double arrow

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ И ИХ КОРРЕКЦИЯ /В. В. ЛЕБЕДИНСКИЙ, О. С. НИКОЛЬСКАЯ, Е. Р. БАЕНСКАЯ, М. М. ЛИБЛИНГ. - МГУ, 1990


С. 32. Гл. Формирование эмоциональной регуляции в ран­нем онтогенезе.

«В первые месяцы жизни ребенка наибольшее значе­ние имеет обеспечение основных стабильных связей с окружающим миром. По мере развития ребенка, увеличе­ния его активности, самостоятельности в контактах с ок­ружением, большей вариабельности ситуаций, к которым надо приспособиться, к концу первого года жизни возни­кает необходимость активного включения в регуляцию поведения уровней, приспосабливающихся к меняющим­ся условиям. Этот переход от доминирования одних спо­собов адаптации к другим не может происходить совсем безболезненно. Он отражается во временной аффектив­ной нестабильности ребенка, в усилении его тревожнос­ти, страхов.

Взрослый... в процессе постоянного контакта с ребен­ком помогает регулировать и упорядочивать его аффек­тивные взаимодействия со средой, осваивать разнообраз-


ные психотехнические приемы аффективной организации его поведения, стабилизации аффективных процессов.

Если одни сенсорные раздражители с рождения воз­действуют на младенца по закону силы, т. е. прежде всего количественно, то другие с самого начала имеют сигналь­ное, т. е. качественное значение. В отношении последних ребенок активен, направлен на их поиск.

Наиболее существенные моменты.

Во-первых, успешное решение адаптационных задач, встающих перед ребенком в ходе его взаимодействий с окружающим миром, может произойти лишь при разра­ботке специальных аффективных механизмов регуляции поведения в различных ситуациях. Оно также обеспечи­вается использованием особых приемов поддержания внутренней стабильности всей аффективной системы в целом. Одновременное выполнение этих двух функций достигается как за счет выделения на каждом этапе аф­фективного развития в раннем возрасте одного уровня, ведущего в обеспечении адекватного приспособительно-го поведения, так и подключения всех остальных уров­ней для аффективной стимуляции, поддержания необхо­димого психического тонуса.

Во-вторых, последовательность, в которой включают­ся в регуляцию поведения базальные аффективные уров­ни, обуславливается важными задачами реальной адапта­ции ребенка в его взаимодействии с окружающим миром. Задачи эти меняются и закономерно усложняются в про­цессе развития ребенка, расширения и углубления его контактов с окружающим. Таким образом, у ребенка на­блюдается тенденция перехода способов аффективной адаптации, совместной со взрослыми, к адаптации само­стоятельной.

В-третьих, смена одного уровня другим может проис­ходить через временную аффективную дезадаптацию. Вслед за ней идет «подтягивание» новых, наиболее адекватных в данный момент механизмов, которые на предыдущем этапе вызревали постепенно, выполняя лишь функцию аффективной стимуляции.

Особенно сложен переход от доминирования уровней установления стабильных аффективных связей к уровням, отвечающим изменчивым условиям окружения. При этом коренным образом меняется сам принцип адаптации: уже не за счет стереотипного приспособления к стабильной ситуации, а за счет активного освоения, завоевания но­вых ситуаций. Страхи, возникающие в этот переходный

период, отражают несоответствие стабильных уровней эмоциональной регуляции новым задачам адаптации.

Для гармонического развития ребенок обязательно дол­жен пройти через стадию чередования стабильных и ди­намических подвижных способов аффективной адаптации. Пропуск включения какого-либо уровня приводит к бло­кированию дальнейшего психического развития и застре-ванию на более низком уровне.

...Без необходимого каждодневного «эмоционального питания» от взрослого ребенок не может пройти критичес­кие периоды своего развития с достаточным прогрессом».


Сейчас читают про: