double arrow

Юридическая норма как родовое понятие: ее строение, виды


Социальная норма – общее правило поведения, регулирующее наиболее типичные ситуации, отношения в целях установления порядка в обществе.

Признаки социальной нормы:

1) общее правило поведения;

2) регулирует наиболее типичные ситуации, отношения;

3) её цель формирование порядка, который достигается путём установления:

- наиболее комфортных моделей поведения;

- моделей поведения предотвращающих конфликты, противоречия между людьми.

Социальная норма помогает сочетать свободу одних со свободой других. С одной стороны, норма задаёт общее направление свободы выбора и действий, с другой, определяет её меру, границу. Вот почему норму называют правилом, эталоном, масштабом поведения.

Социальные нормы разнообразны. По содержанию социальные нормы подразделяются на нормы морали, обычаи, корпоративные нормы, религиозные нормы и т.д. Самостоятельное место в системе социальных норм занимают нормы права.

Норма права - выраженное в статье юридического документа правило поведения, обеспеченное обществом и государством.

Признаки нормы права:

- является важнейшей разновидностью социальных норм. Ей характерны все признаки, присущие социальной норме как родовому понятию;




- представляет собой правило поведения общего характера, выступает в качестве равного, одинакового масштаба для всех и каждого, кто оказывается в сфере её действия;

- обособленное правило поведения. Право в целом – всеобщая мера свободы и справедливости. Отдельная норма права – лишь частичка данной всеобщности. Каждая норма выражает свой, только ей характерный аспект содержания права;

- официальное правило поведения. Норма права – продукт правотворческой деятельности. Средство позитивного права. Норма права непосредственно связано с государством, его органами. Она результат, прежде всего, проектно нормативной деятельности государства, государственных органов. Статус органов, их деятельность придаёт норме права характер официального правила поведения. Нормы права могут исходить от граждан, их ассоциаций. Такие нормы также имеют юридическое значение. Однако это не связано с властными полномочиями. Это право на саморегулирование. Данное право официально признано;

- носит системный характер, т.е. регулирует отношения не отдельно, а во взаимосвязи и взаимодействии с другими нормативо-регулятивными средствами;

- рассчитана на длительное действие и многократную реализацию;

- формально-определенное правило. Норма права достаточно полно выражает права, свободы, обязанности, что позволяет ей оказывать во многих ситуациях вполне определенное позитивное направляющее воздействие на субъектов;

- закрепляется в статьях нормативно-правовых документов;



- норма права регулирует как внешнее, так и внутреннее поведение людей. Воздействие на внутренние поведение особенно важно для управомочивающих норм, к осуществлению которых нельзя принуждать. Поэтому необходимо, чтобы субъект принял норму, увидел в ней нужное, полезное для себя, посчитал, что вариант поведения заложенный в ней наиболее предпочтительный. Отсюда ошибочно мнение, что для права, его норм безразлично из каких внутренних побуждений реализует их индивид, т.е. ведёт себя правомерно. Учитывать нужно субъективную сторону не только неправомерного поведения;

- наиболее динамичное правило поведения. Норма права чаще чем, например, принципы реализуются, они наиболее подвержены изменениям;

- действие норм права обеспечивает общество, государство;

- структурно организованное правило. Норма права – единственное из нормативно- регулятивных средств, правило, имеющее структуру, состоит из элементов. Каждый элемент выделен, определён (имеет своё название), содержание и чёткое предназначение (об этом ниже).

Основания классификации норм права разнообразны.

По регулируемым правовым отношениям (отраслевой принадлежности) различают нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного, трудового и иных отраслей права.

По форме правила поведения подразделяются на нормы предписания и нормы дозволения. Нормы предписания содержат категорические, строго обязательные требования, не допускающие какого-либо от­ступления или усмотрения. Они имеются в разных отраслях права, однако, преобладают в уголовном, административном праве. Нормы дозволения предоставляют субъектам широкую свободу выбора (усмотрения) и действия, но, с условием не нарушения прав и свобод других людей (диспозитивные, рекомендательные нормы). Нормы дозволения харак­терны для гражданского, семейного, трудового права и др.



По характеру закрепляемых прав и обязанностей выделяются нормы - материальные (уголовно-правовые, гражданско-правовые) и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные).

По уровням правового регулирования подразделяются на нормы содержащиеся в федеральные, региональных, местных и локальных нормативно-правовых актах.

По времени действия нормы можно разделить на постоянные и временные. К числу последних можно отнести Указ Президента о введении чрезвычайного положения в определённом регионе в связи со стихийным бедствием.

По выполняемым функциям можно различать регуля­тивные и правообеспечительные нормы. Регулятивные нормы направлены на упорядочение фактических отношений, возникающих между раз­личными субъектами, посредством предоставления им прав и возло­жения на них обязанностей. Правообеспечительные нормы устанавливают средства стимулирования, охраны и защиты прав и свобод, меры правового принуждения к правонарушителям (поощрительные нормы, нормы, устанавливающие меру наказания).

По способу правового регулирования выделяются управомочивающие, обязывающие и запрещающие нормы.

Управомочивающая - норма, закрепляющая возможность совершать различные положительные действия (распоряжаться вещью, голосовать на выборах, подать жалобу и т.п.);

Обязывающая – норма, закрепляющая обязанность совершать определенные положительные действия (защищать отечество, платить налоги, оплачивать проезд на пассажирском транспорте и т.п.).

