Рассматривая вопрос о месте музыки в общеобразовательной школе как предмета наблюдения, следует ограничить фазу научного изучения и фазу эстетического отбора до скромной фазы наблюдения за воспринимаемым явлением.
Восприятие и наблюдение музыки могут привести к художественной оценке и к повышению уровня вкуса.
Музыка – искусство слухо-моторных впечатлений.
Целью и задачей музыкальной педагогики в общеобразовательных школах – является развитие звуковых навыков путем разумно поставленного наблюдения музыкальных явлений. Сперва в их число музыкальной природе, потом в связи с содержанием звуковых образов и, наконец, в пределах изъяснения музыкальной символики, выразительной и изобразительной.
Уже к XI в. рисование рассматривается как общеобразовательный предмет и был связан с обучением грамоте. Скорее всего, в основу обучения был положен копийный метод.
Навыки приобретались в монастырских иконописных школах. Рисунок считался важной частью искусства иконописи, особенно в изображении ликов и фигур.
Сначала XVII в. требования к изображению ликов изменилось. Помимо четкости и слаженности рисунок должен быть и правдоподобным.
С реформами Петра I появилась необходимость в художниках различных специализаций. Возросла потребность и в светском искусстве.
В 1711 г. при Петербургской типографии организуется школа рисования, где помимо рисования по образцам практикуется рисование с натуры. Из-за границы приглашаются художники-педагоги. Рисование начинает широко внедряться как общеобразовательный предмет. Так рисование было включено в число предметов Московской академии (1715), Хирургической школы при Санкт-Петербургском военном госпитале (1716), Кадетском корпусе (1732). А в 1724 году в Российской академии наук предусматривалось преподавание «знатнейших художеств».
«Становление академического художественного образования в России»
В 1755 г. граф Шувалов на свой вторичный запрос о создании Академии Художеств получает от Елизаветы положительный ответ, а в 1758 Академию Художеств перевели из Московского университета в Санкт-Петербург. Основной учебный предмет – рисунок. По инициативе скульптора Жиле в 1760 году при Академии Художеств был организован класс, где изучали пластическую анатомию. В основе методики преподавания – рисование с натуры (копии с оригиналов, гипс, натура).
«Художественное образование в XIX веке».
Первая половина XIX в – наивысший расцвет академической школы рисунка. Над методикой преподавания работают: А.И. Иванов, В.К. Шебуев, А.Г. Венецианов. К началу XIX в. русская академическая школа становится лучшей в Европе. Преподают такие известные рисовальщики, как О.А. Кипренский, К.П и А.П. Брюллов, Р.А. Бруни. Практикуется рисунок двух видов: линейно-конструктивный с легкой прокладкой тона и объемно-пространственный с тональной проработкой формы и пространства.
Во второй половине XIX в наметилась ситуация противостояния сторонников официального академизма и прогрессивных художников-воспитанников АХ. Основными методистами являются И.Н. Крамской и П.П. Чистяков. В основе их методических взглядов – аналитическое рисование и тончайшая тональная моделировка формы. Чистяков указывал на то, что преподавание должно строиться на законах науки и искусства. Педагог не имеет права вводить ученика в заблуждение своими субъективными заблуждениями.
«Реформаторская художественная педагогика рубежа XIX – XX вв».
В России, а впоследствии в Советской России, преподавание изобразительного искусства стало ареной борьбы противоречий не только педагогических, но и идеологических. Формальные направления в искусстве Запада и России (конструктивизм, футуризм, абстракционизм) породили пересмотр методической основы академической системы. На первый план выступает формальная основа организации плоскости. Широкое распространение получил метод проектов. Однако, начиная приблизительно с 30-ых годов XX столетия, реалистические устремления в искусстве берут реванш. Но новаторские устремления не прошли незамеченными в методике преподавания Академии. Главнейшие этапы живописи были отражены в программе Академии Художеств:
· От натурализма – вертикально-горизональное классическое построение картинной плоскости.
· От импрессионизма – анализ световых спектральных цветов.
· От кубизма – разноплоскостное расчленение поверхности и многообразие осевых вхождений в глубину картинной плоскости.
До революции в Российской империи художественному образованию уделялось немало внимания. Для детей из имущего класса были обязательны, помимо общеобразовательных дисциплин, такие уроки как танцев, музыкального исполнительства, рисования, литературного творчества и др. Для детей из бедных семей существовали губернский школы, церковно-приходские школы, где детей обучали творчеству: письму, литературе, рисованию, музыке (хор). Это было обусловлено развитием письменности – требовались переписчики, писари и др. профессии.