которое они перевозят с собой, уезжая в другую страну).

3) Переводы денег и товаров мигрантами своим родственникам на родину.

Последние две статьи в рамках текущих операций объединяются в группу “Частные неоплаченные переводы”

Миграция рабочей силы ведет к выравниванию уровней оплаты труда в различных странах. В результате миграции рабочей силы совокупный объем мирового производства возрастает вследствие более эффективного использования трудовых ресурсов за счет их межстранового распределения.

Проблемы, которые порождает международная миграция рабочей силы, привели к созданию целой системы государственного и межгосударственного регулирования. Вмешательство государства и Международное движение рабочей силы началось гораздо раньше, чем регулирование международной торговли. Уже в конце 18 века в Англии были приняты законы, запрещавшие промышленным рабочим эмигрировать за границу. В течение 19 века многие европейские страны ч принимали законы, ограничивающие въезд нежелательных лиц, часть которых действует по настоящее время. В то время как большинство стран мира продвигается по пути либерализации своей внешней торговли, практически все они принимают меры, ограничивающие международную миграцию.

Во многих странах мира национальные правительства активно воздействуют на процессы миграции. При этом регулируется не только количество иммигрантов, их профессиональная, половозрастная структура, но и продолжительность пребывания в стране.

В странах - импортерах рабочей силы сложилась система государственного регулирования миграции, включающая следующие элементы:

1) законодательство о юридическом, политическом и профессиональном, статусе иммигрантов;

2) национальные службы иммиграции;

3) межгосударственные соглашения в области миграции.

Обычно государственное регулирование осуществляется через принятие финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притока иностранной рабочей силы (иммиграции) либо на стимулирование мигрантов к возвращению на родину (реэмиграции). Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Отсев нежелательных иммигрантов осуществляется на основе требований, предъявляемых к квалификации, уровню образования, возрасту, состоянию здоровья, на основе количественного и географического квотирования, прямых и косвенных запретов на въезд, временных и иных ограничений.

Стимулирование реэмиграции осуществляется через выплату материальной компенсации уезжающим иммигрантам, создание рабочих мест, профессиональную подготовку иммигрантов, оказание экономической помощи странам массовой эмиграции.

Иммиграционная политика непосредственно проводится через национальные службы иммиграции, которые обычно создаются при министерствах труда, юстиции или внутренних дел. В России таким органом является Федеральная миграционная служба.

На межгосударственном уровне странами-участницами ОЭСР создана служба СОПЕМИ (Система постоянного наблюдения за миграцией), которая координирует деятельность национальных иммиграционных управлений. Поскольку государственный аппарат привлечения иностранной рабочей силы на практике часто оказывается довольно громоздким и неповоротливым, вербовку иностранных рабочих нередко разрешают проводить самим коммерческим структурам. При этом широкое распространение получило частное посредничество. Однако при отсутствии действенного контроля со стороны государства в этой области частная вербовка способствует росту нелегальной иммиграции.

Особенно быстро нелегальная иммиграция растет в периоды кризисов. Для борьбы с нелегальной иммиграцией страны используют как «мягкие» методы (выплата премий иммигрантам за возвращение на родину, создание системы профессиональной подготовки иммигрантов и т.д.), так и жесткие принудительные методы, вплоть до насильственной высылки из страны. О мерах борьбы с нелегальной иммиграцией объявили Австрия. Швеция, Финляндия. Так, Швеция намерена требовать от иммигрантов не только подписанный контракт на работу, но и знание шведского или английского языка, подтверждение достоверности о найме жилья.

Оценивая развитие нелегальной иммиграции, следует учитывать, что это поток иммигрантов, при котором одна категория иностранной рабочей силы каждый раз заменяется на другую, менее социально защищенную и более легко управляемую. Поэтому не случайно, что даже при наличии во многих странах мира строгого иммиграционного контроля, направленного против нелегальной иммиграции, последняя продолжает расти. В последние годы среди нелегальных иммигрантов растет число граждан из стран Восточной Европы, в том числе из бывшего СССР.

В процессе становления национальной рыночной экономики в большинстве стран мира уже достаточно давно сформировались и получили развитие национальные рынки рабочей силы. Со временем по мере интернационализации хозяйственной жизни на базе национальных рынков рабочей силы возникают региональные рынки рабочей силы, а затем и международный рынок рабочей силы.


---

Система межгосударственного регулирования миграционных процессов включает в себя:

•двусторонние и многосторонние международные соглашения использования труда мигрантов и их социально-экономических прав;

•деятельность международных экономических организаций, таких, как Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международная организация по миграции (MOM) и др.

Ведущая роль в регулировании процессов международной миграции принадлежит МОТ. имеющей статус специализированного учреждения ООН. Она была создана в 1919 году, согласно Версальскому мирному договору в рамках Лиги Наций, как Международная комиссия для выработки конвенций и рекомендаций по вопросам трудового законодательства и улучшения условий труда.

Согласно уставу целями МОТ являются достижение всеобщего и прочного мира «на основе социальной справедливости» и улучшение существующих условий труда, что может быть достигнуто регламентацией рабочего времени (включая установление максимальной продолжительности рабочего дня), охраны труда, безопасности и распространения всех названных норм на иммигрантов и т.п. Отличительной особенностью участия в МОТ стран-членов является трехсторонний принцип представительства - от правительства, работодателей и профсоюзов.

МОТ осуществляет деятельность по следующим направлениям:

- Разработка конвенций и рекомендаций о труде.

- Оказание технической помощи развивающимся странам Азии, Африки и Латинской Америки.

- Обучение и просвещение по вопросам, входящим в круг деятельности МОТ.

Разработка конвенций и рекомендаций о труде - важнейшая форма деятельности МОТ.

Содержащиеся в них международные нормы о труде охватывают самые различные области трудовых отношений и социальных вопросов, относящихся к трудящимся-мигрантам. Среди них:

- защита трудящихся-мигрантов;

- равноправие граждан страны и иностранцев в области социального обеспечения;

- сохранение прав трудящихся-мигрантов в области социального обеспечения по инвалидности, старости, на случай потери кормильца.

МОТ рекомендует всем странам, включенным в процессы миграции, координировать политику в области занятости, улучшать медицинское и общественное обслуживание мигрантов, бороться против привлечения подготовленных кадров и «утечки умов», облегчать добровольное возвращение мигрантов на родину.

Назовем некоторые из Рекомендаций МОТ:

Об отношениях к трудящимся-иностранцам (1919 г.);

О защите женщин-эмигранток на борту корабля (1926 г.);

О вербовке, трудоустройстве и условиях труда трудящихся-мигрантов (1939 г.);

О защите трудящихся-мигрантов в слаборазвитых странах и территориях (1955г.);

На Генеральных конференциях МОТ обсуждались, например, такие проблемы:

- миграция в целях получения работы (1949 г.);

- равноправие граждан страны и иностранцев в области социального обеспечения (1961-62 гг);

- сохранение прав трудящихся мигрантов в области социального обеспечения(1982 г.).

Таким образом, вопросами использования труда мигрантов МОТ занимается на всем протяжении своей истории. Уже в «Рекомендации 2» от 1919 года всем членам организации предлагалось распространить на трудящихся-иностранцев действие своих законов относительно защиты их прав. В 1922 году была одобрена «Рекомендация 19» о предоставлении в Международное бюро труда статистических и других сведений, касающихся эмиграции, иммиграции и репатриации.

Первым нормативным актом МОТ, направленным на решение вопросов миграции рабочей силы по существу, стала конвенция 48, принятая в 1935 году(1938). В соответствии с этой Конвенцией устанавливалась система международного сотрудничества по сохранению прав, вытекающих из страхования по инвалидности, старости, на случай потери кормильца. Права распространялись на всех проживающих на территории Члена организации иностранцев, независимо от гражданства.

В 1949 году была принята Конвенция 97 о трудящихся-мигрантах. Положения этой Конвенции сохраняют свою актуальность до сих пор.

Обратим внимание на два положения этой Конвенции:

1) она распространяется на иммигрантов, законно пребывающих на территории страны;

2) и ею предусмотрено право трудящихся-мигрантов на постоянное жительство в «принимающей» стране после определенного срока работы.

В 1955 году МОТ принимает еще один важный документ -Рекомендацию 100 - а защите трудящихся-мигрантов развивающихся стран. Этот документ направлен на регулирование миграции в интересах экономического и социального развития развивающихся стран. ограничения нежелательной для этих стран потери трудовых ресурсов.

В числе предлагаемых мер - принятие специальных программ экономического развития в странах эмиграции, создание навык рабочих мест. Одновременно предусматриваются административные меры, направленные на «ограничение вербовки в районах, где отлив рабочей силы может иметь отрицательное влияние, как на экономическую организацию, так и на здоровье, благосостояние и развитие соответствующего населения».

В 1974 и 1975 годах были приняты два Документа о трудящихся-мигрантах - Конвенция l43 и Рекомендация 151, которые предлагали государствам-членам принять меры – О административных, гражданских вплоть до тюремного заключения - по пресечению нелегальной миграции и незаконного найма (к вербовщикам, работодателям и др.). Документы включали принципиально новое положение о том, что если трудящийся-мигрант, находящийся и стране на законных основа11иях, потерял работу, то он не может рассматриваться, как нелегально проживающий, и продолжает пользоваться всеми правами нормами.

МОТ содержат не только перечисление прав мигрантов, но и обязанности социальных служб стран иммиграции. Социальные службы стран пребывания, кроме обычных услуг, оказываемых мигрантам, как и гражданам своей страны, осуществляют в отношении трудящихся-мигрантов и членов их семей ряд социальных функций:

• помощь в приспособлении к экономическим, социальным и культурным условиям страны;

• помощь в получении информации и консультаций от компетентных органов;

• помощь в полном использовании возможностей, предоставляемых в области образования, профессиональной подготовки, обучения языкам, здравоохранения, жилищных условий и т.п.;

• осуществление мер, направленных на адаптацию мигрантов к условиям жизни в стране пребывания и помощь в воссоединении семей;

• ознакомление трудящихся-мигрантов сразу же после приема на работу с информацией на родном (или знакомом) языке об основных элементах законодательства и правил. положениях коллективных договоров. относящихся к защите трудящихся. предотвращеки1о несчастных случаев. а также о правилах и процедуре техники безопасности, связанных с характером его работы.

Каждая страна-член МОТ должна:

• обеспечивать применение принципа равных возможностей трудящихся-мигрантов и членов их семей с гражданами своей страны, изучать жалобы на несоблюдение этого принципа;

• в случае нарушения законов предпринимателями или другими лицами или организациями, несущими ответственность за их выполнение, к ним должны применяться меры административного, гражданского и уголовного наказания; обеспечивать соответствие национальных законов и правил международных норм по правам мигрантов;

• содействовать скорейшему воссоединению семей, для чего заключать двусторонние и многосторонние соглашения;

содействовать координации деятельности социальных служб на своей территории с социальными службами других стран и нести ответственность за работу социальных служб;

• проводить консультации по вопросам проблем мигрантов с предпринимателями, социальными службами и другими организациями.

Помимо МОТ, на международном уровне также действует Международная организация по миграции (МОМ). Эта организация разрабатывает программы, направленные на упорядочение х1играционных потоков, оказание практической помощи в организации миграции.

В функции МОМ входит:

• способствовать упорядочению и планированию миграции граждан;
• способствовать перемещению квалифицированной рабочей силы и членов их семей, которые могут содействовать развитию принимающей страны;

• организовывать перемещение беженцев и др. Большую работу по защите беженцев и их репатриации проводит Управление Верховного комиссара по беженцам при ООН.

Во многих международных организациях есть службы, которые занимаются вопросами миграции. Так, в ВОЗ есть служба, которая занимается разработкой специальных норм по физическому состоянию трудящихся-мигрантов и их семей, в ЮНЕСКО - служба, которая разрабатывает и реализует программы в области образования трудящихся-мигрантов и членов их семей.

Аналогичные службы есть в ОЭСР: так называемая система постоянного наблюдения за миграцией СОПЕМИ, в Западной Европе - Межправительственный комитет по вопросам миграции (СИМЕ). Одним из важных методов наднационального регулирования иммиграции работников является заключение международных соглашений, которые могут быть двух и многосторонними. Их основная цель состоит в том, чтобы ввести количественные ограничения в процесс трудовой миграции.

Многосторонние соглашения получили распространение в Западной Европе. Между ее странами на различных уровнях в последнее время происходят переговоры о проведении единой иммиграционной политики. Соглашения о найме иностранных работников заключили ФРГ, Франция, Австрия и некоторые другие государства. ФРГ, например, принимает сейчас на временной основе 500-1000 работников из Венгрии и Польши, а также менее крупные контингенты из Чехии и бывшей Югославии. Кроме того, согласно двусторонним программам приграничной работы, чехам, словакам и полякам, живущим не далее 50 км от границы с ФРГ, разрешается работать в этой стране при условии их ежедневного возвращения домов. Сотрудничество в вопросах иммиграции и предоставления убежища стало неотъемлемым условием ассоциированного членства в ЕС стран Восточной Европы. Интенсивное развитие межстрановой трудовой миграции и процессов ее регулирования является одной из характерных черт развития международных экономических отношений в современных условиях.

01.04.2014


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: