к практическому занятию № 16 по технологии экстемпоральных лекарственных форм для студентов 3 курса 6 семестра
РАЗДЕЛ: ДЕТСКИЕ И ГЕРИАТРИЧЕСКИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ
Т Е М А: ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ФОРМ НОВОРОЖДЕННЫМ И ДЕТЯМ ДО 1 ГОДА
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Студенты должны знать:
- с чем связаны особые требования к лекарственным препаратам для новорожденных и детей первого года жизни;
- особенности оформления рецептов и требований на лекарственные препараты этой группы;
- особенности проверки доз;
- требования приказа МЗ РФ № 214 от 16.07.1997 г. «Инструкция по контролю качества лекарственных средств, изготовленных в аптеках» по изготовлению лекарственных препаратов для новорожденных и детей до 1 года жизни;
- ассортимент лекарственных и вспомогательных веществ, запрещенных в препаратах детям первого года жизни.
Студенты должны уметь:
- проверять дозы лекарственных веществ;
- рассчитывать количество лекарственных и вспомогательных веществ;
- изготавливать порошки, растворы для внутреннего и наружного применения, для инъекций, мазы, суппозитории;
|
|
- оформлять паспорт письменного контроля;
- проводить контроль качества указанных лекарственных форм;
- оформлять этикетку.
Продолжительность занятия: 180 минут
Оснащение занятия: стерилизатор текучим паром, бумажные складчатые стерильные фильтры большие, воронки, стерильная вата, флаконы под обкатку + рез. пробки + метал. колпачки, колбы на 250 мл конические, цилиндр на 50, 100 мл, ВР-1, ВР-5, разновесы, ступки № 4,5 + пестики, ступки № 2,3 + пестики, целлулоидные пластинки, баночки для мазей на 50,0 с крышками, пергаментные капсулы большие, вощеные капсулы, пакеты для порошков, пластилин, шпатели.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ВО ВНЕУЧЕБНОЕ ВРЕМЯ (ЗАДАНИЕ НА ДОМ)
1. Изучить теоретический материал по вопросам самоподготовки.
2. Оформить протокол в соответствии с распределением рецептов из приложения №16.
Распределение рецептов:
1. 1 6 4. 3 5 7. 3 4 10. 2 4 13. 1 4
2. 2 5 5. 2 4 8. 2 5 11. 1 5 14. 2 5
3. 3 4 6. 1 6 9. 1 6 12. 3 6 15. 3 6
Вопросы для самоподготовки | Источники информации | Цель самоподготовки | Вопросы для самоконтроля и задания для оформления протокола |
1. Требования к условиям изготовления лекарствен- ных форм для детей до 1 года | 1. Фармацевтическая технология. Технология лекарственных форм: учебник / Под ред. И.И. Краснюка, Г.В. Михайловой. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 656 с. 2. Практикум по технологии лекарственных форм: Учебное пособие / И.И. Краснюк, О.Н. Григорьева и др. Под ред. И.И. Красныюка и Г.В. Михайловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 432 с. 3. Изготовление лекарственных форм для новорожденных и детей до 1 года: Учебно-методические рекомендации / Составители: А.А. Сохина, С.В. Первушкин, Л.Д. Климова, О.В. Бер, Н.Н. Желонкин. – Самара: ГБОУ ВПО СамГМУ, 2013 – 60 с. | Знать, чтобы учесть чувствительность организма ребенка к микроорганизмам и возможность изменения свойств лекарственных препаратов в присутствии микроорганизмов. | Ответьте на вопросы. Чем объясняются особые требования к изготовлению лекарственных форм для детей до 1 года? Какие требования предъявляются к микробиологической чистоте лекарственных средств для новорожденных и детей до одного года? Что подразумевается под асептическими условиями изготовления? |
2. Фармацевтическая экспертиза рецепта | Знать, чтобы уметь проверять совместимость ингредиентов прописи и рассчитывать лечебные дозы лекарственных веществ, норм отпуска, делать вывод о возможности изготовления. | Ответьте на вопросы. В чем заключаются особенности: - оформления рецептов и требований на лекарственные средства для детей до одного года; - проверки доз лекарственных веществ. Как должен быть оформлен рецепт, если врач умышленно превысил высшие дозы лекарственного вещества? Как поступают, если дозы превышены при отсутствии специальных отметок в рецепте? Какие лекарственные вещества запрещены к использованию в детской практике? В рабочую тетрадь перепишите рецепты на латинском языке в соответствии с распределением, указанном для каждого студента. Проверьте совместимость ингредиентов своих прописей. Определите лечебные разовые и суточные дозы лекарственных веществ в лекарственных формах для внутреннего и инъекционного применения. Сравните с высшими дозами. Сделайте вывод о возможности изготовления лекарственных препаратов. | |
3. Характеристика лекарственных форм для детей до года. | Знать, чтобы учесть физико-химические свойства ингредиентов прописи в технологии, упаковки и оформлении лекарственных форм к отпуску. | Ответьте на вопросы. Какие лекарственные формы применяют для лечения детей до года? В каких количествах разрешен отпуск лекарственных средств для детей? В рабочей тетради дайте письменно характеристику выписанных лекарственных форм. Приведите описание технологически значимых свойств ингредиентов прописей. | |
4. Правила составления рабочей прописи | Знать, чтобы уметь делать расчеты и составлять рабочую пропись | В рабочей тетради сделайте расчеты по своим рецептам. Определите: - массу (или объем) каждого ингредиента; - общую массу (или объем) лекарственной формы; - для дозированных лекарственных форм рассчитайте развеску. Составьте рабочие прописи. | |
5. Правила изготовления лекарственных форм для детей до одного года | Знать, чтобы уметь обосновать рациональную технологию лекарственных препаратов и изготавливать их. | Ответьте на вопросы. Какие лекарственные формы, лекарственные и вспомогательные вещества подлежат стерилизации? Какие методы стерилизации используют и в каких режимах? В чем заключаются общие и специальные правила изготовления лекарственных форм, применяемых для детей до года (порошков, растворов для внутреннего и наружного применения, суппозиториев, мазей, масел, растворов для инъекций)? В рабочей тетради опишите по стадиям с теоретическим обоснованием изготовление лекарственных форм по своим прописям, оформите ППК. | |
6. Укупорка и оформление лекарственных форм для новорожденных и детей до 1 года | Знать, чтобы уметь выбрать правильную упаковку для изготовленных лекарственных форм (капсулы, флаконы, баночки, пакеты и др.), оформить их к отпуску соответствующими этикетками. | Ответьте на вопросы. Как укупоривают к отпуску детские лекарственные формы? Какими этикетками оформляют? Какие марки стекла используют для отпуска растворов? Какую документацию оформляют к рецепту? В рабочей тетради опишите с теоретическим обоснованием выбор капсул для порошков, баночек и флаконов для жидких и мягких лекарственных форм. Оформите этикетки с указанием основных и дополнительных надписей. | |
7. Контроль качества лекарственных форм | Знать, чтобы уметь решить вопрос пригодности лекарственного препарата к отпуску из аптеки. | По каким показателям оценивается качество лекарственных форм для новорожденных и детей до года? Какие методы контроля используют? Какие отклонения допускаются в массе (объеме) лекарственных форм? Каким приказом они регламентируются? Какие нормативные документы регламентируют правила контроля качества лекарственных форм для детей до года? | |
8. Хранение и отпуск лекарственных форм для детей до года | Знать, чтобы уметь организовать правильные условия хранения изготовленных лекарственных форм и отпуск их из аптеки | Каковы условия и сроки хранения лекарственных форм для новорожденных и детей до года? Как осуществляется отпуск лекарственных форм для детей первого года жизни из аптек? |
|
|
|
|