Центрами образования в древней Руси были монастыри и княжеские дворы. В Киеве в
XI в. при Андреевском монастыре специальной женской школе обучали пению. Значительное место отводилось певческому обучению в духовных училищах.
Первым профессиональным русским хором был хор государевых певчих дьяков, организованный в XV в. На основе этого хора была создана впоследствии Петербургская придворная певчая капелла.
Большое влияние на репертуар детского пения оказала народная песня. В народном песнетворчестве существует специальный цикл песен, связанных с детством: это колыбельные и другие материнские песни, прибаутки, считалки и т.п.
Детское музыкальное воспитание в России в XIX веке.
Школьные уставы ставили судьбу музыки в каждой отдельной школе целиков в зависимость от усмотрения начальства.
Особенно заботливо было поставлено музыкальное образование в привилегированных женских учебных заведениях, где музыка рассматривалась в качестве важного элемента воспитания.
|
|
В петербургском училище ордена святой Екатерины за время обучения в восьми основных классах (с 10 до 17 лет) ученицы обучались хоровому пению и игре на фортепиано. Хоровое пение распадалось на светское и духовное.
Духовное пение начиналось со старших классов и проводилось параллельно со светским пением по одному разу в неделю. Задачей его являлась подготовка к богослужениям.
Индивидуальные занятия по фортепиано проводились с первого до последнего класса два раза в неделю по полчаса. Репертуар составляли гаммы, этюды и хоровые пьесы русских и западных авторов. Ежегодно экзамены проходили весной, во время великого поста
Московская Народная консерватория организована в 1906 г. по инициативе передовых деятелей музыкальной культуры С.И. Танеева, Е.Э. Линевой, Б.Л. Яворского и др.
Хоровые классы в консерватории являлись творческой базой изучения музыкально-теоретических дисциплин: теории музыки, сольфеджио, основ гармонии, полифонии, анализа форм, истории музыки.