Правовая типология (понятие правовой системы, семья правовых систем, сравнительное правоведение)

Классификация - это подразделение явлений на определённые классы, группы по самым различным основаниям, т.е. расчленение целого на части по любым возможным признакам. Главное здесь провести анализ разных сторон явления.

Типология - это классификация, проводимая с учётом существенных признаков на основе системообразующих критериев, которые позволяют раскрыть (осмыслить) явление как целое. Типология имеет глобальный характер.

Типология опирается на классификацию, преодолевает её недостатки и даёт более полное и глубокое представление об интересующем явлении.

Для любой типологии основной и самый сложный вопрос - это выбор критериев построения правовой системы.

Существует два основных подхода к типологии права - классовый и цивилизационный.

Формационный подход к праву.

Формация - это определённый тип общества, который основан на определённом способе производства. Любое государство существует в рамках конкретной общественно-экономической формации. Поэтому типу общества соответствует тип права. Каждый тип права отличается от другого: 1) экономической основой, т.е. типом производственных отношений; 2) классовой сущностью, т.е. орудием какого класса право является; 3) социальным назначением, т.е. какие функции выполняет право.

Согласно формационного подхода четырём классовым типам общественно-экономической формации соответствуют четыре типа права - рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое.

Рабовладельческое право - сущность - это возведённая в закон воля класса рабовладельцев, важнейшая функция права - защита собственности рабовладельцев, подавление сопротивления рабов.

Феодальное право - сущность -это возведённая в закон воля феодалов, назначение феодального права - защищать собственность феодалов, их сословные привилегии, угнетать и подавлять крепостных крестьян.

Буржуазное право - сущность - это возведённая в закон воля буржуазии, функции права - охрана частной собственности капиталистов, эксплуатация и подавление наёмных рабочих.

Социалистическое право - сущность - это возведённая в закон воля рабочего класса (в последствии народа). Назначение права - охрана социалистической собственности, подавление эксплуататорских классов, защита интересов трудящихся.

Смена одного типа права другим происходит закономерно в результате революции, когда низший тип заменяется более высоким.

Особенность и недостатки формационного подхода.

1 Классовый подход по существу лишал право своей истории, корней.

2 Право не рассматривалось как целое, единое образование.

3 Каждый последующий тип права рождается заново, отрицая предыдущий.

4 С позиции классового подхода к типологии не возможна не только интеграция правовых систем, но и правовых идей.

5 Жёстко ограничив круг типологических критериев классового назначения, данная классификация объединяет содержательную характеристику национальных правовых систем

6 С позиции классового подхода даётся крайне односторонняя оценка права - принудительно поддерживать классовый порядок.

Общецивилизационный подход к типологии права.

Этот подход строится на том, что право явление мировой цивилизации, имеющее свою историю и корни.

1 В каждой национальной правовой системе имеют место признаки, определяемые общими закономерностями развития права и соответственно свойственны всем правовым системам, а значит праву вообще.

2 Всеобщее не исключает особенное, что позволяет группировать правовые системы по группам, исходя из критериев.

3 Развёрнутая классификация правовой системы предполагает использование самых различных критериев (исторических, культурных, религиозных, юридических).

4 Использование различных критериев позволяет понять генезис права, его структуру, механизм действия, показать общее и особенное правовых систем.

Цивилизационный подход используется при типологии права. В частности, при выделении правовых семей: семьи общего права (англо-саксонское прецедентное право), романо-германской правовой семьи (право законодателей), традиционных (построенных на обычном праве) и религиозных (мусульманское, индусское право) правовых семей.

Национально-правовая система.

Существует множество национально-правовых систем, т.е. правовых систем отдельных государств.

Национально-правовая система - это взятое конкретное историческое единство права, юридической практики и правовой идеологии отдельно взятой страны.

Признаки национально-правовой системы.

1. Национальная правовая система является конкретной исторической реальностью, другими словами, правовая система может рассматриваться как система прошлого и настоящего.

2. Национальная правовая система обладает в рамках государства единством:

а) единство обеспечивается системой заложенных правовых взглядов, концепций, идей;

б) согласованностью всех уровней правового регулирования от общегосударственного до локального;

в) единством понимания и реализацией права;

г) системой правового воспитания.

3. Национальная правовая система несёт на себе печать особенностей экономического, политического, исторического, культурного и т.д. развития страны. Это, в значительной мере, влияет на отношение к праву, на определение его места в обществе, на стабильность и развитие его состояния: законодательства, юридической практики, правосознания, правовой культуры.

4. Национальная правовая система отличается суверенностью, т.е. самостоятельностью. Самостоятельность национальной правовой системы проявляется в определении структуры права, в особом построении законодательства, в организации юрисдикционных органов, в проведении правовой политики, в правовом воспитании.

Семья правовых систем.

На правовой карте мира можно обнаружить не только национальные правовые системы, но и определённые их общности или правовые семьи.

Семья правовых систем - это совокупность национальных правовых систем, объединённых общностью исторического пути формирования и развития: источников права, структуры права, правореализации и правовой идеологии.

Признаки семьи правовых систем.

1. Общность исторического пути развития, т.е. общность генезиса. Иначе говоря, правовые системы связаны между собой исторически, имеют общие правовые корни (основаны на одних и тех же правовых началах, принципах, нормах). Данный признак позволяет проследить общие закономерности формирования, функционирования и развития национальных правовых систем, входящих в правовую семью, на всех этапах цивилизации.

2. Особенность в том, что 2/3 земли живёт по первоначальным...

3. Правовая семья характеризуется общностью юридических источников права, т.е. внешних форм закрепления и выражения права. Речь идёт о внешней форме права, о том, где и как фиксируются его нормы (в законах, договорах, судебных решениях, обычаях), об их роли, значении, соотношении.

4. Структура права (структурное единство, сходство). Должны обладать сходством структурного построения нормативно-правового материала (как правило, это находит выражение на микроуровне - на уровне строения нормы права, её элементов, а также на макроуровне - на уровне строения крупных блоков нормативного материала - отраслей, институтов). Место и роль отраслей права, особенно ведущих (конституционное, уголовное, процессуальное, гражданское). Одна и та же правовая система может быть отнесена к различным семьям в зависимости от того, какие отрасли преобладают.

5. Общность процесса правореализации. Имеется в виду близость построения органов юстиции, способ обеспеченности и защиты прав, влияет также отношения в правореализации.

6. Общность принципов регулирования общественных отношений. В одних странах это идеи свободы субъектов, их формального равенства, объективности правосудия и т.д., в других - теологические, религиозные начала (например, мусульманские страны), в третьих - социалистические, национал-социалистические идеи и т.д.

7. Общность идеологии. Разработанный за века понятийно-категориальный аппарат, идеи, концепции и т.д. Единство терминологии, юридический категорий и понятий, а также техники изложения и систематизации права.

8. Правосознание, правовая культура, уровень ценности права в целом.

Правовая типология Рене Давида.

В основе этой классификации два критерия: 1) идеологический (включающий фактор религии, философии, социально-экономического строя); 2) юридическая техника. Исходя из них, Р. Давид выделяет семьи:

Романо-германская семья. Англо-саксонская семья. Социалистическая.

Типология права К. Цвайгерта.

В основе этой классификации пять критериев: 1) происхождение и эволюция правовой системы; 2) своеобразие юридического мышления; 3) специфические правовые институты; 4) природа источников права и способы их толкования; 5) идеологические факторы. На этой основе К. Цвайгерт выделяет следующие правовые круги:

Романский; Германский; Скандинавский; Англо-американский; Социалистический; Право ислама; Индусское право.

Типология А.Х. Саидова.

В основе этой классификации три группы критериев: 1) исторический генезис правовых систем; 2) система источников права; 3) ведущие отрасли и институты права. Восемь семей.

1. Романо-германская; 2. Семья общего права; 3. Скандинавская; 4. Латино-американская; 5. Мусульманская; 6. Индусская; 7. Обычного права; 8. Дальневосточная.

Типология С.С. Алексеева.

Три критерия: 1) объективное (позитивное) право; 2) судебная (юридическая) практика; 3) правовая идеология.

1. Семья права континентальной Европы - романо-германское право (закон).

2. Семья англосаксонского права - прецедентное право (прецедент).

3. Семья религиозно традиционных систем (религия).

4. Семья заидеологизированных систем (партийная идеология).

Общая характеристика основных правовых семей современности.

Романо-германская и англо-саксонская семьи (отдельный вопрос).

Семья религиозного права.

1. Главный творец права - Бог, а не общество, не государство, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и соответственно строго соблюдать.

2. Источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся, в частности, в Коране, Сунне, Иджме и распространяющиеся на мусульман, либо в Шастрах, Ведах, законах Ману и т.д. и действующих в отношении индусов.

3. Весьма тесное переплетение юридических положений с религиозными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями образует в своей совокупности единые правила поведения.

4. Особое место в системе источников права занимают труды учёных-юристов, конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в их основе конкретные решения.

5. Отсутствует деление права на частное и публичное.

6. Нормативно-правовые акты (законодательство) имеет вторичное значение.

7. Судебная практика в собственном смысле слова не является источником права.

8. Во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека.

9. Иран, Пакистан и т.д.

Семья традиционного (обычного) права.

1. Доминирующее место в системе источников права занимают обычаи и традиции, имеющие, как правило, неписаный характер и передаваемые из поколения в поколение.

2. Обычаи и традиции представляют собой синтез юридических, моральных, мифических предписаний, сложившихся естественным путём и признанных государствами.

3. Обычаи и традиции регулируют отношения в первую очередь групп и сообществ, а не отдельных индивидов.

4. Нормативные акты (писанные законы) имеют вторичное значение, хотя их принимается в последнее время всё больше и больше.

5. Судебная практика (юридический прецедент) не выступает в качестве основного источника права.

6. Судебная власть руководствуется идеей примирения, восстанавливая согласие в общине и обеспечивая её сплочённость.

7. Юридическая доктрина не играет существенной роли в юридической жизни данных обществ.

8. Архаичность многих её обычаев и традиций.

9. Страны экваториальной (тропической) Африки, Мадагаскар.

Познавательная цель сравнительного правоведения состоит в выявлении общих закономерностей развития правовых явлений и институтов, поскольку только сравнение различных правовых систем позволяет разграничить общее и особенное, случайное и закономерное в праве. Таким образом, сравнительно правовой метод жизненно необходим при проведении любого научно-правового исследования. Иными словами, знание иностранного права позволяет лучше понять собственное право, увидеть его преимущества и недостатки. В этой связи изучение основ сравнительного правоведения является важным компонентом при формировании правового мышления будущих юристов, позволяет его сделать более «объемным» и гибким.

Помимо чисто познавательных, сравнительное правоведение преследует следующие практические цели:

способствовать сближению и унификации законодательства различных государств в тех областях, где это очевидно необходимо (прежде всего, гражданское, торговое, гуманитарное право);

выработка предложений по совершенствованию собственной, национальной системы права на основе изучения правового опыта зарубежных государств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: