Советская журналистика эпохи тоталитаризма. Постановление ЦК ВКП (б) – КПСС о литературе и журналистике

Что было до 22 года вы поняли по предыдущему вопросу. Теперь вкратце, чё случилось дальше. В 22 году образовался Главлит, который осуществлял руководство литературой и всей печатной продукцией. Любая книга и даже спичечный коробок должны были получить разрешение на издание. Ко всему прочему, очень тяжело было достать бумагу, по поводу чего маялись различные литераторы, бегали за чиновниками, кланялись и просили выдать им бумагу, например, на сборник стихов. Всё это страшно-ужасно и всё такое, но это лишь начало. По сути, до 25 года было не до литературы. Все ещё отходили от гражданской войны, занимались сугубо политическими делами, только в перерывах критикуя печать. Делали это всё не Ленин и не Сталин, а их приближённые, которые больше интересовались литературой: Луначарский, Троцкий, Бухарин, Радек. Критиковали они «попутчиков», то есть, не до конца коммунистов. Вроде, те и не против советской власти, но вот как-то очень опасны, потому что никак не определятся и не желают входить в ряды пролетарских писателей. В основном эта критика приходится на 23-24 годы. Но вся она носит нельзя сказать, что дружественный характер, но и не обличительный. Это просто такой совет: мол, пора бы, друзья попутчики, уже войти в стройные ряды пролетарских писателей, а то не доведёт вас это дело ни до чего хорошего. В 25м же году литературой и печатью решили занять вплотную. Вышло Постановление Политбюро ЦК РКП(б)

"О политике партии в области художественной литературы". Было это 18 июня 1925 г. Это постановление надолго определило эту самую политику партии. Что в нём говорилось?

- в классовом обществе нет и не может быть нейтрального искусства;

- перед партией стоит вопрос о том, как ужиться с крестьянством и медленно переработать его; вопрос о том, как допустить известное сотрудничество с буржуазией и медленно вытеснить её;

- должно быть определено чёткое соотношение между пролетарскими писателями, крестьянскими писателями и так называемыми «попутчиками» и другими;

- крестьянские писатели должны встречать дружеский приём и пользоваться безусловной поддержкой. Задача состоит в том, чтобы переводить их растущие кадры на рельсы пролетарской идеологии, отнюдь, однако не вытравливляя из их творчества крестьянских литературно-художественных образов, которые и являются необходимой предпосылкой для влияния на крестьянство;

- отношение к «попутчикам» должно быть тактичное и бережное, чтобы как можно быстрее перевести их на сторону коммунистической идеологии;

Вроде, вполне так мирно хотят перевести крестьянских писателей, буржуазных и попутчиков на нужные рельсы. Но всё, кончено, получилось не так. Переработали всех будь здоров. В этом же году был создан РАПП (российская ассоциация пролетарских писателей), которая группировалась вокруг журнала «На литературном посту» и вела жёсткую критику неугодной литературы, особенно попутчиков. Главные идеологи и активисты – это Киршон, Либединский, Фурманов, Ермилов. По ходу боролись они и с троцкистами. Очень рапповцы старались, так старались, что к 30 году вытеснили почти все литературные течения. А в 28м, кстати, появился ВОАПП – это всесоюзное объединение пролетарских писателей.

Партия к этому времени осознала, что чё-то затишье какое-то в литературе, неинтересно – и давай новые бумажки писать, Так 23 апреля 32 года возникло Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций». Говорилось там, что за эти годы удалось воспитать правильного советского писателя, вытеснить ненужные настроения. И советский писатель получился таким клёвым и масштабным, что мало ему места в рамках существующего строя литературного. И все эти ваши ВОАППЫ исключительно отдаляются, замыкаются и ваще могут обеспечить полный отрыв писателей от реальности. А так нельзя, поэтому предлагается разогнать все эти ассоциации и создать единый Союз писателей. С коммунистической ячейкой в нём, чтоб вместе они организовывали социалистическое развитие. Так же предлагалось поступить и с другими видами искусства. В 34м году этот Союз был организован. Вот, что говорилось в его уставе: «Союз советских писателей ставит генеральной целью создание произведений высокого художественного значения, насыщенных героической борьбой международного пролетариата, пафосом победы социализма, отражающих великую мудрость и героизм коммунистической партии. Союз советских писателей ставит своей целью создание художественных произведений, достойных великой эпохи социализма».

Ну это основные документы. Далее стоит сказать, что в период ВОВ партия призывала поддерживать народ, писать патриотические вещи. Тут всё понятно. После войны все почувствовали, что вот она ВОТ ОНА!!! Свобода моей мечты. Но нет. Ворохом посыпалась критика на распустившиеся издания. Здесь стоит вспомнить, конечно, доклад Жданова с критикой Звезды и Ленинграда, которые печатали Зощенко и Ахматову. Забавно, что критике-то подверглись издания, которые прошли предварительную цензуру. Дошли до того, короче, что критиковали по сути уже самих себя. И таких докладов было много. Ну на этом, собственно, тоталитаризм-то и закончился. С 53 года – оттепель, стишки о любви, восстановление добрых имён некоторых писателей, развенчание культа личности, принесение извинений за критику книг, балетов и т.д. Но на деле было не многим лучше.

Я кончил))

15. Литературная и художественная критика в системе журналистики 20-х гг. ХХ в.

· Специализированные советские журналы («Печать и революция», «Книга и революция», «На литературном посту»,«Жизнь искусства»).

· Критика «толстых» журналов. Ведущие критики 1920-х гг. в СССР (А. К. Воронский, В. Б. Шкловский, Ю. Н. Тынянов, Иванов-Разумник и др.).

· Писательская критика (О. Э. Мандельштам, Б. Л. Пастернак, В. В. Маяковский, Замятин, М. Горький).

· Ведущие критики русской эмиграции (В. Ф. Ходасевич, Г. В. Адамович, К. В. Мочульский, Д. П. Святополк-Мирский).

Чтобы ввести в курс дела:

Литература с конца 1917 г. до начала 20-х годов представляет собой небольшой, но очень важный переходный период. С точки зрения собственно литературной, это было прямое продолжение литературы предреволюционной. Но в ней вызревали качественно новые признаки, и великий раскол на три ветви литературы произошел в начале 20-х.

«Рубежом был, - писал один из лучших советских критиков 20-х годов В. Полонский, - 1921 год, когда появились первые книжки двух толстых журналов, открывших советский период истории русской литературы. До «Красной нови» и «Печати и революции» мы имели много попыток возродить журнал «толстый» и «тонкий», но успеха эти попытки не имели. Век их был краток: старый читатель от литературы отошел, новый еще не народился. Старый писатель, за малым исключением, писать перестал, новые кадры были еще немногочисленны». Преимущественно поэтический период сменился преимущественно прозаическим. Три года назад проза решительно приказала поэзии очистить помещение», - писал в статье 1924 г. «Промежуток», посвященной поэзии, Ю. Тынянов, используя скорее поэтическую метафору. В 20-е годы, до смерти Маяковского, поэзия еще в состоянии тягаться с прозой, которая, в свою очередь, многое берет из поэтического арсенала. Вл. Лидин констатировал, что «новая русская литература, возникшая после трех лет молчания, в 21-м году, силой своей природы, должна была принять и усвоить новый ритм эпохи. Литературным провозвестником (пророчески) этого нового ритма был, конечно, Андрей Белый. Он гениально разорвал фактуру повествования и пересек плоскостями мякину канонической формы. Это был тот литературный максимализм (не от формул и комнатных вычислений), который соответствовал ритму наших революционных лет». В то время первым советским писателям «взорванный мир казался не разрушенным, а лишь приведенным в ускоренное движение» и в немалой мере действительно был таковым: на еще не вполне разрушенной культурной почве «серебряного века» грандиозный общественный катаклизм породил исключительный энтузиазм и творческую энергию не только среди сторонников революции, и литература 20-х, а в значительной степени и 30-х годов действительно оказалась чрезвычайно богатой.

Но с самого начала 20-х годов начинается (точнее, резко усиливается) и культурное самообеднение России. В 1921 г. умер от «отсутствия воздуха» сорокалетний А. Блок и был расстрелян тридцатипятилетний Н. Гумилев, вернувшийся на родину из-за границы в 1918-м. В год образования СССР (1922) выходит пятая и последняя поэтическая книгаАхматовой (спустя десятилетия ее шестая и седьмая книги выйдут не в полном составе и не отдельными изданиями), высылается из страны цвет ее интеллигенции, добровольно покидают Россию будущие лучшие поэты русского зарубежья М. Цветаева, В. Ходасевич и сразу затем Г. Иванов. К уже эмигрировавшим выдающимся прозаикам добавляются Шмелев, Б. Зайцев, а также - на время - М. Горький. Если в 1921 г. открылись первые «толстые» советские журналы, то «августовский культурный погром 1922 года стал сигналом к началу массовых гонений на свободную литературу, свободную мысль. Один за другим стали закрываться журналы, в том числе «Дом искусств», «Записки мечтателей», «Культура и жизнь», «Летопись Дома литераторов», «Литературные записки», «Начала», «Перевал», «Утренники», «Анналы», альманах «Шиповник» (интересный между прочим тем, что сближал молодых писателей со старой культурой: редактором был высланный Ф. Степун, авторами А. Ахматова, Ф. Сологуб, Н. Бердяев, а среди «молодых» - Б. Пастернак); закрыт был и сборник «Литературная мысль», в 1924 году прекратилось издание журнала «Русский современник» и т.п.

В общем, свободные литературно-художественные журналы закрывались, а появлялись первые «толстые» советские журналы («Печать и революция», «Книга и революция», «На литературном посту»,«Жизнь искусства»).

«Красная новь» - первый «толстый» литературно-художественный и научно-публицистический журнал пооктябрьского периода. Начал выходить в июне 1921 под редакцией А. К. Воронского (1921-1927 гг). Просуществовал до 1941 г. Выходил вначале два раза в месяц, затем ежемесячно. В первый период существования «К. н.» центральное место в ней занимал научно-публицистический отдел, со статьями гл. обр. политического и экономического характера. Участниками этого отдела были Ленин, Степанов-Скворцов, Бухарин, Ларин, Фрунзе, Варга, Радек, Милютин и многие другие. В дальнейшем центр тяжести переместился в сторону художественной лит-ры и лит-ой критики. В журнале публиковались статьи и художественные произведения известных и начинающих писателей. Авторы: М. Горький, В. Маяковский, С. Есенин и многие другие. Мы видим, что в отношении художественной лит-ры журнал ориентировался преимущественно на писателей-«попутчиков» (распространенное в сов. марксистской критике 20-х гг. обозначение писателей, стремившихся служить идеалам социалистич. революции или сочувствовавших ей, но в своем миросозерцании нередко стоявших вне рамок пролет.идеологии). Эта ориентация нашла свои теоретические предпосылки в тех взглядах на искусство вообще и на русскую лит-ру революционного периода в частности, которых придерживался А. К. Воронский и к-рые он неоднократно высказывал в ряде своих статей. А возможности пролетлитературы Воронский-редактор отрицал. Формирование «пролетарского сектора» лит-ры проходило вне «К. н.» и почти вне сферы ее воздействия. В критическом отделе «К. н.» помещался ряд статей о современной русской лит-ре. Большая часть их посвящена творчеству попутчиков. Почти весь полемический пыл журнала был направлен против группы «На посту», боровшейся за лит-ую гегемонию пролетарских писателей. Прав-ву это не понравилось, и в 1927 Воронский был выведен из состава редакции. При этом журнал подвергался постоянно усиливающим­ся нападкам, Воронского сняли по обвинению в троцкизме.

«Печать и революция» — советский литературно-критический журнал. Выходил в 1921—1930 годах при Госиздате. Официальный подзаголовок «журнал литературы, искусства, критики и библиографии». В 1921—1924 выходило 6 номеров в год, с 1925 в основном по 8 номеров. Главные редакторы: (1921—1929) Вячеслав Полонский; 1929 Владимир Фриче; (1929—1930) Иван Беспалов

Разделы: «Статьи и обзоры»,«Отзывы о книгах», «Литературный архив», «Материалы по истории литературы и общественности».

Первая книга вышла под редакцией А. В. Луначарского, И. Л. Мещерякова, М. П. Покровского, В. П. Полонского и И. И. Степанова-Скворцова. Ответственным редактором журнала — вплоть до апреля 1929 — являлся В. П. Полонский.

Первоначально журнал стремился дать критическое обозрение вновь выходящей литературы во всех областях науки и искусства. В ранний период журнал сыграл положительную роль в организации нашей литературы, журналистики, издательского дела. Наряду с «Красной новью» он был одним из первых «толстых» журналов СССР, собиравшим вокруг себя культурные силы республики. Постоянными сотрудниками статейного отдела в первые годы существования журнала были В. Полонский, А. Луначарский, М. Покровский, Н. Мещеряков, И. Степанов-Скворцов, В. Фриче, П. Коган, В. Брюсов, Н. Асеев, А. Воронский, В. Переверзев, Н. Пиксанов, Г. Баммель, М. Рейснер, М. Павлович, П. Преображенский, Б. Горев, А. Сидоров, В. Адарюков, А. Арватов, Я. Тугенхольд, А. Федоров-Давыдов, Л. Сабанеев и др. К сотрудничеству в отделе рецензий привлекались многочисленные специалисты соответствующих областей знания. Журнал снабжался гравюрами русских мастеров и другими иллюстрациями.

При наметившемся уклоне в сторону освещения вопросов художественной лит-ры и искусства журнал вплоть до 1929 рецензировал книги по самым разнообразным вопросам, вплоть до естественнонаучных. Существенным недостатком «П. и р.» за годы редактирования журнала В. Полонским был методологический эклектизм — отсутствие

единой принципиальной линии в вопросах искусства, литературы. Наряду со статьями квалифицированных и авторитетных марксистов в журнале печатались без всяких редакционных оговорок статьи (особенно в разделе критики художественной литературы и искусства) формалистские, культурно-исторические, формально-социологические, импрессионистические и др. Уделяя место методологическим дискуссиям (например дискуссия о формальном методе, о социологическом методе П. Н. Сакулина и др.), но не имея собственных твердых позиций, журнал не доводил дискуссий до конца, не делал должных выводов.

В начале 1929 В. Полонский был отстранен от редактирования «П. и р.». Редколлегию составили В. М. Фриче (отв. редактор), И. М. Беспалов (зам. отв. редактора), Р. М. Азарх, П. М. Керженцев, И. И. Литвинов, И. Л. Маца и В. Ф. Переверзев. Вскоре Фриче умер, обязанности ответственного редактора выполнял И. Беспалов. Журнал сделался центральным органом переверзевской группы литературоведов, в конкретных вопросах литературного движения выражал взгляды «Литфронта» (см.). В 1930, после пятого и шестого номеров, журнал прекратил свое существование.

«Книга и революция» - Ежемес. критико-библиографич. журнал, изд. в Петрограде в 1920—23. В журн. печатались литературоведч. статьи, хроника рус. и заруб. лит. жизни, а также обзоры и рецензии по всем отраслям знаний. В редколлегию входили М. К. Лемке, К. А. Федин и др. В «К. и р.» помещены историко-лит. статьи и рецензии Б. В. Томашевского, Ю. Н. Тынянова, В. А. Каверина, В. Б. Шкловского, Б. М. Эйхенбаума и др. 2) Двухнедельный (впоследствии ежедекадный) журнал политики, культуры, критики и библиографии, изд. в Москве в 1929—30. Отв. редактор — П. М. Керженцев. В состав редколлегии входили Н. К. Крупская, М. Н. Покровский, Ем. Ярославский.

«На посту» - критич. журнал. Выходил в Москве под ред. Б. Волина, Г. Лелевича, С. Родова: с 1923 по 1925. С «На п.» связано течение в пролет. лит-ре — «напостовство». Журнал провозгласил борьбу за парт. линию в лит-ре в условиях нэпа (в т. ч. против частных издательств); «напостовцы» отрицательно относились к «непролетарскому» творчеству, к классич. наследству. Резким нападкам подверглись Горький, Маяковский и писатели попутчики. «Напостовцы» требовали установления гегемонии пролет. лит-ры путем передачи им «...руководящего влияния в основных литературных партийно-советских органах печати»

«На литературном посту» - «журнал марксистской критики»; изд. в Москве (1926 – 1932). До 1931 — осн. критико-теоретич. орган РАПП и ВАПП; с 1931 ориентировался гл. обр. на «массовое» лит. движение (кружки, «призыв ударников в литературу»), выходил 3 раза в месяц (одновременно создается теоретич. журн. «РАПП»). В редакцию «На л. п.» входили: Л. Авербах (постоянно), Ю. Либединский (1926—30), В. Ермилов, В. Киршон, А. Фадеев, Б. Волин и др. Журнал осудил отношение «напостовцев» к классич. наследству, пропагандировал «учебу у классиков», уделял внимание заруб. лит-ре. Забота о росте пролет. лит-ры сочеталась в нем со стремлением перевоспитать «попутчиков». Непрерывно атаковались эстетич. позиция критика Воронского. Долго дискутировался вопрос — пролетарский ли писатель М. Горький. Не был признан пролетарским В. Маяковский. Поддерживая некоторых «попутчиков» — напр, И. Бабеля, Ю. Олешу, поэтов-конструктивистов, «налитпостовцы» по существу зачеркивали творчество А. Толстого, Б. Пильняка; резко критиковали М. Пришвина и др.

«Жизнь искусства» - 1) советская художественно-литературно-театральная газета, издавалась в Петрограде в 1918—22. До 1921 выходила ежедневно, затем 2 раза в неделю. Газета имела приложение — Программы петроградских театров. 2) Советский художественно-литературно-театральный журнал. Создан в 1923 на основе газеты того же названия. Издавался в Ленинграде до 1929. Имел приложение — Программы ленинградских театров. В 1930 слился с журналом «Рабочий и театр».

+ «Книжный угол» - книговедческий журнал с уклоном в литературу, с подзаголовком «Критика - библиография - хроника текущей литературы», выходивший в течение 1918-1922 гг. Его редактором был В.Ховин, выпускался журнал издательством «Очарованный странник» и магазином «Книжный угол». Большинство материалов имело форму эссе, критических заметок. Публиковались статьи В.В.Розанова, Б.Эйхенбаума, В.Шкловского, Тынянова; печатались рецензии, библиография, хроника. За все годы вышло 8 номеров журнала.

Первая половина 20-х гг. — относительное равновесие противостоящих тенденций в критике, сравнительно широкие контакты литераторов России с русским литературным зарубежьем (феномен русского Берлина). Вторая половина 20-х — начало 30-х гг. — форсированное формирование монистической концепции советской литературы и соответствующей ей критики, вытеснение независимо мыслящих авторов, в том числе марксистской ориентации.

Ведущие критики 1920-х гг. в СССР:

Александр ВорОнский Первые лит. выступления В. относятся к 1911, когда в Одессе в редактируемой В. В. Воровским газ. «Ясная заря» появилось неск. статей В. на лит.-обществ. темы (под псевд. Нурмин). Лит. деятельность В. развернулась после революции, в 20-е гг. - см. «Красная новь». В. опубл. много статей, рецензий, посвященных проблемам теории иск-ва, общим вопросам лит. движения 20-х гг., творчеству отд. писателей, полемике с лит. противниками. Лит.-критич. Выступления. Не верил в пролетарскую лит-ру, с поста ред. «Красной нови» был снят. В 1937 был репрессирован.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: