Для более эффективной работы железнодорожного транспорта необходимо планировать перевозки на основании данных, полученных их различных источников. В целом, планирование – одна их важнейших функций управления перевозочным процессом. На железнодорожном транспорте технические нормативы рассчитываются для следующих объектов: железнодорожные станции, центры организации работ железнодорожных станций (ЦОРС), дорога и сеть за определенный промежуток времени. Данные для нормирования определяются на основе системы автоматизированного сбора и обработки заявок на перевозку ГУ-12 в автоматизированной системе (АС) ЭТРАН.
Данными для нормирования служат:
- план формирования поездов;
- график движения;
- техническое оснащение объектов (железнодорожных станций, перегонов);
- расположение локомотивного и вагонного депо на участке;
- перерабатывающая способность железнодорожных станций участка;
- пропускная способность участка.
При техническом нормировании определяются две группы показателей: количественные и качественные.
|
|
Количественные показатели рассчитываются в числовом эквиваленте. К ним относятся показатели по работе вагонного парка и размерам перевозимого груза: количество погруженных тонн груза, количество погруженных вагонов, сдача поездов по стыкам дорог и участков, груженный и порожний пробеги вагонов и пр.
К качественным показателям относятся участковая скорость, оборот вагона и пр.
Оборотом вагона называется время, измеряемое от окончания одной погрузки до окончания следующей в этот же вагон. Функцией нормирования призвано по возможности уменьшить данный показатель.
Погрузка определяется по формуле:
,
где Овыв – вывоз груза с объекта, тыс. т;
Омр – местная работа, тыс. т.
Выгрузка определяется по формуле:
,
где Овв – вывоз груза с объекта, тыс. т;
Омр – местная работа, тыс. т.
Количество погруженных вагонов определяется по формуле:
,
где Пл – планируемый объем перевозок, тыс. т;
Т – планируемый период, сут;
КТ – техническая норма загрузки вагонов;
КЗВ – коэффициент неравномерности загрузки вагонов.
Оборот грузового вагона по дороге рассчитывается по формуле:
,
где lгр – рейс груженного вагона, км;
λ – коэффициент порожнего пробега (равен 0,5);
Vуч – средняя участковая скорость, км/ч;
кМ – коэффициент местной работы (равен 0,8);
Тгр – простой вагона под одной грузовой операцией, ч;
Р – плечо оборота вагона, км;
П – простой вагона на технических железнодорожный станциях, ч.