Номер этапа | Описание этапа | Время, мин | Цель этапа |
Изготовление офтальмологической мази и раствора из концентрата по индивидуальным рецептам в соответствии с распределением. Студенты работают по следующему алгоритму: | 1. Уметь рассчитывать теоретическую осмолярность; делать расчет количества лекарственных и вспомогательных веществ и составлять рабочую пропись. 2. Уметь соблюдать асептические условия изготовления глазных лекарственных средств. 3. Уметь выполнять технологические стадии изготовления офтальмологических растворов и глазных мазей. 4. Уметь оформлять глазные капли и мази к отпуску. 5. Уметь оценивать качество глазных капель и мазей, соблюдать условия и сроки хранения. | ||
1. | Сделайте расчеты и составьте рабочую пропись на обратной стороне ППК. | ||
2. | Подготовьте рабочее место. Выберите весы, разновес, посуду для изготовления растворов, ступку, воронку, материал для фильтрования, флакон и баночку для отпуска. | ||
3. | Изготовьте офтальмологический раствор с использованием концентратов. Проведите контроль чистоты раствора на черном и белом фоне. Укупорите флакон с раствором. | ||
4. | Заполните паспорт письменного контроля. | ||
5. | Оформите этикетку на полученный лекарственный препарат. | ||
6. | Повторите последовательность действий 1-2 по второму рецепту. | ||
7. | Изготовьте глазную мазь. Перенесите в баночку для отпуска. Укупорите. | ||
8. | Повторите последовательность действий 4-5 по второму рецепту. | ||
9. | Приведите рабочее место в порядок. | ||
10. | Сдайте продукцию и протокол преподавателю на проверку. | Оценка правильности выполнения алгоритма |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 14
1. Возьми: Цинка сульфата 0,05
Вазелина 9,0
Ланолина безводного 1,0
Смешай, чтобы получилась мазь.
Дай. Обозначь. Наружное. Закладывать за веко левого глаза.
2. Возьми: Мази стрептоцидовой 2% - 10,0
Дай. Обозначь. Наружное. Смазывать веко.
3. Возьми: Мази пилокарпина гидрохлорида 2% - 10,0
Дай. Обозначь. Наружное. Нанести на ночь за веко.
4. Возьми: Рибофлавина 0,001
Кислоты аскорбиновой 0,1
Раствора глюкозы 3% - 10 мл
Смешай. Дай. Обозначь. Наружное. По 2 капли 2 раза в день.
5. Возьми: Рибофлавина 0,001
Кислоты аскорбиновой 0,05
Раствора кислоты борной 2% - 10 мл
Смешай. Дай. Обозначь. Наружное. По 3 капли 2 раза в день в оба глаза.
6. Возьми: Цинка сульфата 0,025
Раствора кислоты борной 2% - 10 мл
Смешай. Дай. Обозначь. Наружное. По 2 капли 2 раза в день в оба глаза.
М Е Т О Д И Ч Е С К И Е У К А З А Н И Я
к практическому занятию № 15 по технологии экстемпоральных
лекарственных форм для студентов 3 курса 6 семестра
РАЗДЕЛ: ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ПАРЕНТЕРАЛЬНОГО ПРИМЕНЕНИЯ.
Т Е М А: ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ФОРМ
С АНТИБИОТИКАМИ
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Студенты должны знать:
- особенности антибиотиков, учитываемые при изготовлении лекарственных препаратов.
Студенты должны уметь:
- проверять дозы антибиотиков;
- рассчитывать количество антибиотиков по таблице соответствия 1.000.000 ЕД и массы;
- изготавливать порошки, капли, растворы для наружного применения, мази, суппозитории;
- оформлять паспорт письменного контроля;
- проводить контроль качества указанных лекарственных форм;
- оформлять этикетку.
Продолжительность занятия: 180 минут
Оснащение занятия: ВР-1, ВР-5, разновесы, бумажные складчатые стерильные фильтры маленькие, стерильные ватные тампоны, ступки №4 + пестики, ступки №2,3 + пестики, целлулоидные пластинки, баночка для присыпок, баночки для мазей широкогорлые, марля для обвязывания баночек, резинки, нитки, ножницы, шпатели, капсулы вощеные и пергаментные.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ВО ВНЕУЧЕБНОЕ ВРЕМЯ (ЗАДАНИЕ НА ДОМ)
1. Изучить теоретический материал по вопросам самоподготовки.
2. Оформить протокол в соответствии с распределением рецептов из приложения №15.
Распределение рецептов:
1. 1 3 4. 2 3 7. 1 3 10. 2 4 13. 1 4
2. 2 4 5. 1 4 8. 2 4 11. 1 3 14. 2 3
3. 1 4 6. 2 4 9. 1 3 12. 2 4 15. 1 4
Вопросы для самоподго- товки | Источники информации | Цель самоподготовки | Вопросы для самоконтроля и задания для оформления протокола |
1. Требования к условиям изготовления лекарствен- ных форм с антибиотиками | 1. Фармацевтическая технология. Технология лекарственных форм: учебник /Под ред. И.И. Краснюка, Г.В. Михайловой. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 541-545 с. 2. Практикум по технологии лекарственных форм: Учебное пособие /И.И. Краснюк, О.Н. Григорьева и др. Под ред. И.И. Красныюка и Г.В. Михайловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 432 с. 3. Изготовление лекарственных форм с антибиотиками: Учебно-методические рекомендации / Составители: Л.Д. Климова, А.А. Сохина – Самара: ГБОУ ВПО СамГМУ, 2013 – 59 с. | Знать, чтобы учесть чувствительность антибиотиков к микроорганизмам и возможность изменения свойств лекарственных препаратов в присутствии микроорганизмов. | Ответьте на вопросы. Чем объясняются особые требования к изготовлению лекарственных форм с антибиотиками? Что подразумевается под асептическими условиями изготовления? |
2. Фармацевтическая экспертиза рецепта | Знать, чтобы уметь проверять совместимость ингредиентов прописи, делать вывод о возможности изготовления лекарственных форм. | Ответьте на вопросы. Какая особенность возможна при прописывании дозы антибиотиков? Как проводят расчет массы антибиотиков с учетом ее соответствия ЕД? В рабочую тетрадь перепишите рецепты на латинском языке в соответствии с распределением, указанным для каждого студента. Проверьте совместимость ингредиентов своих прописей. Сделайте вывод о возможности изготовления лекарственных препаратов. | |
3. Характеристика лекарственных форм с антибиотиками. | Знать, чтобы учесть физико-химические свойства ингредиентов прописи в технологии, при упаковке и оформлении лекарственных препаратов к отпуску. | Ответьте на вопросы. Какие лекарственные формы с антибиотиками изготавливают в аптеках? Какие особенности антибиотиков ограничивают ассортимент лекарственных форм? В рабочей тетради дайте письменно характеристику выписанных лекарственных форм. Приведите описание технологически значимых свойств ингредиентов прописей. | |
4. Правила составления рабочей прописи | Знать, чтобы уметь делать расчеты и составлять рабочую пропись | В рабочей тетради сделайте расчеты по своим рецептам. Определите: - массу каждого ингредиента; - общую массу (или объем) лекарственной формы; - для дозированных лекарственных форм рассчитайте развеску. Составьте рабочие прописи. | |
5. Правила изготовления лекарственных форм с антибиотиками | Знать, чтобы уметь обосновать рациональную технологию лекарственных препаратов и изготавливать их. | Ответьте на вопросы. Каковы возможности термической стерилизации лекарственных форм с антибиотиками? Какие лекарственные формы, лекарственные и вспомогательные вещества подлежат стерилизации? Какие методы стерилизации используют и в каких режимах? В чем заключаются общие и специальные правила изготовления лекарственных форм с антибиотиками (порошков, глазных капель, суппозиториев)? Чем объяснить малые сроки годности водных растворов антибиотиков? В рабочей тетради опишите по стадиям с теоретическим обоснованием изготовление лекарственных форм по своим прописям, оформите ППК. | |
6. Укупорка и оформление лекарственных форм с антибиотиками | Знать, чтобы уметь выбрать правильную упаковку для изготовленных лекарственных форм (капсулы, флаконы, баночки, пакеты и др.), оформить их к отпуску соответствующими этикетками. | Ответьте на вопросы. Как укупоривают к отпуску лекарственные формы с антибиотиками? Какими этикетками оформляют? Какую документацию оформляют к рецепту? В рабочей тетради опишите с теоретическим обоснованием выбор капсул для порошков, баночек для мазей, пакетов или коробочек для суппозиториев. Оформите этикетки с указанием основных и предупредительных надписей. | |
7. Контроль качества лекарственных форм | Знать, чтобы уметь решить вопрос пригодности лекарственного препарата к отпуску из аптеки. | Ответьте на вопросы. По каким показателям оценивается качество лекарственных форм с антибиотиками? Какие методы контроля используют? Какие отклонения допускаются в массе (объеме) лекарственных форм? Каким приказом они регламентируются? Какие нормативные документы регламентируют правила контроля качества лекарственных форм с антибиотиками? |