ВВЕДЕНИЕ
Рыночные реформы, происходящие в экономике России в течение последнего десятилетия существенно изменили характер взаимоотношений между участниками производственного и управленческого процессов, между государственными органами и хозяйствующими субъектами, между деловыми партнерами. Изменились и критерии оценки деятельности субъектов предпринимательской деятельности, и цели, которые эти субъекты выделяют для себя в качестве основных.
Все это обусловило изменение подходов к организации управления производственными процессами и коллективами работников. Появились новые формы управления, стимулирования персонала к производительному труду. Работникам, занятым в сфере управления теперь приходится считаться с появлением новых внешних и внутренних факторов, прямо или косвенно влияющих на результаты деятельности предприятий.
Вполне естественной представляется необходимость дальнейшего развития и эволюции науки управления, достижений отечественных и зарубежных исследований в этой области, выделения менеджмента в отдельную учебную дисциплину.
|
|
Новые условия хозяйствования определяют усиление роли менеджера в организации производства, в управлении коллективами, ужесточают требования, предъявляемые к личным и профессиональным качествам менеджера.
Для создания эффективных систем управления менеджер должен обладать полным набором профессиональных знаний, необходимым опытом их применения в практической деятельности, а также уметь работать с коллективом и с отдельными людьми.
Все перечисленное вызывает необходимость системного, научного подхода к изучению менеджмента.
Данный учебник подготовлен в полном соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего образования ОПД. Ф. 5 по дисциплине «Менеджмент» и предназначен для студентов высших образовательных учреждений сельскохозяйственного направления.
Глава 1. Теоретические основы возникновения и существования менеджмента
ЦЕЛЬ:
Ознакомить студентов с предпосылками возникновения менеджмента как науки, с основными условиями существования рыночной системы хозяйствования, принципами ее функционирования и преимуществами перед плановой экономикой; помочь определить роль и место менеджмента в системе рыночной экономики; узнать основные положения различных школ и направлений менеджмента
ЗАДАЧИ: 1. Изучить основы теории управления
2. Уяснить место и роль менеджмента в системы рыночной экономики
3. Изучить основные законы рыночной
экономики
4. Изучить классификацию управления по различным признакам, иерархию управления; значимость управления на каждом уровне.
|
|
5. Уяснить основные этапы развития теории управления
6. Изучить положения наиболее распространенных теорий различных школ менеджмента
ВВЕДЕНИЕ:
В данной главе рассматривается необходимость и общие основы управления деятельностью государства, отрасли, отдельного хозяйствующего субъекта, группы работников, а также отдельной личности. Рассматриваются этапы развития менеджмента в истории человечества, особенности организации менеджмента на современном этапе. Проводится сравнение различных подходов к основным понятиям менеджмента. Исследуются этапы развития теории управления в дорыночный период.,
Из данной главы читатель сможет узнать:
что такое управление и что такое менеджмент;
на каких уровнях осуществляется управление;
основные определения рыночной системы, законы, по которым действует рынок, предпосылки, необходимые для его существования;
какое место занимает менеджмент в системе организации рыночных отношений;
как развивалась теория менеджмента;
основные положения распространенных теорий менеджмента.