double arrow

Критерии качества технологической составляющей (методической) занятий художественного цикла


Подготовка преподавателя к уроку. Уверенное знание лекции Наличие наглядного материала. Понятность и усвояемость лекции группой и индивидуальный обхват учащихся. Вводный инструктаж. Текущий инструктаж просмотр и обсуждение выполненных работ

Оценка качества преподавания учителями предметов художественного цикла ведется по результатам выступлений на смотрах, фестивалях, конкурсах, выставках по количеству призовых мест и дипломов


21. Характеристика основных компонентов профессиональной деятельности преподавателя художественных дисциплин.

Художественно-педагогическая деятельность и ее основные характеристики. Многообразие форм педагогической деятельности учителя. Художественно-конструктивная деятельность. Осмысление педагогом способов художественно-педагогического построения урока искусства, конкретизация педагогических задач, содержания методов обучения в соответствии с условиями проведения занятий, способностями, интересами и художественным опытом учащихся. Планирование художественно-педагогического процесса. Основные этапы подготовки учителя к уроку. Музыкально-исполнительская деятельность учителя музыки (игра на инструменте, пение, дирижирование). Художественно-творческая деятельность педагога по предмету «изобразительное искусство и художественный труд». Художественно-коммуникативная и художественно-организаторская деятельность - реализация принципа совместного с детьми «проживания и переживания художественного произведения», организация индивидуальной, групповой и коллективной художественной деятельности учащихся.




Современные тенденции развития художественного образования требует большего совершенствования профессиональной деятельности и профессиональной культуры педагога искусства.На современном этапе в качестве важнейшей задачи в реализации практической деятельности учителя искусства выступает способность и готовность учителя к самостоятельному конструированию содержания учебного предмета в соответствии с целями и задачами воспитания и обучения, к овладению новыми педагогическими технологиями. Цель деятельности преподавателя научить учащихся самостоятельно воспринимать и оценивать явления художественной культуры. Как бы хорошо ни разбирался сам преподаватель в проблемах художественной культуры, как бы убедительно ни представлял свои знания в лекциях, ни его любовь к искусству, ни его знания не подлежат механической передаче и механическому усвоению. Учащиеся должны самостоятельно воспринимать, оценивать, осмысливать искусство, искать связи между художественными явлениями. В ходе работы необходимо организовать не только готовность и способность учащихся воспринимать искусство, но и удерживать, направлять их внимание на протяжении всей самостоятельной части занятия, создавая восхождение от пассивной позиции к более активной. Активное проявление, исходящее от самого учащегося, означает не только выражение интереса, но и готовность выполнять задания, связанные с освоением художественной культуры. Без налаженной обратной связи с аудиторией невозможно обнаружить, есть ли отклик.



Специфика предмета обучения – сложнейший мир художественной культуры и художественной деятельности людей в мировом историческом контексте – предполагает основные формы и методы обучения. Только организациясамостоятельной активной деятельности учащихся, в ходе которой каждому будет предоставлена возможность выработать и продемонстрировать собственную систему ценностей – есть путь подлинного приобщения к миру художественной культуры.

Все учащиеся имеют разную предрасположенность к различным видам художественной деятельности. Чтобы обеспечить эффективность обучения, необходимо учитывать особенности каждого, опираясь на принцип индивидуализации.Вся многосторонняя самостоятельная деятельность учащихся протекает в условиях общения. Само формирование содержания заданий позволяет организовать эту деятельность в достаточно устойчивых малых группах. Именно в этих малых группах, созданных на основе выбора партнеров, и протекает основная часть самостоятельной учебной работы по освоению содержания курса.



Внеучебная самостоятельная деятельность учащихсяв форме развивающего досуга – еще одно обязательное звено в организации процесса обучения основам мировой и художественной культуры. В процессе изучения курсасамостоятельная внеучебная деятельностьучащихся должна осознаваться преподавателем как самостоятельное звено процесса обучения. Ученикам предоставляется свобода выбора форм и видов деятельности для самостоятельного художественного и эстетического воспитания: для работы в библиотеке, посещения выставки или театра, участия в экскурсиях. Безусловно, нужно помогать ученикам в организации творческих дней, чтобы они не превращались в обычные выходные, но право выбора, право на самостоятельное решение, чем заниматься в этот день, должно оставаться за учащимися.

Учителюпросто необходимо за время обучения дать учащемуся не набор сведений, а систему понимания содержания искусства, которую потом можно всю жизнь насыщать все новыми и новыми знаниями.

Основные задачи:

· Как пробудить интерес учеников к искусству;

· Создание условий для создания образного представления о культурной жизни человечества в разные эпохи;

· Сформировать у учащегося свои критерии оценки художественного творчества;

· Сподвигнуть учеников на самостоятельное творчество.

Внимание учениковдолжно быть направлено на установление личных, прочных, повседневных контактов с искусством – с его сложным и многообразным миром. Учитель вправе использовать произведения искусства по своему усмотрению, в зависимости от уровня художественной подготовки учащихся, своих личных склонностей, наличия соответствующих материалов ив и т. п.

Для эффективного освоения мира художественной культуры процесс обучения должен предусматривать три обязательных и взаимосвязанных звена:

· Аудиторные (занятия происходят в условиях учебной аудитории, класса) и вне аудиторные (непосредственно на выставках, в музее) занятия.

· Самостоятельная учебная и внеучебная деятельность.

· Внеучебная деятельность в форме развивающего досуга.

Немаловажным фактором является также развитие индивидуальных способностей у каждого ребенка. Знакомство с произведениями искусства и явлениями художественной культуры, приобретение навыков, самостоятельное осмысление культурных процессов является главными задачами этого курса.

Основные этапы подготовки учителя к уроку.В соответствии с планом и поурочными разработками изучение необходимой литературы по теме урока, составление конспекта урока, подготовка наглядного и звукового материала, дополнительной литературы.

Формирование основ художественной культуры нельзя рассматривать только как собственную работу отдельного ученика. Восприятие и усвоение любой информации, особенно художественной, носит избирательный характер, который определяется как личными свойствами самого ученика, так и влиянием ближайшего круга общения. Оптимальным в процессе обучения будет не игнорирование этого явления, а выявление и использование его при организации и регулирования общения учащихся друг с другом на занятиях. С этой целью могут быть организованы такие варианты общения, когда механизм передачи эстетического и художественного опыта действует не только от учителя к ученику и обратно, но и от ученика к ученику. Поставить ученика в позицию активного участия в процессе обучения можно несколькими способами, среди которых выделяются два: на основе интереса к содержанию занятий и на основе увлекательного способа изучения предмета.

Оптимальной системой управления процессом обучения, дающей наиболее эффективный результат, является методика организации многоуровневого общения и поэтапной успешной деятельности учеников, основанной сначала на свободном личном выборе тех видов художественного творчества, в освоении которых каждый сможет с наибольшей полнотой выразить свое отношение к предмету изучения и свои индивидуальные способности, постепенное и планомерное вовлечение в ходе занятий каждого ученика во все основные сферы художественной деятельности для осмысления проблем художественной культуры, ее общих закономерностей в контексте социальной и культурной истории.

Знакомство с произведениями искусства и явлениями художественной культуры в определенной системе, приобретение навыков самостоятельного осмысления культурологического материала, собственное творчество в одном или нескольких видах художественной и эстетической деятельности – обязательные компоненты процесса освоения основ художественной культуры.


22. Личностно-профессиональные качества преподавателя художественных дисциплин.

