Педагогика, 1982

С. 429. «В учении К. Бюлера показаны чрезвычайно ин­тересные сдвиги в психологической «топике» эмоций, т. е. в том, какое место занимают эмоции по отношению к различным психическим процессам.

...Момент удовольствия сдвигается по мере развития ребенка, меняя свое отношение к тем процессам, с кото­рыми он связан. Первой стадией удовольствия является переживание, т. е. конечное удовольствие....Эмоциональ­ное переживание, которое лежит в конце инстинктивной деятельности...

Вторая стадия, по Бюлеру, функциональное удовольствие.

...Ребенку доставляет удовольствие не столько резуль­тат, сколько самый процесс деятельности: здесь удоволь­ствие переместилось от конца процесса к его содержа­нию, к самому функционированию.

Третья стадия связана с предвосхищением удоволь­ствия, т. е. с эмоционально окрашенным переживанием, возникающим в начале самого процесса, когда ни резуль­тат действия, ни само выполнение не являются централь­ным пунктом в целостном переживании ребенка, а когда этот центральный пункт сдвигается к самому началу.

Такими особенностями отличаются процессы творчес­кой игры, отгадки, решение какого-нибудь вопроса. Здесь


ребенок с радостью находит решение, а затем выполняет то, что он нашел, но получение того, что он должен по­лучить в результате действия, уже не имеет для него су­щественного значения.

...Эмоциональные процессы, как показывает исследо­вание Бюлера, не оседлые, а кочевые в нашей жизни, они не имеют закрепленного, раз навсегда данного места».

С. 452. «...Связь обоих процессов — воображения и мыш­ления — с аффективными моментами, участие эмоцио­нальных процессов в процессах мышления, то увидим, что как воображение, так и реалистическое мышление могут характеризоваться высочайшей эмоциональностью и между ними нет противоположности. И обратно: мы уви­дим, что есть такие сферы воображения, которые сами по себе вовсе не являются подчиненными логике эмо­ций, логике чувств».

СЕЛЬЕ Г. СТРЕСС БЕЗ БОЛЕЗНЕЙ. - В СТ.: СТРЕСС ЖИЗНИ:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: