Занятие №16. Учебные цели занятия.Студент должен знать

Тема. Опухолевый рост.

Учебные цели занятия. Студент должен знать:

- отличительные особенности доброкачественных и злокачественных опухолей и их классификацию;

- основные облигатные и факультативные канцерогены и их роль в канцерогенезе;

- механизмы и стадии опухолевого роста;

- механизмы защиты организма от опухолевого роста.

Уметь разбираться в путях активации противоопухолевой защиты организма.

Экспериментальная работа. Изучение микропрепаратов различных видов доброкачественных и злокачественных опухолей.

Оснащение работы: микроскопы, окрашенные гистологические препараты опухолей.

Ход работы:

- подготовить микроскоп к работе;

- поместить под объектив изучаемый препарат;

- под малым увеличением найти хорошо прокрашенный участок препарата;

- нанести на покровное стекло микропрепарата каплю иммерсионного масла;

- переключиться на иммерсионный объектив;

- найти и отметить клетки с характерными чертами клеточного атипизма;

- найти и отметить клетки с характерными чертами ультраструктурного атипизма;

- объяснить каким опухолям соответствует тканевой, клеточный и ультраструктурный атипизм;

- назвать характерные явления тканевого, клеточного, ультраструктурного, биохимического и функционального атипизма;

- обозначить профилактические и лечебные меры при опухолевом росте.

Самостоятельная домашняя работа

1.Проработать учебный материал по основной литературе (с. 178 - 187) и конспекту лекции.

2.Решить тестовые задания и ответы представить преподавателю.

Тесты для самоподготовки

1.Отметьте состояния повышенного онкологического риска: а – острые воспалительные процессы, б – хронические воспалительные процессы, в – старение, г – облучение организма, д – иммунодефицитные состояния, е – БЦЖ-вакцинация.

2.Укажите виды атипизма, характерные для доброкачественного опухолевого роста – А и злокачественного опухолевого роста – Б: а – тканевой атипизм; б – клеточный атипизм.

3.Отметьте черты морфологического атипизма, характерные для злокачественных клеток: а – нетипичность формы клеток для данного вида ткани; б – «рецепторное упрощение» плазмолеммы; в – «антигенное упрощение» плазмолеммы; г – гиперхроматоз ядер; д – уменьшено количество митохондрий; е – увеличено количество митохондрий; ж - увеличено количество свободных рибосом; з – увеличено количество лизосом; и - уменьшено количество лизосом.

4.Отметьте черты метаболического атипизма, характерные для злокачественных клеток: а - наличие большого количества изоферментов; б – повышенный захват глюкозы; в – интенсификация аэробного и анаэробного гликолиза; г – отсутствие эффекта Пастера; д – наличие эффекта Кребтри; е – повышенный захват аминокислот; ж – ослаблено дезаминирование и переаминирование аминокислот; з – повышенный захват холестерина и жирных кислот; и – повышена активность ДНК- и РНК-полимераз; к – повышена активность теломеразы; л – самопродукция факторов роста; м – понижена продукция кейлонов.

5.Отметьте черты функционального атипизма, характерные для злокачественных клеток: а – иммортализация; б – несоблюдение предела Хейфлика; в – отсутствие дифференцировки; г – отсутствие «контактного торможения»; д – отсутствие аллогенного ингибирования; е – ослабленные межклеточные контакты; ж – способность к метастазированию; з – усилена пролиферация.

6.Укажите явления, характерные для стадии трансформации – А, стадии промоции – Б и стадии прогрессии – В злокачественного опухолевого роста: а – превращение протоонкогенов в онкогены; б – инактивация генов – супрессоров; в – образование клона опухолевых клеток; г – дополнительные мутации в опухолевых клетках; д – накопление наиболее жизнеспособных и злокачественных мутантов.

7.Укажите эффекты продуктов протоонкогенов в опухолевой клетке - ядерных онкобелков – А, цитоплазматических онкобелков – Б и онкобелков цитоплазматической мембраны – В: а – являются рецепторами для естественных ростовых факторов; б – побуждают клетку к делению при отсутствии внешних митогенных стимулов; в – являются протеинкиназами, изменяющими клеточный метаболизм; г – выполняют роль индукторов или репрессоров генома; д – обеспечивают синтез необычных антигенов и гормонов.

8.Укажите факторы: А - уничтожающие опухолевые клетки в организме и Б - защищающие их от уничтожения: а – макрофагальный фагоцитоз, б – аллогенное ингибирование, в – фибринная пленка на поверхности опухолевой клетки, г – Т-лимфоциты киллеры, д – блокирующие антитела, е – «естественные киллеры» (NK), ж – Т-лимфоциты хелперы, з – Т-лимфоциты супрессоры

9.К механизмам антибластомной резистентности организма следует отнести: а – антителозависимую клеточную цитотоксичность, б – наличие в геноме человека антионкогенов, в – наличие системы репарации ДНК, г – снижение цитотоксичности лимфоцитов, д – эффекты фактора некроза опухолей (ФНО), е – лимфокин-индуцированную активацию лимфоцитов.

10.Укажите признаки, характерные: А - для доброкачественных опухолей и Б - для злокачественных опухолей: а – быстрое развитие, б – медленное развитие, в – экспансивный рост, г – инфильтративный (инвазивный) рост, д – относительно высокая степень клеточной и функциональной дифференциации, е – низкая степень клеточной и функциональной дифференциации, ж – метастазирование, з – рецидивирование.

11.Отметьте эффекты фактора некроза опухолей (ФНО) в организме: а – вызывает кахексию у больного, б – активирует цитотоксичность макрофагов, в – индуцирует конечную дифференцировку опухолевых клеток; г – ослабляет антигенность опухолевых клеток; д – активирует естественные киллеры, е – активирует Т-супрессоры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: