Тема. Общие реакции организма на повреждение
Учебные цели занятия. Студент должен знать:
- этиологию, патогенез по стадиям развития, биологическую роль ОАС и механизмы формирования дисстресса;
- этиологию, патогенез, виды боли и принципы обезболивания;
- этиологию, патогенез и принципы терапии обморока и коллапса;
- этиологию, виды, патогенез и принципы терапии шока;
- этиологию, виды, патогенез и принципы терапии комы.
Студент должен уметь разбираться в особенностях патогенеза различных видов экстремальных состояний и особенностях стратегии их лечения.
Экспериментальная работа. Изучение изменения двигательной и эмоциональной реакции крысы на боль при фармакологической «перерезки» ретикулярной формации аминазином.
Оснащение работы: крысы, шприцы, пинцеты, стеклянные колпаки, 2,5% ампульный раствор аминазина.
Ход работы:
- поместить крысу под стеклянный колпак;
- оценить поведенческую реакцию на новизну ситуации;
- оценить состояние мышечного тонуса;
- оценить реакцию животного на болевой раздражитель (щипок пинцетом хвоста крысы);
|
|
- подкожно ввести 2,5% раствор аминазина в дозе 3 – 4 мг/кг (0,15 мл/кг);
- отметить изменения в поведении животного:
- отметить изменения в состоянии мышечного тонуса;
- после развития каталепсии повторно нанести аналогичный болевой раздражитель;
- оценить изменение в характере ответной реакции крысы;
- дать объяснение механизму наблюдаемого феномена и привести пример его использования в медицине.
Самостоятельная домашняя работа
1.Проработать материал занятия по основной литературе (с. 161 – 178) и конспекту лекции.
2.Изучить блок информации и использовать его в ответах на вопросы и решении тестовых заданий.
3.Ответить на вопросы и решить тестовые задания. Ответы и решения представить преподавателю.
Вопросы:
1.Назовите основные эндогенные факторы повреждения, активируемые стрессированием. Укажите их специфическую альтерирующую роль.
2.Назовите центральные стресс лимитирующие механизмы и укажите их специфическую роль. Какими способами можно их усилить?
3.Назовите периферические антистрессорные механизмы с указанием их роли в стресс-протекции. Какими путями можно их усилить?