Запрещающая - норма, закрепляющая обязанность не совершать недозволенные действия (насиловать, незаконно лишать свободы, грабить и т.п.).

По степени определённости элементов выделяются нормы абсолютно определенные (точно устанавливающие условия своего действия, права и обязанности участников правоотношения, юридические последствия в зависимости от правомерности или неправомерности поведения), относи­тельно определенные (дающие возможность уточнить, например, содержание прав и обязанностей исходя из сложившейся ситуации), и альтернативные (закрепляющие возможность выбора одного или одновременно двух и более. отличающихся друг от друга вариантов поведения; одного из двух или нескольких. исключающих друг друга вариан­тов поведения).

По кругу лиц, на которых оказывают своё воздействие нормы, они делятся на общие и специальные. Общие нормы распространяются абсолютно на каждого человека и гражданина, все организации, всех должностных лиц, находящихся на тер­ритории данного государства (конституционные нормы), а специальные нормы — только на определенный круг лиц —муниципальных служащих, ветеранов, студентов, космонавтов и т.д. (например, закон «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации»).

По субъектам правотворчества различают нормы, исхо­дящие непосредственно от народа, государственных органов и местных органов власти. В первом случае нормы принимаются непосредственно населением всей страны путем всенародного референдума (так, в 1993г. была принята Конституция РФ), Нормы права могут содержаться в актах регионального и местного референдума. Во втором случае правовые документы, содержащие нормы принимают соответственно, государственные и местные органы представительной и исполнительной власти.

Будучи элементом системы права, норма одновременно сама сложное образование, имеющее соб­ственное структуру. Структура – внутреннее строение данного явления, сочетание элементов этого явления. Структура нормы – это внутренняя её организация, связь её элементов.

Структурными элементами нормы являются: гипотеза, диспозиция, санкция.

Гипотеза – элемент нормы, определяющий условия, фактические обстоятельства при наступлении или не наступлении которых норма начинает «работать». Образно сказать, оживает. Это: правомерные (неправомерные) действия, юридические события, акты государственных органов события и т.д.

Диспозиция – элемент нормы, определяющий права и обязанности, которые возникают при наличии предусмотренных в гипотезе условий. Диспозиция раскрывает содержание самого правила поведения, т.е. устанавливает, что могут и (или) должны делать (не делать) участники правоотношения.

Санкция – часть нормы права, которая указывает на последствия, наступающие за действие (бездействие). Последствия могут быть позитивные и негативные.

Словесная формулировка структуры нормы права может быть выражена так: «если – то – соответственно». Словами «если» обозначается гипотеза; «то» — диспозиции; «соответственно»— санкция.

Вопрос о структуре правовой нормы относится к дискуссионным. В литературе бы­ли высказано мнение, будто не каждая юридическая норма содержит обязательно все три элемента. Наличие санкции характерно только для норм, устанавливающих юридическую ответственность — уголовную, административную. Данное мнение не учитывает, что санкции существуют не только негативные, но и позитивные. В любой ситуации роль санкции обеспечить действие всех других элементов нормы – гипотезы и диспозиции. Иное дело, что в тексте нормативного акта все элементы нормы представлены не всегда. В науке была предложена конструкция идеальной нормы или логической нормы права, в которой органически соединены все три элемента: гипотеза, диспозиция и санкция. Это было сделано для того, чтобы реальная норма (норма в тексте юридического акта) строилась с учетом признаков, характерных норме права как родового понятия.

В учебной литературе сложились следующие классификация элемен­тов структуры нормы права.

Гипотезы нормы права бывают простые, сложные и альтерна­тивные

Простые гипотезы ставят действие нормы права в зависи­мость от одного определенного обстоятельства ( ч. 1 ст. 70 ТК РФ»).

Сложные гипотезы ставят действие нормы права в зависи­мость от двух и более обстоятельств (ч. 1 ст. 72 СК РФ).

Альтернативные гипотезы связывают действие нормы с одним из нескольких перечисленных в норме права обстоятельств (ст. 17 СК РФ) .

Диспозиции нормы права по степени их определенности могут быть определенными, относительно-определеными и неопределенными (бланкетными).

Определенная диспозиция характеризуется тем, что правило поведения непосредственно закрепляется в статье нормативного акта (ч. 1 ст. 35 ГПК РФ).

Относительно-определенная диспозиция характеризуется тем, что участникам правоотношения приходиться либо варьировать свое поведение либо уточнять самим содержание прав и обязанностей. Конечно, всё это производится в пределах, установленных нормой (например, возможность выбора варианта поведения содержит ч. 2 ст. 161 ЖК РФ).

Неопределенная диспозиция (бланкетная) характеризуется тем, что правило поведения непосредственно не закрепляется в статье данного нормативного акта. В нем содержится указание в каком или в каких нормативных актах находится нужное правило.

Санкции нормы права по степени определенности подразделяются на определенные, относительно-определенные, альтернативные.

Определенные санкции точно указывают вид и меру наказания правонарушителя (например, штраф и его сумма).

Относительно-определенные санкции разрешают применять меры наказания в определенных рамках — «от — до» (например, лишение свободы на срок от трех до… лет).

Альтернативные санкции содержат указание на несколько воз­можных санкций, из которых можно выбрать любую из них (лишение свободы на срок до… лет, или исправительные работы на срок до…, или штраф).

Позитивные (поощрительные) санкции могут быть определенными и альтернативными (например, ст. 191 ТК РФ).







Сейчас читают про: