double arrow

государства


Конституция 1993 г., характеризуя Российское государство как демократическое, устанавливает таким образом в России демократический политический (государственный) режим. Согласно ст.3 Конституции РФ народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Каждые 4 года в России проходят выборы главы государства - Президента России; выборы депутатов Государственной Думы - нижней палаты Парламента страны. Выборными являются законодательные органы субъектов федерации, главы этих субъектов, а также органы местного самоуправления. Конституция России была принята референдумом - всеобщим голосованием - в 1993 г. На общефедеральном уровне, в субъектах федерации и на муниципальном уровне действуют представительные органы.

В России существует многопартийная система и политическая жизнь проводится в условиях легального существования оппозиции и реальной борьбы партийных фракций в Государственной Думе. Конституционно закреплено идеологическое многообразие.

Можно говорить о независимости средств массовой информации, что является признаком демократического политического режима.

В России существует местное самоуправление. Нельзя, однако, не заметить, что местное самоуправление находится пока в стадии становления.

Важнейший признак демократии как государственного режима - учет мнений социальных, национальных, религиозных и иных меньшинств.

Правовая система строится не на запретах и ограничениях, а на предоставлении возможностей, свободы выбора поведения.

И, наконец, пожалуй, самая главная черта демократического режима в России - признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией.


1 Заметим, что законы устанавливаются в естественных науках, в социальных (гуманитарных) науках – закономерности. Первые действуют в ста случаях из ста, вторые устанавливаются как тенденции, действуют не всегда, могут проявляться как склонность, направление. Термин «закон» в юридическом смысле (уголовный закон, гражданский закон) имеет иное значение, чем в естественных науках. Юридический закон – это нормативно-правовой акт высшей юридической силы.

[1] Парадигма – еще одно методологически важное понятие. Это совокупность познавательных принципов и приемов отображения процессов в государственно-правовой сфере, задающих логику организации знаний, модель теоретического истолкования однотипной группы явлений. Это концептуальное объяснение природы и сущности государства и права. Теория государства и права допускает сосуществование парадигм, но решающее значение в парадигме придается одному фактору: природно-климатическому, экономическому, социальному, психологическому и т.д.

[2] В учебной юридической литературе нет единства мнений в оценке типичности и уникальности различных путей политогенеза. Так, Л.А. Морозова аргументирует типичность восточного и уникальность западного пути. В.И. Червонюк указывает на типичность обоих путей. См.: Морозова Л.А. Теория государства и права. М. Юрист. 2002. С. 30. Ср.: Червонюк В.И. Теория государства и права. М. ИНФРА-М. 2006. С. 79.

[3] Васильев Л.С. История религий Востока. Учебное пособие. М. Книжный Дом Университет. 2004. С. 40.

[4] Там же. С.45.

[5] Здесь изложен материал в общепринятом ключе, как он преподносится в большинстве учебных источников по теории государства и права. Однако современная политическая антропология утверждает, что античные государства – полисы представляют собой лишь этап в развитии государственности, которому предшествовал этап ранней ахейской государственности по восточному (азиатскому) типу. А это означает, что аппарат ранних государств на Востоке и на Западе формировался из представителей родовой знати. Приход к политической власти богатых собственников есть следующий этап в развитии государственности, характерный для периода эллинской цивилизации.

[6] СЗ РФ. 1995. № 42. Ст. 3921.

[7] Исторические типы государства и права. М. Юр. лит. 1971.

[8] Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. М.: Юрист, 2003. С. 544

[9] Морозова Л.А. Указ. соч. – С. 545


Сейчас читают про: