И ее связь с принятием решений

Принятие решений завистит от ЛПР, от его предпочтений, психологических особенностей. Одной из из наиболее актуальных и важных проблем в принятии решений является проблема организации человеческой системы переработки информации. Эту систему на разных уровнях изучают представители разных научных дисциплин и в первую очередь психология.

Психологию можно определить как научное изучение поведения и умственных процессов человека. Психология охватывает широкий спектр проблем: от психофизиологии до социальной психологии.

Изучением человеческой системы переработки информации занимается когнитивная психология. Множество экспериментов, выполненных психологами в разных странах мира за последние 30 лет, позволили получить массу интересных сведений о восприятии, о памяти, о работе человеческого мозга. Мы выделим те результаты, которые непосредственно относятся к проблеме принятия решений человеком.

Принято различать три основных этапа переработки информации в памяти:

-получение информации из внешнего мира (кодирование);

-сохранение информации в памяти (хранение);

-получение информации из памяти (извлечение).

Например, вы видите природное явление и запоминаете это явление (кодирование). Через некоторое время (хранение) вы рассказываете об этом явлении другим людям (извлечение).

Психологи выделяют разные типы памяти для хранения информации в течение короткого и длительного периодов времени: кратковременную память (КП) и долговременную память (ДП). Кроме того, различают также память для хранения разной по характеру информации (факты или умения). Например, навыки управления автомобилем хранятся в иной памяти, чем формальное знание правил дорожного движения. Есть данные, что эти два типа знаний об окружающем мире находятся в разных частях головного мозга.

Психологи предлагают несколько моделей памяти. На наш взгляд, наиболее интересной и правдоподобной является модель памяти, предложенная Р. Актинсоном и Р. Шифриным. Достоинством этой модели с нашей точки зрения является то, что она хорошо объясняет экспериментальные результаты по решению человеком задач переработки информации. Согласно этой модели существуют три вида памяти: сенсорная, кратковременная и долговременная.

Виды памяти различаются временем удержания и объемом запоминаемого материала, способом кодирования и уровнем организации хранимой информации. Информация из внешнего мира поступает в сенсорные регистры, где хранится около трети секунды. Далее она поступает в кратковременную память, где подвергается кодированию и может храниться до 30 с (а при повторениях – существенно больше). Без повторений информация или вытесняется другой информацией, или угасает. Через КП информация может поступать в долговременную память. Последнюю можно представить себе как неограниченное по объему хранилище, в котором информация может храниться долго.

По мнению большинства психологов, именяо в кратковременной памяти человека происходят процессы принятия решений. В соответствии с моделью в кратковременную память поступает информация как из внешнего окружения (через сенсорную память), так и из долговременной памяти. Содержание кратковременной памяти иногда отождествляется с содержанием сознания, гак как человек контролирует операции над информацией, хранимой в кратковременной памяти.

Особенно важным для принятия решений является процесс переработки информации в кратковременной памяти. Психологи выделяют три основных этапа переработки информации в КП: кодирование, хранение, извлечение.

Многокритериальные задачи принятия решений представляют собой особо сложный класс задач для: человеческой системы переработки информации. Наличие многих критериев приводит к большой нагрузке на кратковременную память, заставляя человека использовать различные эвристики для того, чтобы справиться с задачей при ограниченное объеме кратковременной памяти.

В то же время в практической деятельности человека многокритериальные задачи встречаются все чаще, что вызвано необходимостью учитывать одновременно много различных факторов. Именно поэтому психологические исследования поведения человека в задачах многокритериального выбора активно проводятся в последнее десятилетие. Разработаны специальные методики проведения этих исследований.

Результаты экспериментального исследования поведения людей при решении многокритериальных задач были использованы при разработке психологических теорий, описывающих поведение людей в задачах выбора.

Наибольшее распространение получили две теории человеческого поведения при принятии решений: теория поиска доминантной структуры и теория конструирования стратегий.

Теория поиска доминантной структуры была предложена Г. Монтгомери и О. Свенсоном. Они выдвинули гипотезу о том, что при выборе лучшей из нескольких альтернатив ЛПР стремится создать доминантную структуру. Путем попарного сравнения всех (либо части) альтернатив ЛПР хочет найти альтернативу, которая:

• лучше каждой из прочих хотя бы по одному критерию;

• ее недостатки менее существенны, чем недостатки сравниваемых с ней альтернатив.

В соответствии с теорией поиска доминантной структуры ЛПР в процессе принятия решений охватывает взглядом все имеющиеся альтернативы и выбирает ту, которая по первому впечатлению может оказаться доминирующей. Затем он попарно сравнивает с выбранной прочие альтернативы. Если при этих сравнениях выбранная альтернатива оказалась лучшей, то доминантная структура построена, и ЛПР может объяснить свой выбор. Если при каком-либо из сравнений какая-то иная альтернатива окажется лучшей, то уже она рассматривается как потенциально доминирующая и с ней сравниваются все прочие.

Теория поиска доминантной структуры подтвердилась при прослеживании процессов принятия решений методом вербальных протоколов. Оказалось, что внимание (процент от общего времени решения задачи), уделяемое доминантной альтернативе в процессе выбора, было больше, чем для какой-либо иной альтернативы.

Теорию конструирования стратегий предложил Д. Пейн и обосновал другую теорию человеческого поведения при выборе лучшей (или лучших) из многокритериальных альтернатив. Д. Пейн предположил, что в процессе решения задачи используется не одна, а несколько стратегий и эвристик. Сравнивая альтернативы, люди могут сначала пренебречь различиями в оценках по некоторым критериям, затем использовать стратегию аддитивных разностей, далее – стратегию исключения и т.д. Для поведения испытуемых в эксперименте характерна именно совокупность стратегий, а не одна стратегия. При этом на формирование совокупной стратегии оказывают непосредственное влияние те оценки альтернатив, которые попадают в зону внимания человека.

На этапах сравнения альтернатив правила выбора могут изменяться в зависимости от усилий, затрачиваемых человеком при применении формальных правил, и в зависимости от желаемой точности выбора. Люди могут совершать ошибочный выбор стратегии под влияниемтех или иных характеристик альтернатив. Гипотезы Д. Пейна получили подверждение при принятии решений методом информационной доски.

Как отмечает автор этого метода эти черты характерны для неподготовленных специалистов. ЛПР, имеющие опыт в принятии решений, владеют конкретными стратегиями разработки решений и применяют их при решении задач.

Результаты психологических экспериментов свидетельствуют, что возможности человека при принятии решений ограничены. Эти ограничения обективны и определяются особенностями человеческой системы переработки информации.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: