С системной точки зрения технология это такая основанная на (1) науке и (2) опыте продуктивной деятельности (3) система взаимоотношений-взаимосвязей между людьми, между людьми и уже имеющейся техникой (или окружающей, данной природной средой), которая обеспечивает (4) достижение целей в одной или нескольких из четырех основных типов деятельности (материально-преобразовательной, познавательной, ценностно-ориентационной деятельности и деятельности общения). Кратко говоря, научное знание становится эффективным, поскольку опыт превращает его в инструмент решения новых задач экономики и социальной жизни вообще.
Как бы не высказывались отдельные деятели политики и бизнеса, но под инновациями все же следует понимать такие нововведения, новшества, такое использование:
1) информационных элементов системы «новая технология» (НОВЫХ знаний, НОВОГО производственного опыта);
2) материальных элементов этой системы (уже имеющихся или новых технических средств, устройств, исходных продуктов и т.д.);
|
|
3) НОВЫХ принципов взаимоотношений-взаимосвязей этих элементов в процессе материально-преобразовательной деятельности;
которое, с позиции цели новой технологии (качественно и/или количественно повысить эффективность этой деятельности), логически объединяет эти элементы процедурно, процессуально в описании этой новой технологии ее новыми взаимосвязями-взаимоотношениями.
Кандидат наук, полковник, ветеран РВСН и ГРУ Генштаба О.Л.Сергеев подчеркивает, что без приращения новых знаний и опыта производство попадает в технологическую западню непрофессионализма и безответственности. Признаками информационных поражений сознания и подсознания высших управленческих кадров в этой связи являются:
1) псевдоцели развития; поскольку практическая цель является системообразующей основой любой технологии, постольку притянутые за уши псевдоцели полностью вытесняют цель реальную и ожидаемый результат;
2) отсталые технологии; это не старые станки, которые можно заменить новыми, а, прежде всего, такие взаимоотношения людей, которые тормозят и процесс выработки инноваций из новых знаний и опыта поколений и процессы их использования в практической деятельности;
3) технологическая несовместимость; главными врагами инноваций являются псевдоцели (ложные цели) и технологическая несовместимость при ошибочном или умышленном объединении процессов «разнополярной» природы, содержания или не синхронизированных по времени.
4) заранее запланированный конфликт знаний и опыта эпохи технологической революции, который также стоит за всемичудовищно нелепыми катастрофами, перманентно преследующими страну.
|
|
5) уничтожение объединением (см.далее) и др.
Например, захват всей электроэнергетики бизнес-дельцами России завершился катастрофой на Саяно-Шушенской ГЭС. Пермская трагедия, отмечает О.Л.Сергеев, унесшая жизни свыше ста человек, показала, что «опыт, сын ошибок трудных» еще не превратил сумму хорошо известных истин в стереотип безопасных действий. Парадоксы псевдовоспитания: «авось», «моя хата с краю», «если нельзя, но очень хочется, то можно» направили гений реформаторов в область простых, но технологически несовместимых решений.
О.Л.Сергеев пишет, что совмещение во многоцелевом объекте нескольких технологий редко бывает успешным. Еще во Вьетнаме американцы разочаровались в своем новейшем истребителе-бомбардировщике F-111. По этому поводу маршал Андрей Гречко сказал, что это и не истребитель; и не бомбардировщик. Напротив, успех космической экспедиции «Аполлон-Союз» в 1975 г. был обеспечен созданным отечественными инженерами стыковочным узлом, совместившим технологически американский и советский корабли.
Объясняя последствия попыток совместить «технологическое» несовместимое, О.Л.Сергеев обращается к силой навязанному стране единому государственному экзамену (ЕГЭ). Это, полагает он, впечатлительный пример модели «технологической несовместимости», объединивший диаметрально противоположные по целям и задачам (1) школьные выпускные экзамены (призванные дать оценку воспитательно -образовательным усилиям школы и, прежде всего, результатам приобщения новых поколений к общественно-историческому опыту, усилиям школы и родителей по нравственному, трудовому и патриотическому воспитанию) и (2) приемные испытания в вузы, в образовательно -воспитательные учреждения (испытания, которые должны дать оценку природной предрасположенности и готовности молодых людей к той или иной профессиональной деятельности).
«…Индикатором провала этой затеи явилась перепроверка результатов ЕГЭ и череда коррупционных скандалов. По образному выражению видных математиков, авторы ЕГЭ скрестили микроскоп и телескоп. Оценка эффективности измерений, проведенная Рособрнадзором, составила 40% при 25% коррупционной составляющей ЕГЭ.»
Следует вообще констатировать, полагает О.Л.Сергеев, ученый-эксперт Всероссийского фонда образования, что «технологической ловушкой» для России стало отделение «реформаторами» самого процесса обучения от воспитания.
Разделяя эту точку зрения, мы полагаем, что «болонский процесс, вымывающий опытную профессуру из вузов, приоритет информационно-отчетной составляющей и «разруливание» финансов (часто с прицелом на личное обогащение) у «новых эффективных менеджеров» системы образования (и обслуживающей их челяди) вытеснил из воспитательно -образовательной деятельности дошкольных, школьных и образовательно- воспитательной деятельности средних специальных, высших учебных заведений российские традиции просвещения и эффективные педагогические методики.
Напомним, что «просвещать» в традициях русской культуры всегда означало «даровать свет умственный, научный и нравственный, поучать истинам и добру, воспитывать; образовать ум и сердце»; просвещенный человек, современный образованием, книжный, читающий, с понятиями об истине, доблести и долге; просвещение - развитие умственных и нравственных сил человека; научное образование, при ясном сознании долга своего и цели жизни; свет науки и разума, согреваемый чистой нравственностью; развитие умственных и нравственных сил человека; научное образование, при ясном сознании долга своего и цели жизни.
К этому содержанию понятия «просвещении», изложенного В.И.Далем, прибавим еще одно важное для правильного, как нам представляется, понимания общего всестороннего просвещения, понятие «воспитание». Воспитывать, как издавнасчитали в России, означало заботиться о вещественных и нравственных потребностях малолетнего, до возраста его (в низшем значении этого понятия) и просвещать - научать, наставлять и обучать всему, что для жизни в обществе нужно (в высшем значении этого понятия).
|
|
И псевдоцели, и нищета педагогов, и безоглядная ломка в угоду западным стандартам существовавших технологий воспитательно-образовательного процесса, и внедрение технологий, призванных лишь загрузить в сознание молодого поколения новую информацию, и повсеместная пропаганда развлечений, комфорта и индивидуального «жизненного успеха» любым путем должны были сказаться и уже сказались на таких нравственных компонентах профессионализма нового врача и инженера, педагога и юриста, военнослужащего и милиционера (полицейского?), госслужащего и рабочего как «ответственность» и «профессиональная честность».
О.Л.Сергеев полагает, что главную роль в разрушении системы знаний и опыта сыграли Законы РФ «Об образовании» и «О высшем и послевузовском специальном образовании».
«Питатели разума» - воспитатели занимают особое место в истории человечества. Без них «умное здание» школы никогда не зажжет факел нового знания. Планы ликвидации педагогических (в том числе инженерно-педагогических) вузов и замены педагога квалифицированным специалистом на этапе современного технологического вызова зловещи не менее, чем ЕГЭ. А тенденция перехода функций воспитания из системы образования в МВД усиливает дисбаланс принуждения, наказания и убеждения.
Сами же карательные технологии, пришедшие на смену профилактическим и тонким агентурно-оперативным, совершенно иначе форматируют взаимоотношения этих органов и с обществом и внутри себя, стремительно снижая былую эффективность оперативно-розыскной и профилактической деятельности органов охраны правопорядка, вымывая из этих органов профессиональных сыщиков, честных и опытных защитников граждан от криминалитета, юристов, понимающих свою ответственность за судьбы страны.
|
|
Уничтожение объединением. О.Л.Сергеев отмечает, что примером этого в последние годы любимой аппаратной идеей чиновников стало объединение органов государственной власти, имеющих отвратительное свойство размножения при распаде на монопольные секторы коррупционного решения частных задач. Объединение вузов, заводов и т.д.
Искусство создания целевых кластеров для сокращения множащихся органов власти заменило бы построение причудливых образований - министерств-монстров с абсолютно несовместимой технологически деятельностью.
Что общего между транспортом и связью, атомной энергетикой и коммунальным хозяйством, образованием и наукой, медициной и трудом, культурой и массовой коммуникацией, промышленностью и торговлей? Конечно, поднатужившись, можно доказать, что, например, система образования и система научных исследований имеет нечто общее – «знание, научную информацию». Но цели каждой из систем несовместимы, как, естественно, несовместимы технологии воспитательно-образовательной деятельности и деятельности научно-исследовательской и опытно-конструкторской.
Закономерным следствием объединения (по чьей-то явно не российской идее) несовместимых целей в одном министерстве или в одной отрасли стала естественная реакция управленческой подсистемы гиперсистемы «страна» на эту несовместимость: рост численности чиновников, вал отчетной документации, парализующий работу исполнителей. Сегодня, например, органы управления системы образования блокируют учебный процесс в школе и вузе постоянным требованием подготовки массы справок и придумыванием «инноваций» в образовательном процессе.
Отметим, и то обстоятельство, что сегодня министерские чиновники, и «руководящие образованием» и те, кто повыше, полагают, что нашли один из ответов на вопросы обеспечения модернизации страны в том, что якобы можно эффективно совместить научные и образовательные технологии в новых исследовательских и федеральных университетах и получить для экономики новые производственные технологии.
Заметим, во-первых, что уничтожение национально ориентированных моделей экономического развития и внедрения инокультурных моделей в сознание руководящих кадров является важнейшей задачей информационной войны против России
Во-вторых, за советское и после советское время был накоплен различный опыт инноваций. Например, сталинский опыт использования научных «шарашек», совмещенных с опытным производством, когда «планомерно» арестованным ученым предоставлялась творческая свобода в закрытом пространстве «исправительных учреждений» и хороший паек в обмен на выдачу идей (и междисциплинарных тоже!) и доведения идей до производства.
Есть послесталинский опыт: объединение научных и производственных подразделений под крышей одного НПО – научно-производственного объединения. Об эффективности этого опыта и его совместимости с сущностью творчества (научного, конструкторского и производственного) может судить каждый образованный человек, думающий о судьбе своей нации.
Как и о том, что последние десятилетия с большим успехом шел разгром именно НПО при явном нежелании новых «эффективных собственников» вкладываться в отечественную науку. И наивно полагать, замечает О.Л.Сергеев, что без интеграции с производством можно совместить научные и образовательные технологии в новых исследовательских и федеральных университетах. Свидетельство тому провал административной реформы и ЕГЭ.
Опыт уже российской «реформации» послесоветского периода наиболее хорошо известен молодым российским экономистам. Одна из целей этих реформ административной и образовательной, военной и энергетической, сегодня уже четко просматривается в том, чтобы создать универсальные, компактные структуры управления, не требующих от управленцев специальных знаний, но позволяющих «правильно» управлять финансовыми потоками.
Понятно, что это и есть пример внедрения в сознание управленцев подрывной информации - ложных целей политического управления страной (с заранее известными результатами). Скрещиванием несовместимого - различных по своим целям технологий – отсталой административной с передовой технологией бюджетирования, ориентированного на результат (results-based budgeting) - реформа 2004 г. убила в зародыше программный подход к управлению государством.
Неработоспособность госаппарата вызвала к жизни параллельные структуры национальных проектов и корпораций, собравших вместе сотни технологически неупорядоченных предприятий, знания и опыт которых остаются невостребованными.
Например, конечным результатом этой идеи явился неработоспособный «трехчлен» из министерства, единого центра ракетостроения и универсальной земноводной «Булавой». Из дивизии вместо мобильной бригады получился неповоротливый полк, а коллапс управления электроэнергетики завершился катастрофой Саяно-Шушенской ГЭС.
Катастрофа на электростанциях, взрывы армейских арсеналов вновь и вновь доказывают угрозу технологической несовместимости эксплуатации и утилизации, поражающего технический объект при бездумном продлении сроков его службы.
Заметим,что опыт масштабных модернизаций, уже проведенных в России ранее (Петром I и И.Сталиным), потребовал кардинального («революционного») изменения госаппарата и известного преобразования социальной структуры общества. И методы этих «изменений» (и цена таких модернизаций) тоже хорошо известны.
Поэтому встают вопросы, например, о возможности модернизации страны с учетом четко обнаружившегося нежелания высшей власти модернизировать нынешний суперкоррумпированный, работающий преимущественно на свою выгоду госаппарат.
Примером является нынешняя попытка реформирования МВД России в 2010-2011 годах. Давно уже всем ясно, что без изменения принципов взаимоотношений всех подразделений этого министерства с гражданами, без таких же изменений взаимоотношений внутри самого министерства ничего у высшей власти не получится. Сколько бы не тратили денег на уже деградировавшую систему уже заранее известен закономерный конечный результат…