double arrow

Понятия «источник» и «форма» права: проблемы соотношения, система форм (источников) права. Право и закон


Настоящая тема посвящена внешней форме права.

Внешняя форма права – официальные способы признания, выражения и закрепления сущности и содержания права. Наличие внешней формы – отличительный признак позитивного права. Внешняя форма показывает:

- каким способом право создаётся;

- как оно фиксируется (закрепляется);

- каким иным образом то или иное правило признаётся правовым (например, санкционирование обычая);

- как право доводится до адресатов.

Образно выражаясь, в большинстве случаев внешняя форма выполняет роль своеобразного резервуара, хранилища содержания права.

В теории используется также понятие «Источник права».

Источник права – его исходное начало, основания права, факторы предопределяющие его содержание. К ним относятся:

- личностные факторы (природа человека, его потребность иметь свое «Я», свои интересы, быть свободным);

- материальные факторы (способ производства, формы собственности):

- политические факторы (источник и система политической власти);

- духовные факторы(культурные традиции, состояние нравственности);

- идеологические факторы (правовые и политические учения, теории);




- религиозные (христианство, ислам);

- юридические факторы. В юридическом смысле источником права выступает: а) правотворческая деятельность, т.е. различные способы признания, выражения и закрепления сущности и содержания права; б) результат правотворческой деятельности (официальный юридический документ), из которого субъекты правоотношений получают правовую информацию. Источниками (неофициальными) могут быть исторические памятники, тексты законов прошлых лет, летописи. В этом узком формально юридическом смысле понятия «форма» и «источник» права в литературе отождествляются.

Форма права - это внутреннее строение, структура содержания права и его внешнее официальное выражение и закрепление. Соответственно выделяется внутренняя и внешняя формы права.

Первая непосредственно связана с содержанием права, есть сама организация содержания, его структуры, составляющих её элементов. «Строительным материалом» для организации внутренней структуры права служат нормативные регулятивные средства: принципы, цели, задачи, нормы права и т.п. Принципы, нормы права распределяются по институтам, подотраслям, отраслям права. Отсюда важность построения их системы, выявления места и назначения её составляющих. Только при этом условии возможно концептуальное восприятие права в качестве нормативного регулятора поведения.

Внешняя форма представляет собой совокупность юридических источников права: нормативного акта, нормативного договора, правового обычая, судебного прецедента.



Нормативный правовой акт – документ правотворческого органа, закрепляющий с помощью нормативно-регулятивных средств содержание права. Признаки нормативного акта:

- акт правотворческого органа. Нормативный правовой акт исходит ни от любого органа, а от органа наделённого правотворческой компетенцией;

- документально оформленный акт. У каждого акта есть свой реквизит: официальное название, дата принятия, подписания, регистрационный номер;

- концептуальный акт. Он представляет собой систему взглядов на то или иное общественное явление, процесс, вид деятельности. Концепция нормативного правового акта раскрывается через основные понятия, предмет, метод, способы, типы правового регулирования, средства обеспечения права;

- официально выражает волю определённой общности людей (граждан России, края, города);

- закрепляет общие правила поведения с помощью нормативно-регулятивных средств (цели, задачи, принципы, нормы). Они содержаться в статьях (частях, пунктах статьи) нормативного акта;

- направлен на установление, изменение или отмену общих правил поведения;

- непрерывно (постоянно) действующий акт;

- находится в отношениях субординации или координации с другими нормативными актами;

- принимается с соблюдением особой процедуры.

Виды нормативно-правовых актов. Наиболее распространено деление нормативных актов на виды по двум основаниям: юридической силе и органам (субъектам), их принявшим. Это позволяет выстроить все нормативные акты Российской Федерации по иерархической лестнице сверху вниз. Первую ступеньку на этой лестнице занимает закон.



Иерархия: Конституция, Федеральные конституционные законы, Федеральные законы, Законы субъектов Федерации, Подзаконные нормативные акты, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, Нормативные приказы и инструкции министерств, государственных комитетов Российской Федерации, Нормативные акты региональных органов власти, Нормативные акты органов местного самоуправления, Нормативные акты предприятий, учреждений и организаций.

Правовой обычай - санкционированное государством правило поведения, сложившееся в обществе в результате его многократной и длительной реализации.

Правовой обычай – это общее правило, которое:

- санкционировано (признаётся) государством;

- не предусмотрено другими источниками права;

- имеет юридическую силу и влечёт юридические последствия;

- не противоречит Конституции, законодательству;

- обеспечено государством.

Особенность правового обычая в том, что он непосредственно не закрепляется в законе, закон лишь отсылает к нему. Вместе с тем обычаи не должны противоречить законодательству. Правовой обычай признается источником российского права. В частности, ст. 5 ГК РФ говорит об обычаях делового оборота, Кодекс торгового мореплавания тоже отсылает к правовому обычаю.

Государство - основной субъект, осуществляющий санкционирование обычая, через государственные органы исполнительной, судебной и законодательной власти. Обычай, как право могут признать органы местного самоуправления, стороны договора, общественные объединения, негосударственные организации; государства как субъекты международного права.

Нормативный договор - соглашение двух или более сторон, содержащее общие правила поведения, обеспеченное обязанностями участников договора и государством.

Признаки нормативного договора:

- соглашение, т.е. акт согласованного и добровольного волеизъявления субъектов;

- соглашение между двумя и более сторонами;

- соглашение, содержащее общие правила поведения;

- соглашение, рассчитанное на длительный период действия и неоднократную реализацию, имеет определённую процедуру заключения;

- обеспечено обязанностями участников договора и государством

К нормативным договорам относятся:

международный договор - соглашение между государствами в области экономического, политического, культурного и т.п. сотрудничества;

федеральный договор - соглашение о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами власти субъектов Федерации (республик, автономных областей и округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга);

региональный договор - соглашение по вопросам экономического, социального, научного, культурного сотрудничества между субъектами Федерации (краями и областями, между ними и республиками);

договор местного самоуправления - соглашение между органами власти города, районов в городе, города и сельских районов на территории края (области), республики о разграничении, передаче и перераспределении полномочий, а также по иным вопросам местного значения;

локальный договор - соглашение по трудовым, социально-экономическим и профессиональным вопросам между администрацией и работниками на предприятии, в учреждении и организации (например, коллективный договор).

В настоящее время значение нормативного договора все более возрастает. Это связано с расширением международных контактов России, развитием внутрифедеративных отношений, местного самоуправления, рыночной экономики и свободного предпринимательства.

Следует различать нормативные договоры и ненормативные, которые не содержат правил общего характера (например, разовые сделки, трудовые контракты и т.д.)

Судебный прецедент - решение по конкретному судебному делу, которому придано значение общего правила.

Признаки судебного прецедента:

▪ создаётся только высшими органами судебной власти;

▪ требует определённой юридической процедуры (создаётся при рассмотрении конкретных дел), и условий, например, отсутствие нормативного акта;

▪ обязателен для применения;

▪ подлежит опубликованию в официальных изданиях.

Правовой прецедент является источником права в США, Англии.

Постепенно меняется отношение к судебному прецеденту в нашей стране. Все больше ученых и практиков соглашаются с тем, что выносимые Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ решения (их называют «правоположения») содержат не только разъяснения порядка применения норм права, а сами правила поведения. Поэтому и предлагается официально придать решениям названных выше судебных органов форму прецедентного права.

Правовая доктрина – разработанные учеными-юристами концепции, отдельные идеи, конструкции о праве и государстве, связанных с ними право-государственных явлениях, имеющие обязательную юридическую силу.

Во многих правовых системах правовая доктрина признавалась и признается источником права. Делается это путем ссылки на труды известных ученых-правоведов. В отечественной истории правовая доктрина как источник права не использовалась, ссылки на труды ученых не производились. Думается, это дело времени. Повышение сложности и, одновременно, ответственности за результаты правотворческой деятельности потребуют авторских законопроектов, в основе которых лежит та или иная научная концепция.

Система форм (источников) права в РФ характеризуется:

Множественностью форм выражения права. Она проявляется в дифференциации ведущего источника права – нормативного правового акта (законы и подзаконные акты);в существовании и развитии других форм (источников) права: правового обычая, нормативного договора.

Иерархической соподчинённостью. Прежде всего, все национальные формы права должны соответствовать международному праву. Далее система нормативных актов предполагает их субординацию: каждый акт занимает своё место, играет отведённую ему роль, должен не противоречить более высокому по юридической силе акту.

Приоритетом закона (Конституции). Все нормативные акты должны соответствовать Конституции Российской Федерации, конституционным и федеральным законам и не противоречить им. Другие источники (формы) права также не должны противоречить Конституции РФ, законам.

Связанностью форм (источников) права с государством. Во-первых, непосредственно исходят от государства, его органов различные виды нормативных актов. Во-вторых, государство выступает одной из сторон при подготовке, например, нормативного договора. В-третьих, оно санкционирует (признаёт) – правовой обычай. В-четвертых, поддерживает, обеспечивает нормативные договоры физических и юридических лиц. В-пятых, ратифицирует – утверждает международные договоры. Закон о ратификации принимается Государственной Думой, затем обязательно рассматривается в Совете Федерации, подписывается Президентом.

Право и закон.

Существует три основных школы правопонимания: 1) естественно-правовая (нравственная); 2) нормативная (позитивная); 3) социологическая.

Основные положения естественно-правовой концепции.

Право существует до, вне закона.

Закон - гуманный, негуманный; правовой, неправовой; справедливый, несправедливый.

В целом, право есть общая мера свободы и справедливости (прав и свобод), обусловленная природой человека. Данная концепция отделяет право от государства, полностью смещается на личность.

Основные моменты нормативной концепции.

Право и закон совпадают.

Право - позитивное, т.е. система общеобязательных формальных норм, обеспеченных государственным принуждением.

Право реально, когда закреплено, сформулировано, выражено официально.

Только закон целесообразен.

В целом, понимание права, как системы норм, изложенных в законах и других нормативных актах.

Основные моменты социологической концепции.

Реализация идей, норм в жизнь.

Позитивное право - право на бумаге, не работает.

Право то, что применяется, оно функционирует, изменяется. Право в действии.

В целом, рассматривает право в действии, в развитии и обеспеченности. Право это то, что работает, функционирует, реализуется.







Сейчас читают про: