Убедительно прошу принять меня на работу с 1.10 сего года столяром во вверенный вам мебельный комбинат, т.к. я очень хочу работать, потому что много слышал о вас хорошего и о фабрике тоже. Я уж вас не подведу и премного вам буду благодарен. А вы не пожалеете. Говорят, у меня руки золотые, а трудиться я люблю и умею. С глубоким почтением, Соколов.
Внеаудиторная самостоятельная работа № 10 (анализ стилевых черт и языковых средств в документе)– 1 балл Задание. Распределите устойчивые речевые формулы согласно тем типовым задачам, которые они решают:1) информирование адресата;2) привлечение внимания к проблеме;3) побуждение к действию;4) придание юридического статуса;5) инициирование и поддержание деловых отношений;6) решение конфликтных ситуаций. Ввести в эксплуатацию; информируем Вас о том, что; заключили договор о нижеследующем; убедительно прошу Вас решить вопрос; доверяю; обязываю всех начальников; сообщаем, что; Ваше предложение отклонено по следующим причинам; напоминаем, что; гарантируем, что; мы будем весьма признательны за участие в; организация в лице администрации обязуется; уведомляем, что; настоящей доверенностью уполномочиваю.Тема 2.3.1 Понятие этикета. Назначение и формулы речевого этикета
|
|
№ 73 Как вы понимаете смысл высказывания современного лингвиста? В чем сходство и различие лексического значения выделенных слов?
Ядром речевого этикета является вежливость в различных ее проявлениях: официальная вежливость, дежурная вежливость, приветливость, обходительность, корректность, учтивость, почтительность, тактичность, деликатность, любезность, галантность (А. Балакай).
№ 74 Прочитайте текст. Обратите внимание на происхождение междометия здравствуй(те). В каких речевых ситуациях используется это слово? В каких жанрах официально-деловой речи оно используется?
ЗДРАВСТВУЙ
Сколько раз за свою жизнь мы произносили это слово, самое распространенное и обычное русское междометие приветствия при встрече! Но вряд ли кто-нибудь из нас задумывался при этом о его исконном и исходном смысле. Сейчас оно для нас простой знак вежливости. А между тем первоначальное значение этого слова было глубоко благожелательным.
Ведь здравствуй буквально значит «будь здоров», возводить ли его непосредственно к форме повелительного наклонения глагола здравствовать «быть здоровым; жить» (здравствуи > здравствуй после отпадения конечного безударного и, ср. будь < бу´ди, но неси´, вози´ и т. д.) или же объяснять как форму 1-го лица ед. ч. глагола здравствовать «приветствовать; желать здоровья» (здравствую > здравствуй после отпадения конечного безударного у).
|
|
Заметим, что правильнее – второе. А это значит – наше Здравствуй! аналогично по первоначальному строению современному Приветствую!..
Между прочим, такое же приветственное значение имело когда-то и слово целовать. Обычная для нас семантика этого слова (= лобзать) возникла в нем позднее, в связи с обычаем при встрече не только приветствовать, но и целоваться. Буквально же целовать – «желать быть целым, невредимым, здоровым».
(Н. Шанский)
№ 75 Напишите, как вы считаете, есть ли зависимость между характером человека, его воспитанием, положением в обществе, настроением и теми формулами приветствий, которые он использует? Аргументируйте свой ответ.
№ 76 Ответьте на вопрос:влияют ли особенности ситуации, встречи на выбор приветствия? Иллюстрируйте ответ примерами.
№ 77 Какие формулы речевого этикета вы используете, чтобы обратиться:
1) к пожилому человеку, чтобы узнать, который час;
2) к секретарю директора, чтобы узнать решение по вашему заявлению;
3) к милиционеру, чтобы узнать, как проехать на выставку.
№ 78 Проиграйте предложенные ролевые ситуации. При обсуждении выполненного задания обратите внимание на поведение его участников, их мимику, жесты, интонацию, соблюдение этикетно-речевых правил.
а) Вы – студент: Вам необходимо обратиться с просьбой к преподавателю, одному из родителей, товарищу;
б) Вы - председатель молодежной организации «Турист». К вам пришел: ваш сокурсник, незнакомый юноша (девушка), мастер спорта, представитель фирмы «Спорт»;
в) Вы - работник администрации. Вам необходимо по телефону попросить:
- ветерана Великой Отечественной войны принять участие в празднике;
- ученого из университета выступить в колледже с лекцией;
- руководителя фирмы помочь благоустроить спортивную площадку для детей.
№ 79 Ваш партнер по деловому общению неоправданно выбирает «Ты-общение». Как вы будете себя вести? Какими этикетными формулами вы можете подчеркнуть дистанцию официального общения?
№ 80 Какое обращение вы выберете в начале презентационной речи, если знаете, что гостями церемонии являются бизнесмены, политики, журналисты? Какое обращение уместно, когда вы обращаетесь к своим подчиненным? Как обратиться к секретарю в приемной директора? Как вы обратитесь к швейцару или официанту?
№ 81 Составьте свою визитную карточку. Познакомьтесь с помощью неё с деловым партнером.
№ 82 Познакомьте своего руководителя:
1) с прибывшим иностранным партнером;
2) с клиентом вашей фирмы.
№ 83 Какие этикетные фразы вы используете для вежливой формы отказа:
1) принять предложение;
2) выслать новые каталоги;
3) принять посетителя.