Общая характеристика профессиональных качеств преподавателя художественных дисциплин. Роль художественной культуры в становлении личности педагога. Эмпатия как способность к эмоциональному заражению, вживанию в художественный образ, «проживания» духовной жизни произведения, «присвоение» его личностного смысла. Профессиональное мышление педагога художественных дисциплин - специфический сплав художественного и научного аспектов мышления. Профессиональное мышление в конструировании содержания и организации занятий по дисциплинам художественного цикла, в самоанализе собственной деятельности. Креативность как значимое качество личности педагога художественных дисциплин для организации собственной творческой деятельности и деятельности учащихся в области художественного творчества. Артистизм учителя как профессиональное качество личности. Влияние артистизма на проявление художественно-творческой импровизации на уроке. Основные этапы подготовки преподавателя художественных дисциплин к уроку.

Современные тенденции развития школьного художественного образования требует большего совершенствования профессиональной деятельности и профессиональной культуры педагога искусства.

Важнейшей задачей в реализации практической деятельности учителя искусства выступает способность и готовность учителя к самостоятельному конструированию содержания учебного предмета в соответствии с целями и задачами воспитания и обучения, к овладению новыми педагогическими технологиями.

Профессионально важные качества – индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее усвоения. К профессионально важным качествам так же относят и способности. От сформированности профессионально важных качеств личности педагога зависит и продуктивность педагогической деятельности.

Важным профессионально-педагогическим качеством является логическое мышление. Логическое мышление отражает сформированность логических приемов мышления как совокупности действий, направленных на выполнение операций анализа, синтеза, классификации понятий, нахождение логических отношений.

Доминантными качествами в профессионально-педагогической деятельности являются:

· активность личности,

· целеустремленность,

· уравновешенность,

· желание работать со школьниками,

· способность не теряться в экстремальных ситуациях,

· обаяние,

· честность,

· справедливость,

· современность,

· педагогический гуманизм,

· эрудиция,

· педагогический такт,

· толерантность,

· дисциплинированность,

· педагогический оптимизм.

· требовательность,

· ответственность,

· коммуникабельность.

В профессиограмму педагога входит и такое качество, как педагогический артистизм, которое выражается в способности воплощать мысли и переживания в образе, поведении, слове, богатстве личностных проявлений педагога.

Профессиональная компетентность оценивается уровнем сформированности профессионально-педагогических умений. С позиции основных операционных функций педагога профессиональной школы можно выделить следующие группы профессионально-педагогических умений:

Эмпатия– способность поставить себя на место другого человека или животного, способность к сопереживанию. Эмпатия также включает способность точно определить эмоциональное состояние другого человека на основе мимических реакций, поступков, жестов и т.д. Так же, под эмпатией подразумевается способность очень точно чувствовать и ощущать эмоциональное состояние человека, не видя его.

Преподаватель художественного образования должен обладать рядом качеств:

· он должен обладать необходимыми знаниями, умениями и навыками (практические знания и теоретические)

· обладать специфическим мышлением, которое соединяет в себе художественное и научное

· тонко чувствовать произведения искусства

Специфический вид мышления необходим педагогу потому что, не смотря на художественную направленность преподаваемой дисциплины, сама по себе педагогическая деятельность предполагает конструирование содержания обучение, написание систематизированного учебного плана. Содержание предметов тоже включает рациональный элемент: всевозможные теоретические знания о техниках рисунка, строении музыкальных инструментов, принципов композиции.

Преподаватель художественного образования имеет большие возможности в собственной творческой самореализации вне учебного заведения, поэтому креативность является одним из важнейших качеств педагога музыки или ИЗО.

Креативность(от англ. create – создавать, англ. creative – созидательный) – творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно А. Маслоу – это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды. Креативность так же помогает педагогу разнообразить учебный процесс, придумать интересные творческие задания.

Основные этапы подготовки преподавателя художественных дисциплин к уроку:

· выбор темы

· подбор литературы по данной теме

· конспект лекции

· спроектировать лекцию по времени

· подбор наглядных пособий

· подбор технических средств

· дополнительная литература


23. Уроки искусства в отечественной системе художественного обучения и воспитания: исторический аспект.

Из истории музыкальной педагогики и музыкальной психологии. Ведущие школы и педагогические направления.







Сейчас читают про: