double arrow

Показатели качества образования


Исходя из подхода к пониманию качества образования, можно выделить следующие блоки показателей качества.

1. Качество преподавательского состава.

2. Состояние материально-технической базы учебного заведения.

3. Мотивация преподавательского состава.

4. Качество учебных программ.

5. Качество студентов.

6. Качество инфраструктуры.

7. Качество знаний.

8. Инновационная активность руководства.

9. Внедрение процессных инноваций.

10. Востребованность выпускников.

11. Конкурентоспособность выпускников на рынке труда.

12. Достижения выпускников.

Качество преподавателяопределяет содержание образования, качества учебных программ, методику обучения, конкурентоспособность выпускников на рынке труда и другие составляющие качества образования. При этом преподаватель не только передает знания, но и формирует личность обучаемого, его мировоззрение и духовность. Поэтому качество преподавателя – понятие комплексное, включающее в себя:

· уровень компетентности – знания и опыт в определенной области науки и практики;

· потребность и способность заниматься преподавательской деятельностью;




· наблюдательность – способность подмечать существенные, характерные особенности учеников;

· способность устанавливать контакты с внешней и внутренней средой;

· известность;

· научно-исследовательскую активность;

· наличие научной школы.

Образовательный процесс становится высокотехнологичным, в нем используются достижения информационных и телекоммуникационных технологий.

Качество обучающегося, который является тем материалом, который должен быть превращен в конечный результат образовательного процесса. Качество обучающегося можно охарактеризовать с помощью следующих показателей:

· знания, полученные ранее по профильным для обучающегося учебным дисциплинам;

· знание компьютера;

· владение иностранным языком;

· желание учиться;

· интеллект;

· духовность;

· одаренность;

· память;

· дисциплинированность;

· настойчивость;

· работоспособность;

· наблюдательность;

· планирование карьеры.

Художественно-творческая деятельность человека развертывается в многообразных формах, которые называют видами искусства, его родами и жанрами. Обилие и разнообразие этих форм могут показаться хаотическим нагромождением, в действительности же они являются закономерно организованной системой видовых, родовых, жанровых форм. Так, в зависимости от материальных средств, с помощью которых конструируются художественные произведения, объективно возникают три группы видов искусств:

1. пространственные, или пластические (живопись, скульптура, графика, художественная фотография, архитектура, декоративно-прикладное и дизайн), т.е. такие, которые развертывают свои образы в пространстве;



2. временные (словесные и музыкальные), т.е. такие, где образы строятся во времени, а не в реальном пространстве;

3. пространственно-временные (танец; актерское искусство и все базирующиеся на нем; синтетическое – театр, киноискусство, телеискусство, эстрадно-цирковое и т. д.), т.е. такие, образы которых обладают одновременно протяженностью и длительностью, телесностью и динамизмом.

Организация художественно-творческой деятельности школьников представляет собой порядок взаимодействия учителя и школьников в соответствии с целями непрерывного образования:

· учебный процесс строится на основе гуманизации

· создается художественно обогащенная педагогическая среда, предполагающая сотворчество и творческую атмосферу;

· освоение содержания образования предметов художественно-эстетического цикла происходит с опорой на художественно-творческую деятельность детей;

· художественно-творческая деятельность организована как взаимодействие детей и педагогов в учебном процессе и во внеурочное время;

· процесс обучения детей художественно-творческой деятельности строится на основе их субъектного опыта.

Урок – такое время и место, где и когда управленческая составляющая компетентности учителя может быть выявлена и измерена как им самим, так и учащимися и администрацией. Как учитель анализирует учебно-познавательные ресурсы учеников и качество методического сопровождения процесса обучения, как он его планирует, организует, корректирует, ставит цели, как производит оценку результатов… Недаром в каждой школе важнейшим звеном внутришкольного контроля является контроль качества уроков.



Критерии оценки качества урока:

1. Содержание урока – оценивается соответствие содержания требованиям используемой программы и обязательного минимума, выбор программы и учебных материалов, использование учащимися дополнительных источников информации на уроке.

2. Мотивация учащихся – оценивается работа учителя по применению приемов мотивации на результат и на деятельность; грамотность выбора приемов мотивации, соответствующих уровню развития мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сфер каждого ученика.

3. Структура урока – оценивается оптимальность структуры данного урока, качество этапа актуализации знаний и постановки целей, наличие и логическая связь этапов урока, учет и выполнение требований к структуре урока. Оценивается четкость завершения каждого этапа урока.

4. Применение приемов развивающего обучения – оценивается оптимальный объем и целевое разнообразие приемов развивающего обучения, дифференциация при использовании этих приемов в учебной деятельности.

5. Самостоятельная деятельность учащихся – оценивается оптимальность времени, отведенного на самостоятельную работу, обеспеченность дидактическим оснащением, уровень дифференциации и индивидуализации самостоятельной работы.

6. Организация этапа диагностики ЗУН – оценивается организация комфортных условий этапов проверки домашнего задания и проверки усвоения нового материала на уроке.

7. ТСО (технические средства обучения) – оценивается оптимальность, целесообразность и формы организации работы с ТСО на уроке.

8. Стиль общения – оценивается использование учителем понимающего и директивно-понимающего стиля общения, деятельность учителя по созданию и поддержанию психологического комфорта на уроке при общении с каждым учеником.

9. Результативность урока – по ученику – оценивается уровень усвоения учебного материала. Состояние учеников после урока: их удовлетворение собственной деятельностью, настроение, отсутствие ощущения усталости.

10. Результативность урока – по учителю – оценивается уровень достижения поставленных целей, выполнения всех задач, удовлетворенность учителя уроком, умение учителя «отрефлексировать» удачи и промахи «по горячим следам».







Сейчас читают про: