Издания для массового читателя («Сатирикон», «Иллюстрированная Россия», «Рубеж»)

«Сатирикон»: до 1914 в СПб издавался такой сатирический журнал. Изд. М. Корнфельд. В 1931 была предпринята попытка возобновить издание "Сатирикона" в Париже. В 1931 году М. Корнфельд в Париже собрал группу сатириконцев и снова начал издавать журнал. Первый номер возрожденного «Сатирикона» вышел в апреле 1931 года. В нем приняли участие В.Азов, И.Бунин, В.Горянский, С.Горный, Дон-Аминадо (А.П. Шполянский), Б.Зайцев, А.Куприн, Lolo (Мунштейн), С.Литовцев, А.Ремизов, Саша Черный, С. Яблоновский. Художественный отдел составляли А. Бенуа, И. Билибин, А. Гросс, М. Добужинский, К. Коровин и другие. Особого успеха возрожденный «Сатирикон» не имел (вышло всего около 20 номеров). Отсутствие связей с родиной вредило ему гораздо больше, чем отсутствие средств.

«Иллюстрированная Россия»: двухнедельный литературно-иллюстрированный журнал. Издавался в Париже на русском языке с 1924 по 1939 год. С 1 сентября 1924 года по 15 декабря 1925 года журнал выходил один раз в две недели, с 1 января 1926 года и до прекращения издания журнал выходил один раз в неделю. С 1929 года журнал был организатором конкурсов красоты «Мисс Россия» в Париже. Основан в 1924 году Мироном Петровичем Мироновым в Париже, по типу столь привычных русским эмигрантам, дореволюционных, еженедельных, иллюстрированных, литературно-художественных журналов. Редакторы: Миронов, потом Куприн, потом редколлегия, в состав которой входили: И. А. Бунин, 3. Н. Гиппиус, Б. К. Зайцев, Д. С. Мережковский и И. С. Шмелев. Издание осуществлялось на отличной мелованой бумаге, изящно оформленные обложки, целый ряд обложек работы художников и знаменитых русских мастеров. Все 748 номеров журнала вышедших за 15 лет существования представляют монументальную летопись, свидетельствующую обо всех сторонах жизни русской эмиграции в широких географических пределах (Европа, Дальний Восток, Америка, Австралия, Африка, Филиппины, Южная Америка, Индия, Цейлон, Япония, Абиссиния, Парагвай). На своих страницах журнал открывает, отражает, рисует, фотографирует, свидетельствует, повествует в беллетристике, поэзии, воспоминаниях, исторических очерках, репортажах об общественно-политической, обыденно-бытовой, культурно-просветительной, исторической и злободневной жизни всего русского зарубежья. Общее направление журнала можно охарактеризовать, как либеральное. Писали: Куприн, Бунин, С. Черный, Н. Тэффи, Ремизов, Зайцев, Шмелев, Чириков, Гиппиус, Мережковский, Осоргин, Б. Савинков, И. Савин, И. Одоевцева, Г. Иванов, В. Ходасевич, Г. Евангулов, Л. Зуров, С. Юшкевич, Н. Н. Брешко-Брешковский, А. Толстой, М. Алданов, И. Лукаш, Георгий Песков и многие-многие другие. Особое внимание редакторы обращали на русскую литературу, выходившую в СССР. Благодаря «Иллюстрированной России» читатели смогли познакомиться с творчеством Зощенко, Катаева, Бабеля, Шишкова, С. Есенина, Пильняка, К. Чуковского, В. Инбер, Ю. Олеши, М. Булгакова, К. Федина и многих других. Разделы: литра, воспоминания, о художниках, Бытовая и ежедневная жизнь эмиграции и т.п.

«Рубеж» - еженедельный литературно-художественный журнал, издававшийся в Харбине. Орган русской эмиграции на Дальнем Востоке (1925-1945). Фактический издатель (директор-распорядитель) — Евгений Самойлович Кауфман (1889-1971).
Редактором журнала (с 1929) был Михаил Сергеевич Рокотов (настоящая фамилия Бибинов, 1895-1985), с 1941 попеременно Л. П. Ефимов и Е. Г. Кокшаров.«Рубеж» стал наиболее известным изданием русской Маньчжурии, имел собственных корреспондентов в Европе, Америке и Австралии. В нём печатались не только местные авторы, но и писатели русской эмиграции из Европы. Постоянными авторами были Ачаир, Арсений Несмелов, Валерий Перелешин.

_________________________

Литература и искусство в «качественных» газетах эмиграции («Последние новости» и «Звено», «Возрождение», «Руль», «Дни», «Сегодня», «За свободу!» и др.).

«Последние новости»: Самой серьезной и влиятельной газетой русской эмиграции были «Последние новости». К тому же эта газета, выходившая в Париже, оказалась и долгожительницей: она издавалась без перерывов с 27 апреля 1920 г. до 11 июня 1940 г. Ее издание было прекращено только в связи с немецкой оккупацией. С 1921 г. и до последнего номера ее редактором был историк и известный либеральный политик, член ЦК кадетской партии П.Н. Милюков. В начале своего существования «Последние новости» скорее всего получили какие-то субсидии, но популярность газеты скоро позволила ей обрести финансовую независимость. Газету регулярно читала вся русская эмиграция, независимо от политической и социальной принадлежности. Это позволило ей почти десять лет держать самый высокий тираж среди русских газет - 23 тыс. экземпляров. В 1930 г. «Последние новости» праздновали 10-летие своего существования. В очень ограниченном количестве экземпляров был издан специальный альбом, в котором содержались портреты ста наиболее активных сотрудников газеты.Среди сотрудников газеты были Бунин, Тэффи, Алданов, Ремизов, Цветаева, Куприн. В качестве театрального рецензента работал бывший директор императорских театров князь С.М. Волконский. Балетным отделом заведовал непревзойденный балетный критик А. Левинсон. О музыке писал М., Шлецер. Шахматами ведал гроссмейстер Зноско-Боровский. Высокий журналистский уровень обеспечивал выдающийся русский журналист А.А. Поляков. А. Седых, сотрудник газеты от первого до последнего дня, называл его фактическим редактором «Последних новостей», поскольку П.Н. Милюков больше следил за политической линией газеты.

«Возрождение» С 1925 г. в Париже на деньги миллионера А.О. Гукасова стала выходить газета «Возрождение ». На должность редактора был приглашен известный ученый и политик П.Б. Струве. Эта газета интересна как отражение эмигрантской психологии «политического покаяния». Лишь несколько крупных политиков коренным образом пересмотрели свои политические взгляды в эмиграции, в том числе П.Н. Милюков, В.А. Маклаков и П.Б. Струве. П.Б. Струве стремился сделать свою газету трибуной для серьезного разбора прежних позиций, для своего рода политического покаяния, беря на себя вину за неумение воспрепятствовать приходу к власти большевиков. Хотя в газете «Возрождение» явно ощущались идеи Белого движения, они тоже подвергались пристальному анализу и частичному пересмотру. П.Б. Струве в какой-то степени лично для себя возродил прежнюю свою идею «Великой России», которая только начала обозначаться в его дореволюционных работах. К этому его подталкивало сознание главной ошибки русских либералов: незнание коренной России, непонимание интересов рядовых людей, умозрительность представлений о судьбах страны. Национально-русский характер газеты «Возрождение» привлек в качестве сотрудников писателей И.С. Шмелева и И.А. Бунина. Но достаточно скоро идеям газеты стали оказывать серьезное противодействие деятели «Российского общевоинского союза», во главе которого стоял генералитет врангелевской армии. Для них идеи покаяния были непонятны и в целом раздражали. Не найдя поддержки у издателя газеты А.О. Гукасова, П.Б. Струве ушел из редакции «Возрождения». Вслед за ним ушел из числа сотрудников И.А. Бунин, а И.С. Шмелев остался. В дневнике Г.Н. Кузнецовой есть свидетельство о мучительных сомнениях И.А. Бунина, которому справедливо казалось, что его уход и уход многих лучших сотрудников означает гибель самого замысла «Возрождения», вообще гибель одной из лучших газет Российского зарубежья. Не так много было у эмиграции таких газет, чтобы своими руками способствовать гибели одной из них (Кузнецова Г.Н. Грасский дневник. М., 1995. С.39 - 40). Надо сказать, что эти опасения не были беспочвенными: с 1930 г. из-за финансовых затруднений (в том числе и вследствие потери части читателей) «Возрождение» стало не ежедневной, а еженедельной газетой.

В 20 - 30-е гг. в Париже не было ежедневных газет, которые можно было бы поставить вровень с «Последними новостями» и «Возрождением» по влиятельности и размерам тиража.

«Звено». В последующие годы наиболее видным журналом становится «Звено». Сначала это издание выходило в 1923 г. как еженедельная литературно-политическая газета, затем как литературный еженедельник, а в 1927–1928 гг. как ежемесячный журнал, посвященный проблемам литературы и искусства. В журнале выделялся литературно-критический отдел, где блистал Г.В. Адамович, сотрудничали К.В. Мочульский, В.В. Вейдле, кн. Д.П. Святополк-Мирский, Н.М. Бахтин[104], А.Я. Левинсон.

Газета «Беседа». Рига, латвийская русскоязычная независимая демократическая газета, издавалась в Риге с 17 августа 1919 и по 21 июня 1940. Самая крупная и содержательная из русских газет в Прибалтике, официально она не относилась к эмигрантской русскоязычной печати, так как была основана уроженцами Латвии и официально именовалась латвийской газетой на русском языке. Владельцы: Я. Брамс и Б. Поляк. Редакторы: Н. С. Бережанский, М. Ганфман, Б.О. Харитон[1] и М.Мильруд. Сотрудники: А. Аверченко, М. Айзенштадт, Ю. Айхенвальд, М. Алданов, А. Амфитеа­тров, К. Бальмонт, Н. Волковысский, Юрий Галич (Ю. И. Гончаренко), М. Ганф­ман, Сергей Горный (А.-М. А. Оцуп), А. Даманская, Изгоев, В. Ирецкий, А. Кизеветтер, В. Клопотовский-Лери (В. В. Клопотовский), Lolo (Мунштейн), Лев Максим, С. Минцлов, Вас. Ив. Немирович-Данченко, Жак Нуар (Я. В. Окснер), Б. Оречкин, М. Первухин, П. М. Пильский, Игорь Северянин, Я. Судрабкалн, В. Третьяков, Е. Л. Шкляр и другие.

«Числа». В 30-е годы наибольшую известность приобретает журнал «Числа»[, ставший прибежищем литературной молодежи. Его редактором был поэт Николай Оцуп. В редактировании первых четырех номеров участвовала И.В. де Манциарли, которая частично финансировала издание, позже журнал издавался на пожертвования частных лиц. Редакция называла «Числа» литературным сборником. Первый его номер открывался словами: «По тем или иным причинам, в русской культуре, как она развивалась в XIX и XX вв., почти вся тяжесть ее самых ответственных вопросов и решений легла на писателей и поэтов. Едва ли не виднейшие русские мыслители, едва ли не самые одаренные политические деятели – писатели. Литература в России всегда была проводником ко всем областям жизни. Вот почему и вот в каком смысле “Числа” задуманы как сборники по преимуществу литературные.Не навязывая писателям каких бы то ни было других задач, лежащих вне литературы, “Числа” будут все же стремиться через нее и ее методами затронуть все, что сейчас совершается в мире». Это была программа, на наш взгляд, обращенная в XIX в. В то же время заявка на аполитичность направления журнала носила полемический характер. Она отличала его от остальных изданий и привлекала к себе литературную молодежь. «Изгнание политики из “Чисел”, – замечает Г.П. Струве, – вызвало полемику внутри самого журнала: в защиту политики выступила З.Н. Гиппиус (и она и Мережковский сначала очень благоволили к журналу), а отвечал ей как редактор Н.А. Оцуп. Этому же вопросу был посвящен один из вечеров “Чисел”, на котором “политику” защищал Д.С. Мережковский, а среди возражавших ему был П.Н. Милюков»[106]. Журнал стремился не касаться вопросов текущей политики. Но в отдельных литературных статьях «проскальзывала тенденция оправдать внесение политики в литературу».

Журнал ориентировался на традиции «Мира искусства» и «Аполлона» и даже внешне был похож на последний (красивые шрифты, хорошая бумага, пробелы, иногда печатался в три-четыре краски). Каждый номер богато иллюстрировался, содержал двадцать-двадцать пять клише в тексте и на отдельных листах – репродукции произведений Н. Гончаровой, М. Шагала, М. Ларионова, А. Дерена и др. Большое внимание уделялось искусству – музыке (статьи А. Лурье и Н. Набокова), танцу, балету (статьи С. Лифаря), живописи, скульптуре. В литературном отделе наиболее видное место занимали не признанные маститые авторы, а новое поколение литераторов: Г. Газданов, В. Варшавский, И. Одоевцева, В. Яновский, Б. Сосинский и др. Отдел поэзии обычно занимал не менее двадцати страниц. Здесь публиковались поэты разных направлений: Б.Ю. Поплавский, А.П. Ладинский. Ю.К. Терапиано, Г. Раевский (Г.А.Оцуп), В.А. Мамченко, Довид Кнут (Д.М. Фихман) и др.

В отделе критики и философской публицистики сотрудничали авторы разных поколений: З.Н. Гиппиус, Г.В. Адамович. Н.А. Оцуп, Г.П. Федотов, Л.И. Шестов, П.М. Бицилли, В.В. Вейдле, Г.В. Иванов, М.И. Цветаева, Г. Ландау. Одновременно многие молодые литераторы (Газданов, Терапиано, Варшавский, Яновский, Поплавский и др.) выступали с литературно-критическими статьями и обзорами. Стремясь разнообразить подачу литературно-критического материала, редакция провела ряд опросов по проблемам литературного процесса, мастерства, состояния современной русской литературы, живописи и даже о месте В.И. Ленина в истории. На это начинание откликнулись М.А. Алданов, И.А. Бунин, Г.В. Иванов, В.В. Набоков, М.А. Осоргин, И.С. Шмелев.

Если кому-то еще что-то захочется почитать (хотя я надеюсь, что и этого вполне достаточно), то вот тут неплохой текст, кое-что из него взяла, но не все: https://simvol-veri.ru/xp/kultura-russkoie-emigracii-1920-1930-e-gg.html


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: