Стоимость компании: понятие, методы оценки, факторы роста

Оценка бизнеса и компании — одна из важнейших задач корпоративного управления. Она позволяет определить конкурентоспособность и успешность компании на рынке, служит индикатором развития компании. Методы оценки стоимости бизнеса. 1) затратный метод, включающий: ■ метод чистых активов, ■ метод ликвидационной стоимости; 2) сравнительный метод, включающий: ■ метод предприятий-аналогов (метод рынка капитала, метод сделок), ■ метод отраслевых коэффициентов; 3) доходный метод, включающий: ■ метод дисконтированных денежных потоков, ■ метод капитализации. 1) Затратный метод оценки. Затратный метод использует при оценке стоимости бизнеса понесенные издержки. А) Метод чистых активов. высчитывается и суммируется стоимость недвижимого имущества, машин и оборудования, нематериальных активов, товарно-материальных запасов и незавершенного строительства. Затем оцениваются и суммируются дебиторская задолженность и приведенная стоимость расходов буду­щих периодов. Далее определяют стоимость чистых активов, для чего из суммарной стоимости активов вычитают дебиторскую задолженность и приведенную стоимость расходов будущих периодов. Б) Метод ликвидационной стоимости. в том случае, когда ожидается банкротство этого предприятия. Вычитая из чистой стоимости активов расходы на ликвидацию. 2)Сравнительный метод оценки. Сравнительный метод оценки бизнеса основан на принципе заме­щения — покупатель не купит объект, если его стоимость превышает стоимость другого аналогичного объекта. А) Метод предприятий-аналогов позволяет по характеристикам пред­приятий-аналогов определить стоимость исследуемого предприятия. Б) Метод отраслевых коэффициентов позволяет на основе опыта про­даж бизнеса в той или иной отрасли получать зависимости между ценой продажи и каким-либо показателем. Метод используется для оценки стоимости малых компаний. Доходный метод оценки. Метод дисконтированных денежных потоков. Стоимость предпри­ятия при использовании метода дисконтированных денежных потоков принимается равной сумме следующих дисконтированных ве­личин: ■ всех дивидендов, выплаченных за время жизни предприятия; ■ прибыли за время жизни предприятия; ■ собственного капитала. Таким образом, формулу для расчета стоимости предприятия можно запи­сать в виде: A = P*N+П+К=N*Сумма (d/(1+q)в ст.j) + Сумма(y/(1+q)в ст.j) + K, Р — рыночная цена акции; N— количество акций предприятия; П— дисконтированная прибыль; К— собственный капитал предприятия на момент его оценки; j — номер года; n— время жизни предприятия; q— ставка дисконтирования (в общем случае функция времени); dj - дивиденд в периоде под номером j; yj — прибыль в периоде под номером j (обычно принимается равной сумме чистой прибыли и амортизации). Метод капитализации доходов. Если срок жизни исследуемого бизнеса очень велик, т.е. n стремится к бесконечности, то формула для его стоимости при­нимает вид: А=ЧП/q, где ЧП — чистая периодическая прибыль; q — коэффициент (ставка) капитализации. Способы влияния на стоимость компании: Факторы роста: Способ первый. Реализация инвестиционных проектов (модернизация действующего производства, строительство новых производственных мощностей и расширение инфраструктуры, повышение качества продукции в соответствии с возрастающими потребностями рынка) — наиболее распространенный сейчас способ увеличения стоимости компании. Способ второй. Структурная перестройка компании (реформирование, реструктуризация). Способ третий. Прозрачность и открытость предприятия. В сегодняшнем российском бизнесе существует расхождение между внешней оценкой стоимости компании и тем, как ее оценивают менеджеры и собственники. Эта разница обусловлена тем, что субъекты внешней среды обладают, как правило, меньшей информацией о компании по сравнению с менеджментом и собственниками. Поэтому проведение мероприятий, повышающих прозрачность и открытость бизнеса, способно увеличить стоимость компании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: