Юрий Тынянов

В 1921—30 — действит. член и профессор Российского ин-та истории искусств, где читал лекции по истории рус. лит-ры. Первая кн. — «Гоголь и Достоевский (К теории пародии)» (1921). Уже в этой небольшой книге сказались характерные черты Т. как историка литературы. С поразительной интуицией он умел «читать текст», нащупывая в нем внутреннюю, затаенную жизнь. В самой лит-ре Т. находил картину борьбы направлений, борьбы «за новое зрение». Именно эта «борьба за новое зрение» была гл. темой Т.-литературоведа. История этой борьбы рассказана в его статьях «Архаисты и Пушкин» (1926), «Пушкин и Тютчев» (1926) и др., вошедших впоследствии в его сб. «Архаисты и новаторы» (1929). Одновременно с историч. изучениями Т. занимался вопросами теории лит-ры, примыкая к «формальной школе» в лит-ведении (см. ОПОЯЗ). Вслед за А. А. Потебней он изучал особенности поэтич. языка, в отличие от языка худож. прозы (кн. «Проблема стихотворного языка», 1924). Сотрудничал с журналах «Книжный угол» (см.выше, закрылся в 1924), «Русский современник» (просуществовал всего год, 1924) и т.п

ИванОв-РазУмник - Первая печатная работа — статья «Н. К. Михайловский» («Русская мысль», 1904, № 3). В дальнейшем печатался в журн. «Русское богатство», «Заветы», в газ. «Русские ведомости» и др. В работах по истории рус. обществ. мысли, в кн. о Белинском и Герцене И.-Р. с позиций субъективного идеализма изложил историю рус. лит-ры 19 в., рассматривая ее как историю рус. интеллигенции — «внесословной», «внеклассовой» группы, борющейся с мещанством. История рус. обществ. мысли для него — это история героич. личностей. После Октября 1917 примыкал к левым эсерам. В 1917-18 годах Иванов-Разумник вместе с Андреем Белым и С. Мстиславским редактирует сборники «Скифы» [1918], куда помещает и свои сочинения. В них Иванов-Разумник воздает восторженную хвалу «первым подлинно народным поэтам нашим — Есенину, Орешину и особенно Клюеву, равно избегшим опасностей военного шовинизма и революционного азарта». По мнению Иванова-Разумника, только их голос громко прозвучал в «грохоте громов» революции. В 1919-1924 годах Иванов-Разумник — один из руководителей (товарищ председателя) Вольной философской ассоциации, созданной в целях «исследования и разработки в духе философии и социализма вопросов культурного творчества».С 1919 года неоднократно арестовывался как «идейный вдохновитель народничества», ссылался. Жил в бедности, не имея постоянного заработка. В последний раз арестован в сентябре 1937 года. Отверг все предъявленные обвинения и после почти двухгодичного пребывания под следствием освобождён «за прекращением дела».В октябре 1941 Иванов-Разумник жил в Пушкине. Занявшие город немцы вывезли его в Восточную Пруссию, где до лета 1943 года он вместе с женой был заключён в лагерь для перемещенных лиц. Затем жил в Литве, Германии. Написал воспоминания о своей жизни после 1917 года («Тюрьмы и ссылки») и о писателях в Советской России («Писательские судьбы»).Умер в Мюнхене в 1946.

В особый раздел можно выделить писательскую критику, которая отличается большим вниманием к проблемам художественного мастерства. Писательская критика:

О. Э. Мандельштам (Его выделяло неутомимое стремление к целостному мировоззрению, неудовлетворенность суррогатами мысли. В его статьях, даже раннего периода, нет и признаков герметического рассмотрения произведений искусства вне отношений художественного текста к духовной жизни времени. Пишет ли он о Шенье, Пушкине или Вийоне, Блоке или Белом — он всегда видит их как бы в оболочке времени, их биографии, быта. В статьях 20-х годов, составляющих бо льшую часть его критического наследия, четко сливаются вопросы искусства и общественного сознания. Быть может, ему не дано было до конца увидеть всю многосложность социально-исторических факторов, определяющих жизнь искусства, но неизменно в его статьях присутствует стремление понять значение их в современной жизни, определить соучастие художника в процессе исторического творчества. Эта ориентация на будущее, это твердое убеждение в нравственном значении искусства помогли Мандельштаму не только правильно оценить таких поэтов, как А. Блок, В. Хлебников, В. Маяковский, Б. Пастернак, или таких прозаиков, как М. Зощенко, Вс. Иванов, В. Катаев и др. Статьи и рецензии, особенно 20-х годов, — это круг чтения умного, тонкого читателя, благожелательного даже по отношению к чуждым ему явлениям. В статье 1922 года о Блоке (названной позднее «Барсучья нора») Мандельштам, прокламируя расширение «области безусловного и общеобязательного знания о поэте», выдвигал две методологические задачи, стоящие перед исследователем: 1) что хотел сказать поэт и 2) откуда он пришел. Важнейшей представляется ему проблема литературного генезиса. «Установление литературного генезиса поэта, его литературных источников, его родства и происхождения сразу выводит нас на твердую почву. На вопрос, что хотел сказать поэт, критик может и не ответить, но на вопрос, откуда он пришел, отвечать обязан...»)

Замятин («Еретические» статьи Е. И. Замятина, осуждение им догматизма, защита идеи бесконечности развития (образ революции, не знающей «последнего числа»), неприятие приспособленчества. «Я боюсь» (1921) — прогноз о возможной деградации русской литературы в случае утраты ею духовной независимости. Концепция «неореализма» как искусства, синтезирующего достижения серебряного века с традициями классической литературы. Защита условных форм в искусстве и критика натуралистических тенденций. Обзоры текущей литературы. Проблемы поэтики в статьях Замятина. Вынужденный уход из критики.

А также критические статьи Пастернака, Маяковского, Гумилева, Горького и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: