double arrow

Организация бюджетного процесса в РФ. Характеристика стадий бюджетного процесса в РФ. Казначейская система исполнения бюджета и ее преимущества

Бюджетный процесс – регламентируемая законодательством РФ деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления по составлению и рассмотрению проектов бюджета, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, а также рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Особенности бюджетного процесса определяются формами государственного устройства.

Основные задачи бюджетного процесса:

· выявление материальных и финансовых резервов государства;

· определение доходов бюджета в соответствии с прогнозом социально-экономического развития:

· установление расходов, исходя из потребностей финансирования;

· согласование бюджетов с общей экономической стратегией страны;

· сокращение (ликвидация) бюджетного дефицита;

· межбюджетное регулирование

· повышение роли бюджетного планирования;

· повышение контроля за расходованием бюджетных средств.

Принципы бюджетного процесса:

1. четкая регламентация процедур бюджетного процесса

2. децентрализация бюджетного процесса, т.е., возможность для субъектов РФ и муниципальных образований вводить свои особенности в организацию бюджетного процесса

3. утверждение бюджетного законодательства органами гос. власти;

4. наделение органов гос. власти правом бюджетной инициативы;

5. гласность;

6. создание системы контроля за ходом бюджетного процесса.

Участниками бюджетного процесса являются:

· Президент Российской Федерации;

· органы законодательной (представительной) власти;

· органы исполнительной власти;

· органы денежно-кредитного регулирования;

· органы государственного и муниципального финансового контроля;

· государственные внебюджетные фонды;

· и т.д.

Бюджетный процесс включает в себя 4 стадии бюджетной деятельности:

1. составление проектов бюджетов;

2. рассмотрение и утверждение бюджетов;

3. исполнение бюджетов;

4. составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение.

Первый этап бюджетного процесса - составление проектов бюджетов. Данному этапу предшествует разработка прогнозов социально-экономического развития РФ, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов. Составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

В качестве основы для составления бюджетов используется баланс финансовых ресурсов (БФР) - баланс всех доходов и расходов РФ, ее субъектов, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на соответствующей территории.

Первый этап формирования федерального бюджета - разработка федеральными органами исполнительной власти и выбор Правительством РФ плана-прогноза функционирования экономики на очередной финансовый год. На основе данных плана-прогноза МФ РФ разрабатывает основные характеристики бюджета и распределение расходов бюджета. Правительство РФ рассматривает предложения об увеличении (сохранении) минимальных размеров оплаты труда и пенсий, их индексации.

МФ РФ в двухнедельный срок со дня принятия Правительством основных характеристик бюджета и распределения расходов бюджета направляет проектировки основных показателей бюджета федеральным исполнительным органам для распределения по конкретным бюджетополучателям и уведомляет исполнительные органы субъектов РФ о методике формирования межбюджетных отношений РФ и субъектов РФ.

Второй этап формирования федерального бюджета - распределение федеральными исполнительными органами предельных объемов бюджетного финансирования в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов и по получателям средств, разработка указанными органами предложений о проведении экономических преобразований, отмене нефинансируемых нормативных актов, а также подготовка перечня финансируемых федеральных целевых программ. Несогласованные вопросы подлежат рассмотрению межведомственной комиссией, возглавляемой министром финансов РФ. Не позднее 15 июля года, предшествующего очередному финансовому году, федеральные исполнительные органы должны завершить разработку и согласование показателей бюджета, представляемых одновременно с ним документов и материалов. С 15 июля по 15 августа на основе представленных федеральными исполнительными органами документов Правительство Российской Федерации должно утвердить проект закона о федеральном бюджете для внесения в ГД РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: