double arrow

Менеджмент в СМИ


В бизнесе, предпринимательской деятельности термин менеджмент (англ, management – управление) имеет несколько значений. Под ним понимают, во-первых, вид деятельности, связанной с управлением предприятием, фирмой. Во-вторых, менеджмент воспринимают как определенную профессию, представители которой являются специалистами в области управления производственной и иной деятельностью предприятия. Такого специалиста называют менеджером. В-третьих, менеджмент рассматривают как совокупность руководителей производственным коллективом. Таким образом, менеджмент представляет собой специфическую разновидность предпринимательской практики. Практика менеджмента изучается и обобщается его теорией, являющейся одним из направлений теории управления.

Если мы обратимся к газетной редакции или телерадиокомпании, то убедимся, что в рыночных условиях в процессе медиабизнеса менеджмент получает все более важное значение. Но в редакционном коллективе он приобретает специфические черты, определяемые особенностями журналистского труда, подготовки и выпуска газеты или другого периодического издания и экономическими принципами редакционной деятельности.

Редакционный менеджмент – это деятельность, связанная с экономическим управлением редакцией или компанией. Его можно рассматривать и как специальность, профессию, стоящую в ряду других специальностей работников редакции. В деятельности руководителей редакционных коллективов – главных редакторов, ответственных секретарей и др. – уже давно проявлялись элементы того, что мы сейчас называем менеджментом. Но они всегда руководили лишь творческой деятельностью коллектива, уделяя ее экономическим основам незначительное внимание.

Теперь руководители редакции, компании, агентства вынуждены заниматься менеджментом, учитывая его цели. Важнейшая из них – обеспечение существования периодического издания путем формирования и укрепления его экономической, финансовой базы. Это возможно лишь при увеличении его доходов, сокращении расходов и возрастании прибыли. Не менее важна и другая цель редакционного менеджмента: воспитание экономического мышления у всех творческих и технических работников, руководителей и исполнителей.

На пути к достижению этих целей менеджмент ставит перед работниками редакции несколько конкретных задач. Первая из них – задача оптимизации размеров, состава и структуры коллектива редакции или компании. Вторая – оптимизация управления коллективом и организации его работы. Третья задача – оптимизация результатов этой работы – самого издания, его структуры, модели, системы публикаций и др. Решение этих задач менеджмент связывает с оптимизацией работы каждого сотрудника редакции и с выполнением всех операций производства периодического издания на возможно более высоком профессиональном уровне, своевременно, с использованием наименьших ресурсов – человеческих, финансовых и материальных. Таким образом, речь идет о производственном, творческом менеджменте – оптимизации управления процессом подготовки и выпуска периодического издания.

Другой вид этой управленческой деятельности – собственно экономический, прежде всего финансовый менеджмент. Он обеспечивает формирование и укрепление финансовой базы редакции или компании, разрабатывает финансовую политику и, в частности, ценовую политику их руководителей, контролирует процесс разработки редакционного бюджета и следит за балансом.

С процессом менеджмента в определенной степени соприкасается каждый, кто участвует в управлении коллективом редакции, компании или агентства. Не только главному редактору, но и руководителю любого подразделения редакции – творческого или технического, не говоря уж о коммерческом, приходится принимать решения, в той или иной степени влияющие на достижение целей, стоящих перед изданием, на его положение на информационном рынке. Но, прежде всего, отвечает за решение экономических проблем, связанных с деятельностью редакции, специалист – менеджер, наемный управляющий ее экономикой.

В небольших редакциях и компаниях он нередко решает большинство проблем, связанных с укреплением экономической базы издания, советуясь, разумеется, с руководителем коллектива. В этом случае он вынужден быть универсалом и показывать свои знания и умения на разных направлениях своей деятельности. Но в крупном коллективе приходится создавать службу экономического менеджмента. Она состоит из нескольких сотрудников под руководством генерального менеджера. В большинстве редакций наших печатных периодических изданий его называют коммерческим или исполнительным директором. Обычно он входит в состав редколлегии на правах заместителя главного редактора. В редакции, зарегистрированной как акционерное общество, решением важнейших экономических вопросов занимается президент или председатель совета директоров общества. Иногда же главный редактор газеты совмещает свои обязанности с обязанностями генерального менеджера. Правда, опыт показал, что в подобной ситуации это чаше всего происходит в ущерб творческой деятельности коллектива.

Работу службы менеджмента организуют на основе функционального разделения труда. Каждый из ее сотрудников отвечает за какое-либо направление менеджмента. Это приводит к их специализации. Генеральный менеджер осуществляет общее руководство службой, планирует и контролирует деятельность ее подразделений. Важную роль играет финансовый менеджер, отвечающий за разработку и реализацию финансовой политики редакции. Все чаще в состав службы менеджмента вводят менеджера по распространению: реализация издания является одним из главных направлений экономической деятельности редакции. Так как выручка от публикации рекламы стала для большинства редакций и компаний важнейшим источником доходов, разработкой рекламной политики и ее реализацией руководит менеджер по рекламе. Мы уже знаем, что успех финансовой, рекламной и тиражной политики редакции, компании, издательского дома во многом зависит от результатов маркетинговых исследований различных сегментов информационного рынка. За их проведение и эффективность отвечает менеджер по маркетингу (маркетолог). Иногда в крупных компаниях возникает необходимость учреждения должности менеджера по персоналу, помогающего руководителям коллектива проводить кадровую политику.

Нередко каждый из этих менеджеров возглавляет соответствующую структуру или даже несколько подразделений. Так, менеджер по распространению руководит работой отдела распространения и редакционной экспедиции. Менеджер по рекламе отвечает за деятельность отдела рекламы.

В редакциях многих зарубежных изданий и компаниях менеджер – один из руководителей коллектива, наряду с главным редактором. Его роль столь велика, что владелец издания часто больше считается с мнением менеджера, чем редактора. В редакциях российских изданий менеджер – коммерческий или исполнительный директор согласовывает свои решения с главным редактором или редколлегией. Успешно выполнять свои обязанности он может, лишь обладая знаниями, умениями и способностями, которые отвечают требованиям, предъявляемым ныне современному редакционному менеджеру.

Требования к менеджеру. Они разделяются на две группы: общие и специальные.

К общим требованиям относится способность к анализу. Под этим понимают умение быстро представить себе ситуацию, в которой находится редакция или компания, оценить ее и поставить точный диагноз, т.е. безошибочно определить значение новых возможностей, открывшихся с изменением обстановки, или причины ошибок и просчетов, приведших к потерям и убыткам.

Еще более важное значение имеет для менеджера его способность принимать решения. После того как им дана оценка возникшей ситуации, проведен ее анализ и поставлен диагноз, он должен определить средства и методы устранения недостатков или использования новых возможностей, т.е. принять решение – быстро предложить конкретные организационные мероприятия и творческие акции, обеспечивающие достижение намеченных целей.

Однако принять оптимальное решение менеджер в состоянии, лишь обладая разносторонней и масштабной информацией. Это обусловливает требование его концептуальности. Под ней понимают достаточно полное представление о редакции или компании, ее реальных возможностях, планах и перспективах, а также о концепции издания.

Некоторые из общих требований к менеджеру касаются его характера и психологии. Одно из них – оперативность его действий. Среди особенностей журналистского труда, не зависящих от воли учредителей и руководителей изданий, она играет весьма важную роль. Журналист всегда ограничен временем, находящимся в его распоряжении. Но это ограничение относится и к редакционному менеджеру. У него почти никогда нет большого времени для обдумывания своих решений – этого не допускают быстрые изменения ситуации, складывающейся в редакции и ее издании. Задержка с решением может привести к сбою в работе коллектива.

Менеджер – один из лидеров коллектива. Лидерство – непременное качество его характера. Признание сотрудниками редакции менеджера одним из своих лидеров основывается в первую очередь на признании его опыта, умений и способностей. Авторитет менеджера – это авторитет самого знающего человека в той области, которой он занимается, от деятельности которого во многом зависят успех издания и судьба редакции. Его лидерство проявляется на самых разных направлениях – и в поисках оптимального решения проблемы, и в умении организационно обеспечить его реализацию. Менеджер – творческий работник, своеобразный генератор идей, которыми он делится с другими сотрудниками редакции.

Лидерство менеджера в определенной степени зависит и от его требовательности. Он должен уметь потребовать от другого сотрудника редакции выполнения принятого им решения, разумеется, предварительно объяснив ему смысл, цель и значение этого решения. Сумеет ли он это сделать, зависит от его контактности и коммуникабельности.

Редакционный менеджер – не только управленец, организатор. Уже в силу этого он вынужден выступать и как психолог. Ему приходится общаться с самыми разными людьми – представителями и руководителями других организаций и фирм, чиновниками государственных органов. И к каждому нужно найти свой подход, с каждым установить и затем поддерживать контакты, каждого необходимо убедить в своей правоте. Без контактности – умения вызвать у человека доверие и желание поддерживать деловые или неформальные отношения – менеджеру трудно. Фактически он всегда работает и как специалист в области паблик рилейшнз – общественных связей, устанавливая и расширяя контакты редакции или компании с другими организациями.

Воспитание экономического мышления у работников редакции – длительный процесс. Тем, кто инициирует и организует его, предоставляется возможность использования самых разных форм воздействия на человека – от административных, иногда резких и болезненных, до психологических – менее заметных, но подчас более эффективных. Встречаясь с работниками редакции, менеджер побуждает их принять решение, способствующее укреплению экономики издания, подумать, выгодна или невыгодна для газеты или программы та или иная публикация, или убеждает отказаться от проекта, требующего чрезмерных расходов. Он может столкнуться с несогласием или открытым сопротивлением. Но использование в этом случае грубого давления на несогласного, прямого запрета менеджеру противопоказано. Он влияет на человека аргументацией, убеждением. Если это не помогает, приходится обращаться к главному редактору или другому руководителю коллектива, объяснять ему причины отмены решения журналиста. Преодолеть вето менеджера может только руководитель коллектива.

Кроме общих требований редакционному менеджеру предъявляют и специальные. Некоторые из них непосредственно связаны с особенностями газеты или другого периодического издания и редакции как специфического трудового коллектива. Менеджер должен иметь достаточно полное представление о журналистике и ее роли в обществе. Так же как о газете, журнале или аудиовизуальных изданиях – их особенностях и качествах, процессе их подготовки и выпуска, об используемой при этом технике и т.д. Ему приходится разбираться в структуре редакции, обязанностях ее работников, трезво оценивать возможности всего коллектива и его подразделений. И не случайно лучшими редакционными менеджерами часто становятся журналисты, имеющие опыт творческой и организационной работы. Им легче войти в обязанности, связанные с менеджментом.

Другие требования к менеджеру связаны с проблемами рыночной экономики. Без экономических знаний, в частности знания экономических основ журналистики, ему не добиться успеха. Он должен иметь представление о финансовой базе издания. И конечно, быть в курсе изменений, происходящих в разных секторах информационного рынка.

В большой телерадиокомпании или информационном агентстве с их специфичной структурой задачи менеджера усложняются. Но увеличивается число его помощников, укрупняется служба менеджмента, становясь одним из важнейших звеньев коллектива.


Сейчас читают про: