Стилистические средства повышения эффективности медиатекста

Любой текст, представленный в устной или письменной форме, является текстом заранее подготовленным; таким образом, при анализе текстов СМИ мы имеем дело с двумя формами реализации речи: письменной формой и устной реализацией заранее написанного текста. При изучении экспрессивности медиатекста нельзя обойти вниманием вопрос об основных стилистических приемах, употребляемых авторами текстов на уровне синтаксиса, и той роли, которую изучаемые системы просодии и пунктуации играют в создании особых стилистических эффектов.

Прежде всего, обращает на себя внимание особая парцелляция рекламных текстов. В лингвистической литературе парцелляция определяется как:

«интонационное – а очень часто и позиционное – вычленение словоформы или словосочетания, при котором этот отчлененный или вынесенный в конец элемент приобретает интонационный контур и информационную нагрузку самостоятельного высказывания»;

«такой способ речевого членения единой синтаксической структуры, т.е. предложения, при котором она воплощается не в одной, а в нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, т.е. фразах;

«оформление одного высказывания в ряде интонационно обособленных отрезков», отделяемых на письме точками в качестве самостоятельных предложений;

обусловленное коммуникативной интенцией говорящего членение высказывания на две и более части;

«частный случай обособления, т.е. такого смыслового выделения, при котором обособленный элемент вычленяется в отдельное предложение».

Широко распространенными в плане употребления в медиа текстах являются номинативные предложения. По своей коммуникативной функции номинативное предложение представляет собой констатацию наличия называемого в предложении предмета или явления.

2. Популярным спсобом повышения эффективности текстов является стилистический прием параллелизма. В качестве параллельных конструкций могут выступать не только номинативные предложения, но и другие предложения неполной конструкции. Стилистическая эффективность данного приема заключается в создании определенной ритмической структуры текста, помогающей его более четкому восприятию. 3. Достаточно распространенным стилистическим приемом является повтор. Повторение речевого элемента, привлекающее к нему внимание читателя (слушателя), подчеркивает его значительность, усиливает эмоциональное воздействие текста. Повторение одного и того же слова или предложения не только привлекает внимание читателя (или слушателя) к повторяемому элементу, но и добавляет новые оттенки к его содержанию. Стилистическое значение повтора состоит в усилении смысловой весомости повторяемой части текста.

Язык публикации должен быть живым. Изложение – доходчивым. Следует избегать канцеляризмов. Используйте фразеологизмы, пословицы, поговорки, устоявшиеся обороты, если только они уже не превратились в штампы, канцеляризмы. Можно включать в текст и разговорную лексику, но с большой осторожностью, с оглядкой на тему конкретного текста, характер издания, в котором он потом будет опубликован и, соответственно, аудитории, которая это будет потреблять.

Кроме того, важен образный ряд. Можно задействовать образы, хорошо знакомые аудитории, которые вызвали бы какой-то ассоциативный ряд (из истории, из фольклора, из художественных произведений…).

При создании эффективного медиатекста чрезвычайно важна роль заголовка. Он должен быть броским, интригующим, запоминающимся. Можно поиграть словами, используя такие литературные приёмы, как оксюморон или каламбур и т.д. Образцы хороших заголовков можно найти, например, в газете «КоммерсантЪ»; интересно были озаглавлены сюжеты в программе Л. Парфёнова «Намедни» (заставки перед каждым репортажем).

Следует сделать узнаваемыми рубрики, их названия. Возможно стилистическое единство рубрики, заголовка, текст (здесь же - пресловутое единство формы и содержания).

Можно использовать экспрессивно-оценочную лексику (не путать с бранной!).

Внимание аудитории обычно привлекают медиатексты, в которых использованы ирония, сарказм и т.д.

Ещё пара замечаний: Косвенную речь можно разнообразить цитатой. Плюс важно выстроить чёткую композицию.

Вообще же, лучше при ответе на этот вопрос перевести разговор на собственную работу – как лично вы строите работу с текстом, делаете его эффективным и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: